To pay or not to pay: контракт вместо бюджета
Поступление на бюджет – заветная мечта всех одиннадцатиклассников. Однако порой абитуриент отказывается от такого шанса и идет учиться платно. Пять студентов Вышки, выбравшие контракт несмотря на возможность учиться на бюджете, рассказали свои истории поступления и объяснили, почему приняли решение в пользу платного обучения
Полина Ширяева
ОП «Востоковедение», 1 курс
До конца 11 класса я так и не смогла выбрать, что нравится больше – языки или обществознание (право в частности). Искала, где можно найти хороший баланс. Неплохим вариантом казался ВАВТ, но проходные баллы на уровне МГИМО заставили поменять свои планы. Я решила подать на два разных направления – юриспруденция и востоковедение, и положиться на судьбу. Изначально приоритетным вариантом было поступление на целевое обучение в МГЮА им. Кутафина в Институте прокуратуры. У меня были бы и бюджетное место, и гарантия будущего трудоустройства. Я сдавала несколько тестов, по результатам которых имела все шансы учиться именно на этом факультете.
Если бы я прошла в «кутафинку», то вряд ли сделала бы выбор в пользу востоковедения. Но в общем рейтинге абитуриентов я была на одиннадцатом месте при наличии десяти бюджетных.
Так я сделала выбор в пользу китайского языка, который начинала изучать в 10 классе. Я прошла на бюджет в РГГУ, тоже на китайское направление, и все же предпочла обучение в ВШЭ. Я считаю, что качественное обучение китайскому языку дают только два вуза – ИСАА МГУ и ВШЭ.
Но в Вышке меня изначально привлекала неповторимая атмосфера: креативные люди с интересными взглядами на жизнь, настроенные на качественную учебу, а не просто на получение «корочки». В Вышке люди усердно трудятся, и это не может не мотивировать и не вдохновлять.
К тому же, не стоит забывать про скидки. Сейчас моя скидка составляет 50% от суммы обучения, и я всеми силами стараюсь не потерять ее.
Порой я немного жалею, что пошла на контракт: страх потерять скидку, ежегодная индексация стоимости обучения… Все это очень давит на тебя. Однако возможности, которые предоставляет Вышка, во многом стоят того. Здесь каждый найдет, где проявить себя, будь то наука, организационная деятельность или творчество. И, конечно, я убедилась в том, что преподавание в Вышке действительно высочайшего уровня. Поэтому все же я рада, что учусь именно здесь.
Александра Пшеничная
ОП «Менеджмент», 3 курс
Еще в конце 10 класса я решила поступать в Вышку. Учеба в физико-математическом лицее при МИФИ не мешала мне углубленно изучать обществознание и английский язык, писать олимпиады.
Я участвовала в «Высшей пробе» по нескольким предметам, но стала призером по русскому языку, который изначально писала просто «для себя». Этот диплом давал мне не только сто баллов ЕГЭ в любом вузе страны, но и возможность без экзаменов поступить в Вышку на филологический факультет. Но я еще тогда начала интересоваться маркетингом и мечтала о факультете менеджмента.
Когда я пришла в приемную комиссию, парень, который принимал у меня документы, решил отправить меня на все направления подготовки, возможные с моим набором предметов. Через какое-то время стало ясно, что на бюджет менеджмента я со своим количеством баллов не прохожу но внезапно оказалось, что я прохожу на ГМУ. Программы менеджмента и ГМУ очень похожи, но на ГМУ нет маркетинга. Поэтому я твердо решила изучать то, что всегда хотела, и пошла на контракт на менеджмент.
В первый год я получила скидку 50%, но я хотела повысить ее, уделяла много времени учебе. В конце первого курса я дважды попала в топ-10 рейтинга, и это дало мне возможность получить стопроцентную скидку. Но на бюджет я так и не перешла – когда на первом курсе я пришла в учебную часть, мне ответили, что мест для перевода нет. Пришлось довольствоваться только скидкой, так что я, хоть и не получаю стипендию, не плачу за учебу.
Я счастлива, что учусь именно в Вышке. Мой вуз дает мне не только теоретические, но и крайне полезные практические знания.
Сегодня в маркетинге постоянно происходят какие-то изменения, поэтому я очень рада, что у меня есть возможность совмещать учебу и работу и заниматься у преподавателей, которые не только дают академические знания, но и разбирают с нами конкретные кейсы, что очень полезно. Поэтому выбор идти на контракт ВШЭ определенно был моим лучшим решением вопроса о поступлении.
Ольга Стальгорова
ОП «Медиакоммуникации», 1 курс
Я проходила на бюджет на факультет журналистики МГУ – воплощение мечты тысячи абитуриентов, но не моей. Я не хотела заниматься именно журналистикой, для меня это слишком узкое направление. Медиа – все же куда более обширная сфера деятельности.
К тому же, Вышка оказалась более привлекательна для меня по своей политике и атмосфере. Конечно, МГУ – это отличный университет, дающий фундаментальные знания. Однако мне хотелось учиться чему-то более прикладному и применимому на практике.
В МГУ на вступительный я пришла почти случайно. Просто посмотрела на калькуляторе ЕГЭ, куда я бы прошла со своими результатами, подала документы в последний день работы приемной комиссии, к экзаменам не готовилась, только за день до экзамена на консультации узнала формат «эссе + интервью с историческими личностями». Когда я выходила с экзамена, мне казалось, что все ужасно, потому что темы были исторические, а не общежурналистские (к истории я не готовилась). Кстати, когда я выходила с экзаменов по журналистике и медиакоммуникации в Вышке, уверенности в успехе было больше, а результаты оказались ниже.
Помню, как после публикации рейтингов МГУ мне и из комиссии звонили, спрашивали о моих планах, и «ВКонтакте» писали ребята с баллами ниже проходного порога, чтобы понять, попадут ли они на бюджет, если первые места рейтинга освободятся.
С одной стороны, тогда я начала сомневаться в выборе, но потом я смотрела, как каждый день падает порог в МГУ, это косвенно убеждало меня в правильности моего выбора.
Я до последнего надеялась, что смогу пройти на бюджет медиакома по «желтой волне», но мне не повезло. Однако я не изменила своему намерению учиться в ВШЭ. Я получила скидку на обучение 70%. После трех сессий осознаешь, что рейтинг и скидка на самом деле заставляют переживать и находиться в некоем напряжении. Но, возможно, в долгосрочной перспективе у этого есть и свои плюсы
На данный момент я с уверенностью могу сказать, что я не жалею о своем решении и Вышка меня не разочаровала, и, надеюсь, впоследствии я буду неоднократно убеждаться в этом
Василий Петрунин
ОП «Логистика и управление цепями поставок», 3 курс
Я мог поступить на бюджет по специальностям «менеджмент» и «международные отношения» в такие вузы как РАНХИГС, Финансовая академия, РЭУ. Но еще когда я подавал документы на логистику в Вышку, я знал, что хочу только туда. Другие вузы рассматривал просто как запасной вариант. Для меня логистика – это перспективное и денежное направление, я очень доволен своим выбором.
Вышка привлекла меня своей либеральностью, новаторством. Мне льстят завистливые фразы друзей из других вузов, например, из МГУ или РАНХИГС.
Весь первый курс я учился на коммерции и даже не думал, оправдались ли мои ожидания, а просто трудился. У меня был большой стимул: в конце 11 класса я убедил родителей, что точно поступлю на бюджет, но я подвел их. Мне не хватило всего лишь 6 баллов. Подвел меня ЕГЭ по русскому языку. Пробников ниже 90 у меня не было, если не ошибаюсь, и то ошибки всегда были в эссе, а не в тестовой части.
Когда пришли результаты русского, все мои надежды на бюджет тут же рухнули. 84. Я первый раз сделал столько ошибок в тестах. Казалось бы, не такой плохой балл, но я понимал, что это конец.
Узнал я где-то часов в 12 дня. Домой возвращаться не хотелось, и весь день я просто бродил по улице и общался с друзьями, думая, что делать дальше. Часам к 10 я всё-таки пришёл домой. Первое, что я сказал, когда подошла встречавшая меня мама: «Прости». Когда я назвал балл, то она начала успокаивать, мол, это же высокий результат, и я молодец, но по её глазам было видно, что ее надежда или даже мечта рушится. В итоге так и получилось: мне не хватило 6 баллов до бюджета логистики, а хотел я именно сюда. Тогда я нарушил слово, тогда я подвёл родителей.
Как-то в начале осени первого курса мы болтали с мамой, и я спросил её, не жалеет ли она, что выбрала сидение со мной, а не работу. Она произнесла такую фразу, которая до сих пор является для меня стимулом: «Нет, наверное…Зато я тобой занималась. Ты – мой проект. Проект всей моей жизни. Не подведи меня». Каждый вечер первого курса я думал лишь об одном: «Как я мог сделать те ошибки? Как я мог подвести всех? Почему я такой идиот?». Меня это терзало постоянно, я не знал, куда бежать от этих мыслей.
Но, к счастью, всё образовалось, и я реабилитировался в своих же глазах, перейдя на бюджет и получив ПГАС.
Когда я узнал, что есть возможность перевестись на бюджетное место, то быстро собрал все необходимые документы. Кроме того, моя студенческая жизнь еще на первом курсе была очень активной: Студсовет, кураторство…
И когда в конце первого курса я узнал о переводе на бюджет, это был один из самых счастливых дней в моей жизни.
Дарья Коняхина
ОП «Востоковедение», 1 курс
Мои родители мечтали, чтобы я стала микробиологом или генетиком. Я несколько лет училась в школе с углубленным изучением химии и биологии, успешно писала олимпиады, однако становиться ученым или врачом не хотела. Меня интересовала специальность, также связанная с биологией – психология.
Однако у меня оставались некоторые сомнения, к тому же, в 10 классе я подружилась с девочкой, которая увлекла меня культурой Японии и Кореи. Но все же тогда востоковедение как будущую профессию я не рассматривала.
Статус победителя и призера олимпиад по биологии СПбГУ и «Ломоносов» давал мне возможность поступления без экзаменов на любой факультет, связанный с биологией. Я выбрала психологию, но решила на всякий случай подать документы и на востоковедение. Но при приеме абитуриентов в СПбГУ действует очень запутанная система приоритетов, в которой я не до конца разобралась и поставила факультету психологии самый низкий приоритет, полагая, что меня как олимпиадницу непременно зачислят туда. Но я прошла на востоковедение, которое стояло выше по приоритету, и автоматически была отчислена с психологии.
Так я поступила на бюджетное место на восточный факультет СПбГУ, где училась два года, но ушла по ряду причин. Во-первых, я училась на тюркской филологии, куда попала не по собственному желанию, а, опять же, из-за сложной схемы приема.
Саму же меня интересовал только дальневосточный регион – Китай, Корея и Япония, и о том, что буду изучать Турцию, узнала только 1 сентября. Проучившись два года, я окончательно поняла, что мне это неинтересно, и решила перепоступать.
Изначально я планировала все-таки воспользоваться сохранившейся льготой и изучать психологию. Но за время учебы в СПбГУ, несмотря на не вдохновляющую специализацию, я поняла, что меня действительно интересует востоковедение. На семейном совете мы приняли решение идти на платное обучение в Вышку по направлению, о котором я давно мечтала – японистика. И действительно, я не жалею: мне нравится и сам вуз, и преподавание, и предметы, к тому же, у меня есть неплохие шансы перейти на 100%-ную скидку.
Автор: Оля Жабокрицкая