А у нас в Медиадворе
В августе Медиадвор — одно из самых креативных пространств на территории кампусов Вышки — стал ещё красочнее. The Вышка поговорила о реализации этой работы и планах на будущее со студентами, чьими силами на Хитровке появилось граффити
Дарья Фокина
Инициатор проекта, член Студенческого совета, ОП «Реклама и связи с общественностью», 2 курс
Идея
Преобразить Медиадвор мне предложили мои коллеги по студсовету. Но идея требовала согласования: здания Медиадвора — это архитектурные памятники, на стенах некоторых из них нельзя даже устанавливать кондиционеры. Мы обсуждали идею с заместителем декана ФКМД Дмитрием Шелухиным, он одобрил проект и обозначил объекты двора, которые можно использовать.
В итоге мы получили в свое распоряжение целый флигель, находящийся в самом центре Медиадвора.
Поиск
Художника мы искали через личные контакты в социальных сетях. Мы объявили, что нужен человек, который сможет украсить стену флигеля. На чистом энтузиазме, но с возмещением средств за краску. Было одно условие: концепт граффити не должен диссонировать с расположенной в верхней части здания цитатой Наполеона «Четыре враждебные газеты опаснее тысячи штыков». (Эта надпись появилась на стене в 2013 году. Тогда на 5-ой Московской биеннале современного искусства, был создан спецпроект «Медиадвор» — прим. «The Вышки»)
Откликнулись около 15 человек, не все были из Вышки, кто-то из Питера и даже из МГУ. Лишь трое прислали эскизы: красивая надпись «Медиадвор», студентка с ноутбуком и столкновение военных с пользователями медиа. Именно последний эскиз показался нам наиболее уместным, его придумал мой однокурсник Ростислав. После нескольких корректировок и согласования сметы с администрацией нам выделили 20 тысяч рублей, на которые была куплена хорошая краска, и мы приступили к работе.
Лишь трое прислали эскизы: красивая надпись «Медиадвор», студентка с ноутбуком и столкновение военных с пользователями медиа.
Реакция
Руководство факультета не смутило злободневное содержание граффити, ведь проблема влияния СМИ на общественные настроения возникла не сегодня, а с момента появления массмедиа.
Реакцию студентов предсказать невозможно, но, думаю, когда они будут гулять в Медиадворе и увидят это граффити, лишний раз вспомнят о значимости выбранного ими дела.
О вкусах не спорят, но, если кому-то не понравится, у них будет возможность сделать в Медиадворе что-то свое. Медиадвор — это общее пространство, почему бы не совершенствовать его вместе.
Планы
Мы не боимся демонтажа граффити (такая участь постигла значительное количество экспонатов биеннале — прим. «The Вышки»), нарисуем еще. Ничто не вечно, даже знаменитое «Согласовано 18+» пришлось закрасить во время ремонтных работ.
Когда руководство факультета узнало о наших планах по преображению Медиадвора, поступали предложения восстановить утраченные экспонаты. Возможно, это будет реализовано. Уже сейчас мы занимаемся обновлением «Материнской платы» (арт-объект Марины Звягинцевой, выполненный на асфальте Медиадвора в рамках 5-ой Московской биеннале современного искусства — прим. «The Вышки») и планируем поставить лавочки, где студенты смогут отдыхать в перерывах между парами. Скоро будем собирать команду на их покраску.
Ростислав Аверянов
Автор граффити, ОП «Реклама и связи с общественностью», 2 курс
Творческий процесс
Про создание граффити в Медиадворе я узнал от общей с Дашей знакомой. Мы обсуждали различные идеи. Например, был эскиз граффити с различными медиаперсонажами и их цитатами, вроде Октава из «99 франков» и Дэвида Огилви. Но вариант с военнослужащими и пользователями медиа ближе к цитате Наполеона, поэтому мы остановились на нем.
По мере согласования эскизов я добавлял или убирал некоторые детали. Изначально я нарисовал слишком колоритных персонажей. К примеру, персонаж-афроамериканец был изображен в фиолетовом пиджаке, и кто-то подумал, что это сутенер. Поэтому я постарался сделать персонажей нейтральными настолько, чтобы не возникало негативных подтекстов, и выразительными в такой степени, чтобы в их образах четко читалась идея. На реализацию граффити понадобилось шесть дней. В целом было круто, я рисовал в свое удовольствие, хотя жара и осложняла процесс.
Мультикультурное и мультивременное граффити
На граффити современные потребители СМИ сталкиваются с наполеоновскими штыками. Схлестываются и фоны, на которых изображены герои: живой пастельно-бирюзовый цвет фона у медиапользователей и контрастный ему темно-фиолетовый дым со стороны военных.
Персонаж, находящийся ближе всего к военным, говорит, что он знал об их нападении из СМИ. За ним девушка-репортер и двое мужчин, один из которых читает про планирующуюся атаку военных и понимает, что мирные граждане предупреждены, а значит, готовы.
Главный посыл граффити — СМИ сильнее вооруженных людей. СМИ доступнее, СМИ больше в количественном плане, а источником СМИ может стать любой из нас.
В цитатах героев я осознанно использую английский язык, который понятен не только нашим, но и зарубежным студентам или посетителям Вышки. Я изобразил людей разных возрастов, национальностей и культур, чтобы подчеркнуть, что столкновение медиа и властей не обходит никого, касаясь каждого.
Личное
Я занимался рисованием с 6 лет, ходил в художественную школу до 8 класса. После я открыл для себя мир граффити. Учился этому искусству, глядя на работы других граффити-райтеров, особенно Rasko, который делает стрит-арт в Москве на очень высоком уровне. Через знакомых меня просили что-нибудь расписать, и увлечение стало приносить мне заработок. По личной инициативе я согласовал с руководством и разрисовал стену за зданием Лицея Вышки, когда там учился. Перед поступлением увлечение пришлось оставить, времени оставалось лишь на зарисовки в скетчбуке.
Для меня проект в Медиадворе — это возможность вернуться к граффити. Однако я не чувствую себя автором этой работы в полной мере, так как концепция и реализация зависели не только от меня.
Думаю, в Медиадворе можно сделать много чего крутого, но я бы начал с приведения его в порядок: убрать кирпичи, обновить обшарпанные стены.
Реакция
У сотрудников факультета отношение к граффити было разным. Чувствовалось какое-то неприятие нашей инициативы со стороны некоторых представителей старшего поколения, например, завхоза. Наверное, это неизбежное столкновение консервативных и либеральных взглядов. Впрочем, Дмитрий Шелухин сказал, что многие встречают эту идею с улыбкой на лице.
Мне кажется, для студентов граффити станет лишь еще одним объектом фотографирования и выкладывания в Instagram. Наверное, масса однообразных фотографий — это своеобразная цена за размещение арт-объекта в таком живом месте.
Если работу уберут, мне не будет обидно, ведь не я платил за нее. Хотя, конечно, чем дольше работа сохранится, тем приятнее.
Текст: Ирина Чувашева
Фото: Полина Ерёмина