IMG_8909

Учу других, учусь сам

Многие студенты подрабатывают репетиторами, занимаясь пару часов в неделю с детьми знакомых. Мы поговорили со студентами разных факультетов и узнали, действительно ли это так легко, как кажется на первый взгляд

Иван Солоненко, 3 курс бакалавриата, факультет математики

Преподает: математика

О первом опыте работы

Все началось еще в школе. Моя мама работает учительницей, и когда я учился в 10-11 классах, она часто звала вести уроки ее ученикам. Это было не совсем репетиторство, скорее подготовка к олимпиадам по математике и физике. Потом уже на 2 курсе захотелось взять ученика и по финансовым причинам, и потому, что было интересно помочь ему лучше написать ЕГЭ и показать собственное видение на математику как на науку.

О работе сейчас

Пока что у меня два ученика, но планирую взять еще одного. Они оба готовятся к ЕГЭ, сдают 10-11 класс экстерном, поэтому мне приходится в ускоренном темпе объяснять им материал. Я всегда составляю листки с подборками задач, сам пишу теорию, на что трачу много времени.

Мне очень важно, чтобы мои ученики действительно поняли тему, а не просто запомнили алгоритм решения задачи.

Мне хотелось бы объяснять и университетскую программу: например, математический анализ, но пока таких предложений не поступало. Сейчас я учебный ассистент на факультете по двум предметам, хотя это не совсем репетиторство.

О плюсах и минусах репетиторства

Самое простое – это финансовая независимость, также мне приятно видеть, как у учеников возникает понимание темы. Ну и еще, наверное, это пусть и маленький, но все-таки вклад в улучшение образования в нашей стране.

Я считаю, в школах зачастую очень плохо преподают математику, из-за чего почти все школьники теряют к ней всякий интерес.

Минусов я особо не могу выделить, за исключением большого количества потраченного времени.

Об обязательных качествах репетитора

Хороший репетитор должен быть ответственным, усидчивым, также уметь сохранять спокойствие, когда твой ученик откровенно тупит, и понимать, что не всегда для твоих учеников все так очевидно, как для тебя.

О дальнейших планах

Я планирую заниматься наукой, но хотелось бы совмещать это с преподаванием, предпочтительнее – в западном вузе.

Студентка 2 курса бакалавриата, ОП: социология

Преподает: китайский язык

Героиня согласилась дать анонимное интервью

О первом опыте

Я учила китайский язык с 5 класса, в 11 классе поехала на Всероссийскую олимпиаду школьников по китайскому языку, стала призером. Когда я была уже на 1 курсе, мне написала мама девочки, которая увидела меня в списке призеров олимпиады, и попросила позаниматься с ее дочкой. Сначала мы занимались с ней по Skype, а затем я повесила объявление на Avito, когда уже была уверена в том, что действительно могу это делать. Так пришло два ученика – одна девочка и женщина старше меня, которой нужен был китайский язык для работы.

Об учениках сейчас

В конце 1 курса я зарегистрировалась на profi.ru, там надо было сфотографироваться с паспортом и с сертификатом о знании китайского языка. Нашла там учениц, я решила взять только двух, так как они близко живут, чтобы не тратить много времени на дорогу. Также я не беру совсем маленьких детей, потому что с ними надо уметь обращаться, мне комфортнее с ребятами постарше.

О забавных ситуациях

Один раз я рассказывала девочке, которой было лет 8, про административное устройство Китая, использовала слово «парламент». Потом до меня дошло, что вряд ли она знает это слово.

Спросила: «А ты знаешь, что такое парламент?», на что девочка спокойно мне ответила: «Ну да, у меня мама это курит». С детьми всегда интересно и весело.

О подготовке к занятиям

Перед самым первым занятием я долго вспоминала основы китайского – ключи, графемы, черты: то, из чего вообще состоит язык, также просматривала свои старые учебники, много материала искала в Интернете. Еще мне нравится рассказывать детям про культуру Китая, чтобы расширять их кругозор. Вообще я не пишу планы урока, просто ориентируюсь на то, что было на прошлом занятии и пытаюсь сделать этот час максимально полезным для ребенка.

О плюсах и минусах репетиторства

Из плюсов, безусловно, финансовая независимость, мне нравится преподавать китайский, так я чувствую, что точно не забуду язык.

Есть риск всегда прийти в квартиру не к ребенку, а к маньяку, поэтому на первое занятие я всегда хожу с отчимом, чтобы у родителей была уверенность в моей безопасности.

Анастасия Ларионова, ОП: журналистика, 1 курс бакалавриата

Преподает: английский

О первом опыте

Я начала работать в 9 классе по двум причинам – нехватка денег и желание приобрести педагогический опыт. Решила преподавать именно английский, так как он лучше всего получался и процесс обучения приносил удовольствие. Мне очень повезло, потому что буквально сразу же нашлась девочка, дочка знакомых, которой нужен был репетитор по английскому языку. Мне нравится заниматься с детьми, чувствовать, что могу дать им некоторые знания, к тому же это дополнительная практика языка, пусть даже на базовом уровне.

О работе сейчас

Из-за учебы пришлось сократить их количество, поэтому пока что я занимаюсь только с одной девочкой. Я не ищу людей, которым требуется моя помощь, обычно они сами меня как-то находят – либо через знакомых, либо через бывшую школу. Я не беру ребят старше 8-10 лет, это наиболее комфортный возраст для меня. Сначала они не воспринимают меня всерьез, но вскоре это проходит. Дети классные! Они делают меня добрее, потому что когда я прихожу на занятие, мне надо забыть про все проблемы, улыбаться и быть приятной, чтобы создать правильную атмосферу.

О требованиях в работе с детьми

Вот чего точно не требуется, в отличии от работы с другим возрастом, так это сертификатов о знании языка. Родителям достаточно видеть, что ты умеешь говорить с их ребенком, найти к нему особый подход и объяснить ему то, что не смог донести учитель в школе.

О неприятных ситуациях

Мне удалось избежать крупных конфликтов, хотя знаю, что такое часто происходит. Правда поначалу родители сидят на занятиях, пытаются как-то контролировать процесс. Это не конфликтная ситуация, скорее мне просто неудобно, и чувствую недоверие. Потом правда родители понимают, что занятия проходят спокойно, и перестают присутствовать на них.

О подготовке к занятиям

Для меня это работа, я серьезно отношусь к нашим урокам, долго готовлю материал, пишу планы, ищу какие-то игры вне учебников, чтобы детям было интересно. Я стараюсь быть со своими учениками наравне, чтобы они видели во мне не строгую учительницу из школы, а человека, который хочет помочь.

О планах на будущее

Я вижу себя репетитором, но не преподавателем, потому что очень трепетно отношусь к каждому ребенку и не представляю, какая это ответственность – учить сразу много детей. Вообще после сессии я хотела бы набрать детей постарше и готовить их к ЕГЭ по английскому, так как, думаю, уже готова к такому возрасту.

О плюсах и минусах репетиторства

Из плюсов хочу отметить общение с детьми, а из минусов, наверное, двойной тайм-менеджмент, потому что зачастую очень сложно в безумно загруженную всякими дедлайнами неделю найти место для подготовки к занятиям, но это надо сделать.

Ребенок может прийти неподготовленным к уроку, ты –нет.

Возникают трудности при совмещении работы с учебой, и они все растут ближе к сессии, но я утешаю себя мыслью о том, что репетиторство – это только пара часов в неделю, которые я могла бы просто проспать.