IMG_9947

Вышка, розетка и кофе

В декабре 2016 года команда из выпускников Вышки и МФТИ и одновременно создателей вышкинского клуба путешествий I like trip открыли первое Smart-пространство «Розетка&Кофе». Несколько месяцев спустя появилась еще одна кофейня со своей особой философией — hygge. Создателей трое: Катя Коваль и Антон Никифоров — выпускники Вышки, Артем Кеворков — выпускник МФТИ. Катя отвечает за дизайн и творчество, а ребята — за административные и финансовые вопросы. Мы пообщались с Катей и выяснили, как пришла идея открыть свой бизнес и чем «Розетки» отличаются друг от друга

Открытие первой SMART Розетки


Мы давно хотели иметь свое место в городе, где можно было бы собираться. У нас было много проектов и встреч от I like Trip. Всегда казалось, что нужно свое. Это место так и появилось — хотели создать пространство для наших ребят. И первые несколько месяцев мы существовали только благодаря друзьям. Они поддерживали наши идеи, ходили на наши мероприятия. Мы понимали, что в формате обычного кафе мы не сможем существовать, не планировали делать кухню. И хорошей альтернативой стандартным кафе стала оплата за время.

Мы хотели уйти от уже привычных понятий «тайм-кафе» или «антикафе»: оставили старую систему оплаты за время, но при этом уделили внимание хорошему кофе.

Так и появилась идея SMART, и очень хочется, чтобы этот формат прижился. Первая Розетка — это SMART-пространство. Эта концепция предполагает бизнес, образование и искусство. Тут собираются очень крутые люди, бизнесмены и студенты. Именно они и создают такую «умную тусовку». Конечно, мы, как выпускники Вышки и МФТИ, ориентируемся на наших студентов. И даже местоположение на Мясницкой выбрали неслучайно.

Вышка тоже нас поддерживает: например, у нас проводят выступления HSE Talks. Мы стараемся привлекать новых партнеров, которые могут проводить ивенты в нашем пространстве, таким образом мы расширяем нашу аудиторию. Например, мы работаем с Level One и «Синхронизацией»: это ребята, которые читают лекции по искусству, истории, философии на разных площадках. Мы предоставляем им только площадку, а они приводят свою аудиторию. И как раз наша составляющая ART затрагивается этими лекциями. Также у нас проходят спектакли и концерты.

Розетка в стиле Hygge


Розетку на Мясницкой мы открыли в декабре 2016 года, но хотелось открыть что-то еще, уже другое по формату. И мы открыли вторую кофейню, в её традиционном понимании, но соответствующую философии Hygge. Однажды моя подруга принесла мне книгу «Hygge. Секрет датского счастья» и сказала: «Я не знала, что тебе подарить, но то, что вы делаете в Розетке, –это очень близко к Hygge».

Это датское слово, которое означает уют и благополучие. Дания занимает первые места как одна из самых благополучных и счастливых стран в мире, и такой уют у них очень ценится. Hygge нельзя описать в двух словах, это скорее про чувства и ощущения. В первую очередь, это скандинавский дизайн и детали: свечи, пледы, какао и тепло. И, конечно, атмосфера и люди — то, что ближе всего к нам. Мы считаем, что нужно находить время на себя и на своих близких, несмотря на бешеный ритм Москвы, и мы хотели, чтобы наши гости могли ощутить тепло домашнего уюта, даже просто забежав за кофе с собой. И, кажется, у нас получилось: люди не хотят уходить, хотя изначально мы планировали, что чаще люди будут брать кофе с собой.

Место еще и мегафотогеничное — наши инстаблогеры очень любят фоткать каждый уголок.

 

О кофе и еде


Мы не только готовим кофе, мы рассказываем о нем людям. Мы обсуждаем тему кофе без особого пафоса и кофейного снобизма, но, конечно, заботимся о его вкусе.

Что касается еды – мы работаем с маленькими семейными проектами, у каждого из которых есть свои концепция, история и характер. Мы будем менять еду и проекты для сотрудничества, чтобы людям было интересно пробовать что-то новое. Мы не воспринимаем эти компании как поставщиков — это наши партнеры и друзья.

В нашей концепции превыше всего люди: и наши работники, и наши партнеры, и наши гости.

 

О людях в кофейне


В обеих кофейнях все делалось нашими руками и с помощью друзей. Но делегирование обязанностей произошло уже после открытие второй Розетки, до этого делали «все и всё».  Мы — небольшая корпорация, но в этом и плюс: можем всегда друг друга подстраховать. Сейчас мы нанимаем людей на бар: когда ты сам стоишь на баре, невозможно решать организационные вопросы. У нас есть и шеф-бариста, который сам рассказывал нам про то, как готовить кофе.

Обычно к нам приходят ребята, которые уже имеют опыт работы в кофейне. Их нужно лишь погрузить во внутреннюю культуру общения: у нас нельзя просто отдать чашку с кофе и сказать «до свидания».

Наши бариста очень классные, они вкладывают свою индивидуальность в работу. Они запросто могут выйти из-за барной стойки, сесть к гостям и поговорить.

В SMART Розетке немного другие люди. Здесь важны координация пространства и общение с гостями, умение справляться с потоком людей, которые приходят на мероприятия.

Мы определились с ведением кофеен и разобрались с их управлением, но вполне возможно, что правила игры будут меняться. Мы учимся на своих ошибках вплоть до того, чтобы не ошибиться в выборе стаканчиков. Иметь свой бизнес — это интересно и круто, но есть и свои минусы: сейчас мы никуда не можем уехать вместе с I like Trip. В этом году даже не смогли организовать ежегодный SummerVille в Крыму: не можем бросить наши Розетки! Сейчас втроем никуда не ездим, но очень надеемся отправиться на новогодний выезд вместе.

 

Планы на будущее


Тем не менее, мы не собираемся останавливаться: хотим открыть to go coffee place — маленькое место, где можно только взять кофе с собой. Но мы не хотим превращаться в сеть. Таких, как SMART, больше не будет. Еще хотим открыть кофейню в Питере. Там больше таких необычных мест, но в то же время люди иначе живут, ходят, тратят, совсем другое поведение потребителей.

Советы открывающим свое дело


В первую очередь – не бояться и пробовать. Артем часто говорит, что есть вещи, которые надо делать, а есть внутренние ощущения – что тебе кажется будет прикольно сделать. Зачастую мы закрываем глаза и делаем так, как чувствуем, и попадаем в нужный формат. Очень важно прислушиваться к себе. А еще очень важно ответственно ко всему подходить. Только сделав 100 мероприятий, а не 20, ты можешь говорить о том, что у тебя есть опыт. Нужно делать с каждым разом больше и качественнее.

Самый главный совет — делать, рискуя, но с головой на плечах.

Текст и фотографии: Лена Карзанова