giphy-9

Такой молодой, а уже преподаватель

Как выглядит студенчество глазами преподавателя? А если этот преподаватель сам недавний выпускник? The Вышка поговорила с молодыми преподавателями университета и расспросила их об отношении к профессии, студентам и свободному времени

Ольга Кусраева, 25 лет. Факультет бизнеса и менеджмента/ Школа бизнеса и делового администрирования

Читает курсы:

  • Relationship Marketing (Магистратура, Факультет бизнеса и менеджмента, программа «Маркетинг»)
  • Методология научных исследований в менеджменте: Методы научных исследований в маркетинге (Магистратура, Факультет бизнеса и менеджмента, программы «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», «Маркетинг»)
  • Научный семинар «Дискуссионные проблемы маркетинга» (Магистратура, Факультет бизнеса и менеджмента, программа «Маркетинг»)

О выборе

Может показаться странным, но в детстве, под впечатлением от сериала «Комиссар Рекс» и от книг Конана Дойля, я хотела быть детективом. Было желание анализировать, выводить из мелких частиц что-то большое. Получается, что я не так далеко ушла от детских мечтаний, потому что научная деятельность на этом и строится: мы берем несколько работ, феноменов, явлений, которые есть в обществе, экономике, маркетинге —­ и на основе этого делаем какие-то заключения. То же самое в консалтинге. Консалтинг — это вообще работа детектива в чистом виде. До того, как начать преподавать в университете, я работала в брендинговом агентстве. Мы создавали новые бренды, а для этого необходимо проанализировать рынок, конкуренцию, ситуацию с потребителем. Это очень интересная, но напряженная работа, включающая в себя и консалтинг, и аналитику, и креатив. Даже в течение одной недели приходится сталкиваться со множеством проектов: одним компаниям надо поменять упаковку, другим провести ребрендинг. Очень многогранная отрасль.

О студентах

Одной из целей, которые я для себя выделяла, когда шла в преподавание, было контролировать тренды и держать контакт с новой возникающей целевой аудиторией. Работа со студентом всегда интересна, потому что когда ты на рынке, ты хоть и следишь за новинками и трендами, происходит некоторое устаревание. Отрасль довольно узкая, приходится взаимодействовать с одними и теми же людьми. Студенты — это все-таки другое поколение, у которого другой взгляд на мир, на ценности, на продукт. В маркетинге, если ты разрываешь связь с потребителем, то теряется смысл: не зная своего потребителя, невозможно функционировать на рынке. Помимо этого, мне был всегда интересен сам процесс преподавания, ведь это тоже своего рода стратегия. Еще во время своего собственного обучения в университете я ощутила нехватку каких-то новых способов донесения информации.

Студент меняется, и формат преподавания должен подстраиваться под него.

Со студентами всегда работать весело. Был у нас забавный случай на 8 марта. В качестве поздравления своим однокурсницам студенты принесли два картонных изображения Бреда Питта и Леонардо Ди Каприо в полный рост и поставили их в кабинете на кафедре. Выглядели они довольно реалистично, и когда я после пар вечером зашла в кабинет, никого не ожидая тут встретить, и увидела на фоне окна два силуэта, у меня чуть было не случился сердечный приступ. Потом, помню, сидела на кафедре с этими же Питтом и Ди Каприо, в кабинет заходили студенты, принимали их за живых людей и со словами «Извините, у вас тут совещание» быстро уходили.

О преподавании

Преподавать сложно, не каждый человек может быть преподавателем. Это требует эмоциональных и умственных затрат, должны быть особые коммуникативные навыки. Человек может добиться всего при определенном уровне подготовки и тренировки, но преподавание ­— другой случай. Я пока не уверена, мое ли это, но чувствую, что могу сделать многое в этой отрасли.

 

Сергей Швыдун, 25 лет. Факультет экономических наук/ Департамент математики

Читает курсы:

  • Алгебра и геометрия (Бакалавриат, Факультет бизнеса и менеджмента, программа «Бизнес-информатика»)
  • Дискретные модели в экономике (Бакалавриат, Факультет экономических наук, программа «Экономика»)
  • Методы оптимальных решений (Бакалавриат, Факультет мировой экономики и мировой политики, программа «Мировая экономика»)

О выборе

Какой-то одной профессии для меня особо и не было. В начальной школе я любил читать приключенческую литературу, поэтому было желание заниматься путешествиями и исследованиями. То был детский интерес ко всему окружающему. Став постарше, я хотел реализовать себя в спорте, но в итоге пошел туда, где тоже неплохо получалось, − в информационные технологии и математику. Я поступил в Вышку, а на втором курсе принял участие в одном прикладном проекте. На этом моя студенческая жизнь закончилась. После завершения проекта мне предложили остаться в лаборатории, в рамках которой он проводился. Фактически до сих пор я там и работаю. Темы исследований варьируются. Раньше, например, была тема с поисковыми  системами. Вы вводите запрос, получаете какую-то выдачу. Мы занимались тем, что пытались получить модели, которые прогнозируют релевантность страницы. Сейчас есть похожая задача, связанная с торнадо. Есть информация о циклонах, наблюдения за ними. Мы пытаемся предсказать, что случится, если на датчиках появятся конкретные показания, возникнет торнадо или нет. Практическая польза для людей здесь очевидна. Это одно из немногих исследований, которое я провожу на данный момент со студентами. Они занимаются реально существующими вещами и применяют изученное на практике. Совершенно другое восприятие образовательного процесса.

О времени

Кто-то занимается только одним проектом и может продолжать исследования и год, и два. У меня сейчас есть около шести различных проектов, соответственно, времени мало, но при грамотной самоорганизации его хватает и на себя, и на других. В свободное время я активно занимаюсь спортом. С парашютом не прыгаю, но это одна из вещей, которые очень хочется сделать, пока молодой.

Главная трудность в преподавании заключается в нагрузке. Полноценно я преподаю не так давно, две первые группы студентов у меня появились только в январе. Сейчас у меня шесть групп, и занятия с ними проходят в два раза чаще, чем с моими первыми группами. Поэтому нужно найти баланс между количеством групп и занятий, чтобы проводить их с энтузиазмом и понимать, что ты хорошо сделал свою работу.

О преподавательских фишках

Есть определенные фишки, которые делаются не для того, чтобы специально студентов подставить, а для того чтобы облегчить работу преподавателю. Например, есть двести студентов. Они пишут контрольную, которую нужно проверить. Я знаю преподавателей, которые составляют задачи с такими исходными данными, чтобы в итоге получился простой ответ— условно, либо 0, либо 1. Это и проверить легко, и сложность задачи от этого не меняется. В некоторых ситуациях ответ на такие задачи можно увидеть, даже не решая задачу, а зная определенные свойства. Многие студенты о них забывают и сильно мучаются, поскольку решают задачу напрямую, в итоге где-то ошибаясь и получая в простой задаче какой-то сложный ответ. Я стараюсь такие вещи не скрывать и призываю внимательно смотреть условие задачи.

О преподавании

Преподавание — это одна из вещей, которой я занимаюсь в рамках работы в университете. Главная все-таки научная деятельность. От нее я получаю громадное удовольствие, потому что почти каждый год сфера задач, которые я решаю, совершенно разная. Я не зациклен на одной теме. Особо думать о том, чтобы сменить круг деятельности мне не приходилось, потому что я занимаюсь тем, что мне нравится, и преподавание в том числе. А если у меня нет пятнадцати пар в неделю, то вообще супер.

Анастасия Казун, 25 лет. Факультет социальных наук/ Департамент социологии

Читает курсы:

  • Неформальная экономика (Бакалавриат, Факультет социальных наук, программа «Социология»)
  • Социология (Бакалавриат, Факультет экономических наук, программа «Экономика и статистика»)
  • Социология (Бакалавриат, Факультет социальных наук, программа «Психология»)

О выборе

В школе у меня не было четкого представления относительно будущей профессии. Когда в одиннадцатом классе настало время определяться, вариантов было несколько, причем диаметрально противоположных. В какой-то момент у меня была мысль пойти учиться на геолога. К счастью, мне подсказали, что лазать по горам с гигантским рюкзаком и оборудованием не очень большое удовольствие, и я переосмыслила это свое стремление.

Мне хотелось, чтобы моя специальность была на стыке точных и гуманитарных наук, чтобы были и простор для творчества, и возможности для анализа.

Соответственно, я посчитала, что социология — это то, что мне подходит. Но как многие, кто выбирает себе специальность, я тогда не очень понимала, что такое социолог, кем я буду работать, и что меня ждет в будущем.

Еще на первом курсе магистратуры я была уверена, что буду заниматься чем-нибудь «нормальным» — стану аналитиком или маркетологом в какой-нибудь частной компании. Но так получилось, что к концу первого курса магистратуры я начала принимать активное участие в летних школах и конференциях, пытаться проводить самостоятельные исследования и публиковать их результаты. Все это давало возможность живого общения с умными интересными людьми и, конечно, академического туризма. Эта деятельность увлекла меня, и в аспирантуру я шла уже с твердым намерением остаться в университете.

О времени

Все люди работают с разной скоростью, даже для одного человека эта скорость непостоянная. Тебя как исследователя может захватить тема, появляется вдохновение, желание сделать все быстро. А иногда ты понимаешь, что дедлайн по проекту уже подходит, а сделать ничего не получается. Поэтому некоторые тексты пишутся легко и быстро, а некоторые требуют значительных усилий и временных затрат. Хотя, конечно, сутками работать над статьями невозможно. Во-первых, в какой-то момент мозг уже больше не хочет думать. Во-вторых, у всех, кто работает в лаборатории, есть помимо написания статей и другие обязательства. Всегда есть на что отвлечься.

О преподавательских фишках

            К моему удивлению, студенты не всегда догадываются, что преподаватели разговаривают друг с другом и порой обсуждают их. Многие решения принимаются своеобразным консенсусом. Некоторые заглядывают на ваши страницы Вконтакте. Когда проверяешь письменные работы, не всегда удается вспомнить в лицо каждого студента. Но странички в социальных сетях хорошо освежает память. Так, наверное, делают не все, но молодые преподаватели точно делают.

О преподавании

Когда я начала преподавать, я поняла, сколько всего делала неправильно, когда сама была студенткой, и сколько простых вещей я не понимала. У меня было ощущение, что университет — это так же самая школа, где твоя задача прийти и выполнить задание, чтобы получить оценку. Уже значительно позже я поняла, что гораздо интереснее участвовать в различных активностях, и со студентом приятнее и интереснее работать, если он вовлечен в какую-то деятельность помимо учебной. Вообще, я с интересом и симпатией отношусь к студентам. У меня нет ощущения, что они могут и знают меньше, чем я. Студент — это разумное существо, к которому нет смысла снисходительно относиться.

Ирина Козловцева, 24 года. Факультет экономических наук/ Департамент теоретической экономики

Читает курсы:

  • The Global Financial Crisis (Бакалавриат, Факультет экономических наук, программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»)
  • Макроэкономика (Бакалавриат, Факультет экономических наук, программа «Экономика»)
  • Microeconomics (Бакалавриат, Факультет экономических наук, программа «Экономика»)

О выборе

Недавно моя подруга показывала мне видео, которое снимали в первом классе. На нем я говорю, что хочу быть учителем. И мама, и папа у меня учителя, и долгое время я вообще не представляла других профессий, кроме учителя и врача. Со временем приоритеты менялись, но все равно мой выбор — это своеобразное стечение обстоятельств. Когда я поступила в университет, я вообще не думала, что буду когда-то преподавать, но к четвертому курсу представление об этой сфере изменилось. Я поняла, что мне преподавание нравится гораздо больше, чем скучная работа с девяти до шести где-нибудь в офисе.

О времени

Есть люди, которые занимаются наукой и посвящают ей все свое свободное время. Это больше вопрос распределения приоритетов. Для того чтобы писать актуальные статьи, которые будут интересны не только тебе одному, но и другим, надо смотреть на мир, интересоваться чем-то новым. Это не только позволяет найти темы для исследований, но и помогает отвлечься, посмотреть с другой стороны на себя и свою деятельность.

Основной минус в преподавании — это, пожалуй, неравномерность нагрузки. Бывает так, что ты преподаешь, занимаешься каким-то своим исследованием, и кажется, будто свободного времени так много, что можно заняться еще чем-то новым. А потом наступает сессия. Сессия, конечно, тяжелый период для студентов, но для преподавателя это время не меньшей, а иногда и большей нагрузки. Студент пришел на контрольную, написал её, ушел. А преподаватель тратит время на то, чтобы составить задания, проверить, нет ли в условии ошибок, оценить работы, разрешить все спорные ситуации. Внутренняя работа преподавателя остается для студентов невидимой.

О студентах

Я не склонна отгораживаться от студентов и ставить себя на ступень выше только потому, что я преподаватель. Я очень рада, когда мои бывшие студенты мне пишут, задают вопросы или просто интересуются, чем я сейчас занимаюсь. Первое время было очень непривычно, когда меня называли по имени-отчеству, но со временем пришлось смириться. У меня были ситуации, когда я пересекалась со студентами еще до того, как стать у них преподавателем. Например, мы вместе ездили организовывать Всероссийскую олимпиаду школьников и жили в одной комнате. Было бы странно, если бы после такого они обращались ко мне официально. Если ты живешь какой-то жизнью университета, помимо преподавания и исследований, все равно ты будешь пересекаться со студентами, общаться и взаимодействовать с ними.

О преподавании

Многие молодые преподаватели уезжают учиться, уходят в частные компании и государственные структуры. Я пока не планировала уходить из преподавания: это то, что мне точно нравится, то, чем я могу заниматься, то, что у меня получается. Хотелось бы, конечно, поучаствовать в какой-нибудь зарубежной стажировке, получить PhD, но только с той целью, чтобы дать себе какую-то базу для дальнейшего карьерного роста.

У меня есть ощущение, что я сама где-то в душе еще студент. Отчасти поэтому я преподаю: я не готова отказаться от этого чувства, от того, что ты ходишь в университет на пары, с кем-то общаешься, с кем-то видишься. Студенческая жизнь так затягивает, что многие из тех, что перестают преподавать и уходят работать в другие места, говорят мне: «Как здорово, что ты до сих пор находишься в этой среде». Я слышала такое мнение и полностью его разделяю. Учитывая тот факт, что в Вышке большая нагрузка, постоянно приходится что-то делать, преодолевать сессии, дедлайны, все равно ты находишься в притягательном кругу людей умных, талантливых, желающих чего-то добиться, и это в какой-то степени воодушевляет тебя самого двигаться дальше.

Елизавета Березина, 25 лет.  Факультет гуманитарных наук/ Школа культурологии

Читает курсы:

  • Современный культурный процесс (Майнор)
  • Теория и история русской литературы (Бакалавриат, Факультет гуманитарных наук, программа «Культурология»)
  • История культуры (Бакалавриат, Факультет гуманитарных наук, программа «Культурология»)

О выборе

Сейчас уже сложно вспомнить, кем я действительно хотела быть в детстве, но я всегда говорила, что хочу быть психологом. Определенно, это была модель, заимствованная у родителей. Они у меня психологи, преподаватели в университете. Мне нравился их образ жизни, круг друзей, студентов, я хорошо знала внутреннюю университетскую кухню. Поэтому преподавание для меня далеко не случайность.

О времени

Я начала работать на полную ставку только в этом году. До этого вела отдельные курсы и занятия в лицее Вышки. Часть того времени, которое теперь у меня занимает преподавание, раньше занимала научная деятельность. Я еще учусь в аспирантуре, где у меня тоже есть определенные обязательства. Надеюсь, что чем больше у меня будет практики, тем лучше я смогу структурировать свое время. Тогда, может быть, его получится посвящать не только научной деятельности, подготовке к семинарам и лекциям, но и хобби.

Пока я нахожусь в состоянии эйфории. С началом преподавания возрастает требовательность к себе, но это, скорее, плюс.

Есть, правда, сложность. Мне пока трудно определить границы своего рабочего времени. Например, я могу пойти в кино или в кафе и получить в это время сообщение от студента с важным вопросом. С одной стороны, я понимаю, что человек ждет ответа, но с другой, невозможно постоянно быть на связи, и я могу ответить чуть позже. Такие случаи заставляют меня еще больше ценить тех преподавателей, у которых училась я. Когда тебе отвечают быстро или с развернутым комментарием на какой-нибудь заурядный вопрос, становится понятно, что человек настроен на контакт с тобой, как с коллегой, мнение которого может быть интересно.

О студентах

Почти все студенты называют меня по имени и на «вы». Университет предполагает некоторую иерархию между преподавателем и студентом, хотя бы на время занятий, и без нее, наверное, нельзя. Сейчас я преподаю на втором и третьем курсах бакалавриата, но если бы мне поставили курс в магистратуре Школы культурологии, мне было бы сложнее провести границу между личными и деловыми отношениями с теми студентами, которые для меня прежде всего друзья и приятели.

За то короткое время, что я преподаю в университете, у меня уже успел произойти один эпичный случай. Я не пришла на свою пару по очень странной причине — у меня заклинило дверной замок.

Это была чуть ли не первая наша пара со студентами майнора, поэтому момент был ответственный и волнительный. Но я знала, что мои коллеги меня поддержат, быстро что-то сообразят и объяснят ситуацию группе. Я же постаралась отнестись к произошедшему с юмором.

О преподавании

Поразительно, насколько отличалось мое восприятие внутренней университетской системы в студенческие годы от того, что я вижу сейчас, будучи преподавателем. Некоторые вещи казались мне настолько естественными, что я о них просто не задумывалась. Даже такая банальность: за одной только лекцией помимо нескольких часов подготовки стоят годы изучения преподавателем темы. Для того чтобы подготовить и провести семинар, нужно согласовать его содержание с коллегой, который ведет этот курс, переговорить с академическим руководителем о логике программы в целом. Даже самый маленький элемент учебного плана должен быть включен в большую и сложную структуру. Преподавателю нужно уделить достаточное время на определение себя в этом общем контексте.

Автор: Ксения Рожкова
Фотограф: Елена Ленчукова