1

Как начать публиковаться: краткий гайд

С первого курса у студентов от зубов отскакивает название нашего вуза — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Но какой смысл скрывается за этой фразой, и какие перспективы дает образование в НИУ? Курсовые работы, исследования, проекты – все это готовит нас к одному из возможных способов роста и развития, а именно —  к участию в научных конференциях. О подготовке, консультации, процессе подачи работы и многом другом мы решили спросить у знающего в этом толк человека – преподавателя школы Культурологии Яна Сергеевича Левченко

И вот я решился

Пока интуиция не выработалась, имеет смысл обращаться за консультацией к научному руководителю о том, подходит ли работа для научной конференции. Если с руководителем отношения скорее формальные, надо искать другого авторитетного читателя. Это не должен быть однокурсник, друг, сверстник, если только их выдающиеся способности не являются общепризнанными (например, человек уже много раз ездил на конференции, имеет публикации с какой-либо публичной репутацией). Не стоит ограничиваться только руководствами, наугад найденными в сети. Там много полезного, но много и чепухи. Отличить одно от другого поможет интуиция, а если она пока не выработалась — см. начало ответа.

Об источниках

Рассылки — жанр, уходящий в прошлое, но они все еще работают. Например, в том, что касается гуманитарных наук, работает рассылка Сергея Ушакина (Serguei Alex. Oushakine) – профессора из Принстона, активно модерирующего информационный обмен в этом поле. О русском мире и его окрестностях продолжает рассказывать сайт Ruthenia.ru, но в основном он посвящен только филологической тематике. Обо всем, что касается гуманитарных конференций для студентов и аспирантов, рассказывают сайты наподобие ruconf.ru (неудачный, но какой есть) и cfplist.com (получше, потому что американский и сконцентрирован именно на молодежных мероприятиях).

Централизованные ресурсы наподобие сайта о конференциях РИНЦ и прочих мероприятиях для галочки — это не очень полезно. Если пока нет знакомых, надо мониторить graduate conferences в США (там нередко дают грант на поездку, если заявитель из страны «третьего» мира — России, Эфиопии или Перу), университеты наподобие CEU (Будапешт), Ягеллонский университет (Краков), Тартуский и Таллинский университеты в Эстонии, Европейский Гуманитарный Университет (Вильнюс), Европейский Университет в Санкт-Петербурге.

Подал заявку, но все еще не готов

Каждый заявитель, чье письмо дошло до организаторов, получает уведомление, что заявка принята к рассмотрению. Обычно в этом уведомлении указывается срок, когда все заявки будут рассмотрены и авторы заявок узнают о решении организаторов. Сейчас это часто происходит через сайт мероприятия, но пока не совсем отмененные правила вежливости предписывают организаторам дублировать эту информацию в рассылке по личным адресам заявителей. Если заявитель получил положительный ответ, и будущий доклад включен в программу конференции, он/она либо пишет доклад, чтобы прочесть его в аудитории в указанном временном диапазоне, либо (что встречается все чаще) готовится презентация/текст/папка с изображениями, видео и документами, которые участники высылают организаторам до начала конференции, чтобы материалы были доступны заранее.

Приятных бесед на основании набросков, подготовленных вечером накануне выступления, в научном мире все меньше.

Это жесткая технология, требующая большой отдачи времени и сил. Зачастую присланный незадолго до конференции доклад или другой корпус материалов становится последним фильтром, (не) допускающим заявителя к выступлению. В первую очередь, это касается тех, кто хочет получить финансовую поддержку для участия в конференции в другом городе своей страны или за границей. Для получения так называемого «travel grant» требуются материалы, приготовленные за 2-6 месяцев до мероприятия. Иначе фонд не успеет принять решение – поддерживать заявителя или нет.

Первая публикация

Нужно пробовать разные пути. Слать заявки на мероприятия с открытым Call for Papers (CFP – принятая аббревиатура). Участвовать в конференциях, которые объявляет домашний вуз, и заводить там знакомства из других подразделений и из других вузов. Следить за тем, какие летние школы и другие мероприятия рекламирует домашний вуз. Подписываться на рассылки.

Если нужно публиковать критику и публицистику, а не только науку, то можно писать прямо на любимые порталы, если они не очень известные, а если очень известные и недоступные, пытаться познакомиться с их сотрудниками через социальные сети.

Из научных социальных сетей можно выделить еще academia.edu, которая демократична по определению, хотя в нее заливают свои тексты даже самые именитые ученые.

А можно пример?

Я учился на 2 курсе филфака Тартуского Университета. Куратор студенческих проектов, ныне покойный Петр Григорьевич Торопыгин, сумел создать инициативную группу по возрождению Студенческого Научного Общества, чьи последние проявления исчезли как минимум за 5-6 лет до нашей параллели. Мы провели пару семинаров и составили информационное письмо о конференции молодых ученых. Его редактировал наш доцент Роман Григорьевич Лейбов – культовый человек Рунета, один из ключевых фигурантов сетевых проектов 1990-х. От него мы узнали адреса важных московских вузов, куда разослали свое письмо (электронной и обычной почтой). К дате, указанной в письме, мы получили около 200 заявок только из Москвы, плюс еще 50 из Санкт-Петербурга, Новгорода, Твери, Владимира, Саратова, Киева, Одессы, Вильнюса, Риги, Хельсинки и Берлина, куда мы писем не посылали. Мы удивились и начали отбирать заявки. Так выяснилось, что мы попали в жилу, все истосковались по научным контактам, а 1994 год оказался первым постсоветским годом, когда у избранных людей, занятых интеллектуальным трудом, появились хоть какие-то деньги.

В итоге мы получили грант лично от нашего ректора, оплатили дорогу и общагу гостям, хорошо выпили с ними, а также купили нашему куратору очень хорошие американские штаны.

На следующий 1995 год я поехал на конференцию в РГГУ, которую организовал филолог и философ-анархист – мой друг, ныне тоже, к сожалению, покойный, Олег Киреев. В 1996 я поехал на конференции в Петербург, Тверь и Варшаву. Так оно все и завертелось.

 

Автор: Арина Фартух