Канал хорошего кино
Около года назад началось активное освоение новой платформы — Telegram. Вместо блогов там каналы. Популярность таких страниц значительно меньше, чем во ВКонтакте, Facebook, Twitter или Instagram, но у мессенджера им. Дурова есть целая куча плюсов по сравнению с его «старшими братьями». О тонкостях работы Telegram нам рассказали авторы канала «Кинокляча»
Кто: Олег Баженов, Нияз Галиявиев, Григорий Волчков
Откуда: ФГН, ОП «История»
Что: Telegram канал «Кинокляча»
Об истории канала
Мы впятером (ещё Даша Новожилова и Серёжа Ложкин) работали над проектом «Посланники науки» под руководством Анны Иосифовны Левинзон. Подготовили несколько открытых уроков, среди которых была также 1,5-часовая лекция о «долгом пути» к изобретению кинематографа. И так как мы постоянно в перерывах обсуждали фильмы (тогда ещё были свежие впечатления от «Омерзительной Восьмёрки» Тарантино), о нас сложилось мнение как о ребятах, разбирающихся в кино. Знакомая Анны Иосифовны в то время искала инициативных студентов, которые смогли бы попробовать себя в новом проекте о кино. Ей посоветовали нас. И только через пару недель мы узнали, что это была сотрудница Яндекса. Мы встретились с ней в офисе на Фрунзенской и получили задачу — создать интересный контент про фильмы, рассчитанный на аудиторию Telegram.
В перспективе это могло бы мотивировать людей ходить в кино, покупая билеты через Яндекс.Бота. Мы погрузились в эксперименты с отзывами, но через некоторое время выяснилось, что Яндекс пока не видит смысла в работе в Telegram.
К тому моменту наша аудитория выросла до 1,500 человек. Поэтому мы решили не бросать дело и продолжать писать тексты, но уже в свободном плавании. В нём мы и поныне, и вроде бы не тонем!
О названии
К итоговому варианту мы пришли не сразу, потому что нам хотелось нащупать что-нибудь очень оригинальное. Для начала определились, что это должен быть один персонаж, от чьего лица писались бы отзывы на фильмы. Олег в то время смотрел мультсериал «Конь БоДжек», где образ главного героя — это диванный критик в трусах и с пивком, который по-снобистски критикует фильмы. Начали плясать от этого. И сочинили уйму вариантов! Мы даже повесили голосование на страничках ВКонтакте. И большинство голосов получил вариант «Кинокляча». Так мы в итоге и назвались.
О платформе
Большое преимущество Telegram перед другими мессенджерами — простота создания своего блога. Чтобы завести канал, достаточно нажать «New message» — «New channel». В том же Viber надо проходить пре-регистрацию… То есть не вы решаете, будет у вас блог или нет. Но есть и свои трудности. Например, в Telegram немного туго с продвижением: если вы будете просто писать в свой блог, то читать его будете только вы, ну, может быть, еще пару друзей, которым вы отправите ссылку. Есть система фоловеров, но пользователи Telegram не часто к ней прибегают. Не так часто, как во ВКонтакте или Twitter. Поэтому пиарить канал надо активно. Просто так из ниоткуда люди не приходят. Тебе придется общаться с админами других каналов, анализировать активность их аудитории, наконец, определить, какая аудитория нужна именно тебе.
Хочу добавить, что в Telegram люди переходят по ссылкам с большей охотой, чем во ВКонтакте. Для продвижения другой своей группы во ВКонтакте мы брали рекламу у 80.000+, 100.000+ и даже 250.000+ пабликов единой тематики. Но с них приходило в среднем по 30 человек. В случае с Telegram пост о вашем блоге в канале с 10.000+ подписчиков может привести к вам до 1.000 новых читателей! Плюс проблема в том, что во ВКонтакте огромное количество «мёртвых душ».
В Telegram все люди живые, поэтому где-то 80% аудитории читают всё в первые 2-3 дня. Это подтверждает статистика просмотров.
Для пабликов ВКонтакте на днях тоже прикрепили просмотры. Но для сравнения: количество просмотров крупных пабликов редко достигает 30% от аудитории за всё время с момента публикации записи. В то же время самые крупные каналы в Telegram набирают 100% просмотров в течение недели. Такие высокие результаты достигаются из-за специфики Telegram-каналов. Срабатывает push-уведомление. Ты заходишь в приложение и видишь, что у тебя есть непрочитанные диалоги. Один из них — чат однокурсников, другой — переписка с другом, а третий — новый пост канала, на который ты подписан. Конечно, во ВКонтакте тоже можно поставить уведомления, но там человек подписан на 40 (если не на 100) пабликов, а читает из них штук 10 в лучшем случае. Понятно, что ему не нужно столько уведомлений. В Telegram же средний пользователь читает 5 каналов, но он их реально читает.
Полезные каналы в Telegram от «Киноклячи»
Топ о кино:
@moviehorse — это мы, разумеется
@vadertatooine — блог журналиста отдела культуры с LIFE
@kinanebudet — канал с ссылками на статьи о кино
@mykino — ёмкие, живые, матёрые, отзывы об увиденном
@micmacs — авторский блог кинокритика о фильмах, театре и книгах
Топ для будущих админов (о том, как вообще можно вести канал):
@freakbook — подборки статей на каждый день. Легко и удобно
@themarfa — о самых полезных приложениях для гаджетов. Полезно и часто
@clickordie — об IT, медиа, футболе, версусах и всём, что волнует автора блога. О том, что волнует именно тебя
@stalin_gulag — один из самых популярных в Telegram каналов о политике. О том, что волнует многих
@chekhovpishet — переписка А. П. Чехова. И ничего кроме.
Топ каналов с лояльными подписчиками. В скобках — сколько человек перешло на @moviehorse:
@movieslang (~400)
@v9utra (~380)
@lifehackerru (~230)
@jqofa (~210)
@rozetked (~140)
Очевидно, что это далеко не всё. Внутреннего поискового ресурса практически нет, поэтому процесс поиска конкурентов и коллег затягивается. Кого-то находишь через сторонние ресурсы (внешние каталоги, сайты о Telegram, подборки Telegram-каналов в различных СМИ), о ком-то узнаёшь из чатов, о других — из диалогов с админами крупных каналов. С каждого по нитке — кафтан сшили! В Telegram надо вести активную социальную жизнь, чтобы знать где, что и как. Это всё ещё деревня, так что соседей (и даже дальних) надо знать по имени и в лицо.
Про плюсы работы в Telegram
Про другие тематики не берёмся судить, но можем сказать, какие плюшки получаем мы.
Во-первых, нас зовут на предпремьерные показы, то есть мы смотрим фильмы раньше, чем большинство людей. А это не может не радовать.
Во-вторых, отсутствие в Telegram конкурентов как таковых позволяет дать полёт фантазии, экспериментировать с формами и способами подачи. Мы уважаем своих читателей и именно поэтому стараемся придумывать новые оригинальные ходы, писать о фильме с неожиданных ракурсов.
В-третьих, мы набрали целую команду авторов, у каждого из которых свой бэкграунд, свои интересы и даже возраст свой (от 15 до 25 лет). Это новые знакомства, новый опыт для каждого.
В-четвертых, сюжеты получения легальной прибыли в Telergam уже разрабатываются с помощью сервисов Combot и Sociate , так что первые крупные рекламодатели уже начали выходить на Telegram-комьюнити. Не к нам, конечно, у нас ещё маленький канал, но в мире Telegram прецеденты уже есть.
О взлетах и падениях
Взлётов у нас особых не было. Ни разу не приходили люди непонятно откуда. Всегда этот процесс более-менее строго контролировался. Но были неожиданные способы продвижения. Например, на TheQuestion — с одного лишь ответа о причинах присуждения «Оскара» «Лунному свету» на канал подписалось около 100 человек, а просто перешло и того больше. Это даже для ВКонтакте неплохой результат (если не говорить о настоящих «вирусных вбросах»). А вот падение случилось.
Была договоренность с Sony, что текст про фильм «Другой мир: Войны крови» мы опубликуем не раньше, чем за день до премьеры в России. Ещё и бумажку особую подписали о неразглашении впечатлений раньше положенного срока, но благополучно об этом забыли.
А это был один из первых кинопоказов, куда нас пустили в качестве СМИ. Сразу после публикации текста (это произошло за неделю до премьеры) нам написали на рабочую почту, на аккаунт в Telegram, уже и на сотовый даже позвонили… Было очень страшно, что из-за этого эксцесса прекратится наше сотрудничество, но всё решилось полюбовно. Так что сегодня посмотрели «Живое» (с Джилленхолом и Рейнольдсом в ролях), который в РФ тоже продюссируется Sony — текст на днях опубликуем.
О планах на будущее
Точно сказать сейчас не можем. Есть куча идей выхода на различные социальные площадки. Но на каждой из них должен быть уникальный контент, напрямую связанный с опытом других социальных медиа. Чтобы получился трансмедийный сторителлинг, как это модно сейчас говорить. Но это непросто. Если добьёмся реально больших успехов и придумаем нативные возможности для монетизации — конечно, выпустим свой мерч. Но, как минимум, мы продолжим ходить на показы и писать отзывы в «Кинокляче».
Конечно, с ростом амбиций мы привлекаем в команду всё новых людей (кстати, если вам интересна возможность писать в «Кинокляче» — сообщите нам). Но планы у нас наполеоновские. Так что, надеюсь, через год появится ещё одно интервью, в котором мы расскажем о новых покорённых высотах!
Текст: Сергей Кузминов
Фото: Алеся Грушко