2-3

Бунты в ВШЭ

Порой нас всех что-то не устраивает в Вышке: одним не нравится их преподаватель, другие против расформирования любимой группы. Наши герои могли обсудить это в социальных сетях и смириться, но они решили действовать и открыто протестовать. The Вышка выяснила, насколько сложно отстаивать свои права в НИУ ВШЭ и какие студенты ходят в учебную часть не за справкой, а за решением их проблемы

Политология, 2 курс

Почему протестовали

Нас возмущало то, что курс отклонялся от программы. Кроме того, преподаватель прямо сказал нам, что оценка будет выставляться не по программе, и отметил, что в экзамене будет фигурировать посещаемость лекций, в следствие чего в конце каждой лекции мы должны были записывать в список свои имя, фамилию и подпись.

Существенная часть первой лекции была посвящена изучению собственной книги преподавателя, которая не была связана с предметом

На лекции, посвященной онтологии, мы посмотрели видео родов, содержательных комментариев о том, как это связано с материалами курса, преподаватель нам не предоставил. Одна из последних лекций с ним началась с тирады: «Вот политологи возомнили…».

У нас возникли претензии, и мы попытались высказать их преподавателю, но взаимопонимания мы не достигли

Нас пугало, что за прочтением автобиографической книги и просмотром фильмов BBC мы не получим материал, который нам потребуется для экзамена и семинаров. По мере обучения на политологии идёт усложнение базового материала, изученного на лекциях по философии, поэтому мы посчитали, что дисциплина для нас важна, и нам следует что-то срочно предпринимать.

Как действовали

Изначально мы составили обращение, где по пунктам изложили свои претензии с конкретными примерами.  Была выбрана группа людей, представившая разработанный текст перед нашим академическим руководителем. После чего этой группе посоветовали найти больше несогласных и, в результате, под претензией подписалось пятьдесят человек.

Академические руководители ДОЦ школы философии объявили, что в нашей критике есть содержательные пункты, а есть пункты, которые свидетельствуют о том, что между нами и преподавателем сложился конфликт.

На стадии служебного расследования мы давали «показания», где от нас требовали привести как можно больше аргументов

Представители Школы философии присутствовали на одной из лекций, чтобы посмотреть, как всё обстоит на самом деле.

Все боялись, что если этот список с подписями попадёт на стол к этому лектору, и он продолжит преподавать у нас философию, то тогда многим придётся плохо. Поэтому, уговаривая других студентов подписаться под нашим обращением, мы гарантировали им  анонимность, ссылаясь на слова администрации. Имена подписантов раскрыты не были. Через две недели после конца расследования у нас был уже другой лектор.

Кто помогал

В этой ситуации мы бы ничего не добились без помощи нашего академического руководителя, который с большим пониманием отнёсся к появившейся проблеме и выразил желание разобраться. За короткое время он связался с представителями школы философии, также начал расследование, изучил факты, выслушал нас. Весь процесс занял не более двух недель.

Выводы

Семинаристом у нашей группы была жена лектора, как мы выяснили потом. Она рассказала нам, что преподаватель тяжело переживал сложившуюся ситуацию и что самым болезненным для него были наши сомнения в его компетенции.

Единственное, о чем я жалею: мы не попытались потратить больше времени на коммуникацию с ним. Возможно, мы смогли бы прийти к общему решению проблемы.

Однако мы точно не жалеем, что не стали держать ситуацию в своём тесном кругу, а оповестили об этом администрацию, наши претензии были услышаны, рассмотрены и реализованы.

Социология, 4 курс

Почему протестовали

На соцфаке есть обязательная дисциплина, которую очень сложно сдать, многих студентов из-за неё отчисляли из Вышки. За этот предмет по программе выставлялось четыре оценки, потом они суммировались, и итоговая была в ведомости. Нам же выставляли оценку совершенно по-другому: если ты не пишешь хотя бы одну из контрольных, это уже незачёт, хотя по правилам это не должно влиять.

На пересдаче проходной балл был не «4», а «5», на комиссии же проходной был уже «6». Вся контрольная оценивалась в 100 баллов, если мы приходили на пересдачу, то максимальный балл за работу был уже не 100, а 90

На комиссии человек мог максимально получить только 80 баллов. С каждым разом написать контрольную становилось всё сложнее и сложнее. Более того, на решение контрольной нам предоставляли час, задания были рассчитаны строго минута в минуту, порой не хватало времени. У нас было очень много фатальных ошибок: например, папку назвали английскими буквами – за всю контрольную ноль, или флешку положил на секунду позже – преподаватель даже не проверяла.

Как действовали

Староста одной из групп написала нашему преподавателю по другой дисциплине и аккуратно задала вопрос: «Может ли преподаватель так делать?». Об этом узнали другие преподаватели, и начался скандал.

Я до сих пор помню, как на двадцатой минуте занятия преподаватель резко ударила по столу и нас чуть ли не матом начала покрывать.

На пересдачах мы слушали: «Да вы будете все работать секретутками…», — как только нас не называли

Половина девочек рыдали после таких заявлений, это и стало последней каплей для нас.

Мы всем факультетом настояли, чтобы на экзамене присутствовала комиссия, потому что очень много людей вылетали из Вышки из-за этого предмета. Непосредственно к нашему курсу пришла комиссия в полном составе, она следила за тем, чтобы оценки выставлялись правильно и баллы не вычитались из-за того, что это пересдача.

В учебную часть обращаться было бесполезно, так как там никакой реакции на наши требования не последовало. Преподаватель много лет проработала на факультете, её авторитет был неоспорим, поэтому фактически администрация бездействовала. А преподаватель, тем временем, называла свой курс «санитаром леса», обещая, что к концу года половину студентов отчислят.

Последствия

Наши действия её разозлили, она усугубила ситуацию для последующих курсов: пересдач у них не было – две попытки написания. Единственное, что она сделала – убрала фатальные ошибки.

Я считаю, что мы добились того, чего хотели. Был полный состав комиссии на итоговом экзамене. Не было людей, которые не сдали комиссию. Это и стало для нас успехом!

ГМУ, 4 курс

Почему протестовали

Мы не понимали, почему лекции не читались, несколько семинаров не было проведено, так как преподаватель не приходил, и материал, который мы получали на занятиях, был абсолютно бесполезен. На наши вопросы о пропущенных занятиях преподаватель отвечал либо что он их восполнит, при этом не выполняя данное нам условие, либо что его дисциплина «Введение в публичное управление» нам не нужна, и мы зря переживаем.

У ребят начиналась паника, ведь мы не знали, что будет на экзамене, и как к нему готовиться. Поэтому я решил, что нужно изучить программу курса и написать жалобу в учебную часть.

Как действовали

Заявление и текст я готовил сам, но, прежде чем отправить его в учебную часть, я предоставил копию документа всем группам на своём курсе, все изучили. В четырех группах практически все согласились с моим протестом, только в одной мнения разделились пятьдесят на пятьдесят.

Оказалось, что на преподавателя уже были жалобы, но неформальные, то есть учебная часть не могла передать претензии студентов деканату, так как ранее они не были изложены официально

Когда я пришёл со своим вопросом, в учебной части мне посоветовали написать официальное обращение.

Выводы

Преподаватель был уволен. Он давно не устраивал учебную часть, однако только официальная жалоба от нас позволила это сделать. Экзамен мы сдавали в лёгкой форме, и ни у кого из студентов не было проблем с его сдачей.

Я бы написал жалобу, даже если бы знал, что исход будет отрицательным, потому что моя претензия – это изъявление воли студента: то, что активно продвигается в Вышке сегодня.

Экономика, 2 курс

Почему протестовали

Ко второму курсу у нас на факультете формировался исследовательский поток, ребята из которого на первом курсе учились вместе со всеми. Потом же они должны были собраться и ходить на предметы отдельно, так как у них по программе углубленное изучение почти всех предметов. Номер моей группы был «08», мы были последними, поэтому нас решили расформировать. Нам объяснили это тем, что не хватает преподавателей и что это обычная практика. Мы на тот момент были одной из самых дружных групп на курсе и абсолютно не хотели, чтобы нас разделяли.

Действия

Вся группа принимала участие в этом процессе: мы ходили в учебную часть и выясняли, как нам избежать расформирования, кроме того, мы все собрали подписи и отдали своё заявление декану.

Сначала нам пообещали что-нибудь придумать и решить проблему. Однако закончилось всё заявлением учебной части о том, что никакие другие группы расформировать не получается. Нам предложили объединяться в компании до пяти человек и перейти в другие группы.

Обидно, что так получилось, но мы понимаем, что нужно было кого-то расформировать, и, к сожалению, выбор пал на нас.

Автор: Полина Жукова
Иллюстратор: Лиза Стрельцова