Нужна ли мага
Ежегодно многие выпускники бакалавриата задаются вопросом: «Что делать дальше? Куда податься?». Для того, чтобы дать однозначный ответ, в первую очередь нужно пообщаться с профессионалами. Магистры и преподаватели рассказали о том, почему стоит продолжить обучение после бакалавриата
Михаил Орехов
Магистратура, 2 курс, МИЭФ
Уровень
Знания предмета после обучения в магистратуре увеличились в разы. Я заканчивал бакалавриат в пермской Вышке, поэтому, когда приехал сюда, первые месяцы пары по математике для меня были тихим ужасом. Основные дисциплины у меня микро- и макроэкономика. В первый год по предметам я узнал многое, даже темы, которых раньше не слышал. Перед экзаменами, естественно, все закреплялось.
Мышление в магистратуре развивается: с задачами, над которыми я раньше долго сидел, теперь справляюсь намного быстрее. Первая из причин, почему стоит идти – это, конечно, развитие умственных способностей: в магистратуре ты начинаешь думать эффективнее.
Кроме того, большую роль играет networking, то есть общение с людьми, которые тоже будут где-то работать и, возможно, в будущем смогут тебе помочь
Не исключаю и престиж статуса магистранта: когда ты приходишь и говоришь, что учишься в маге МИЭФа, работодатель замечает потенциально высокое качество образования.
Причины
Одна из причин, почему я поехал учиться в магистратуру в Москву – красный диплом по моей специальности. Наверное, это и подтолкнуло меня двигаться дальше – захотелось развиваться в этом профиле. При поступлении нужно портфолио: необходимо было принести достижения и грамоты. Благо, у меня их было немало. На следующий день мне позвонили и сказали, что меня приняли. Думал я недолго, так как понимал, что возможностей в Москве гораздо больше. Какое-то время я выбирал между Питером и Москвой, но, когда узнал, что при окончании МИЭФа дают сертификат Лондонской школы, выбор стал очевиден.
Разница
Я считаю, что отношение к магистру и бакалавру все-таки разное, но все зависит от преподавателя. Желание учиться и умение работать очень ценится: в магистратуре сложнее учиться, чем в бакалавриате, работодатель это понимает.
Магистратура МИЭФа жесткая: у нас вылетело около 10 человек
Я учусь на втором курсе, уже думаю по поводу работы. Сейчас появились предметы, которые привязаны к практике, например, риск-менеджмент, деривативы, инструменты с фиксированной доходностью и другие. Мне кажется, этот семестр будет интересным.
Практика
На втором курсе практика увеличивается, магистратуру я считаю переходной ступенью между бакалавриатом и трудоустройством на работу. На нашем факультете примерно половина студентов уже работают: кто-то в Сбербанке, кто-то в консалтинге, кто-то в инвестиционном банкинге. Сферы разные, все зависит от личных стремлений студента и его желаний. Немаловажно, насколько хорошо человек проходит собеседование. Если знать к чему идти, то можно реализовать свои стремления.
Григорий Калачигин
Магистратура, 2 курс, Факультет мировой экономики и мировой политики
Решение
Я всегда знал, что на бакалавриате мое обучение не закончится. Мне повезло попасть в Вышку, учиться у специалистов – у тех, кто действительно практикует то, что преподаёт. Многие работали в бизнесе или в Министерствах: здесь я вижу полезное преподавание, не читаемое с листочка.
Практика
Практические навыки в какой-то степени мы получаем, но обучение в большей степени – академические знания. На моей специальности три подспециальности, иными словами, концентрации, например, энергетики много работают практически: строят модели. У меня специальность – «Торговая политика», то есть больше переговорная часть. Есть такие фундаментальные предметы как математика, микро- и макроэкономика и эконометрика.
Мне в моей работе пригодилось то, что я учу, я всегда могу обратиться к преподавателю, он подскажет, где искать информацию. Естественно я могу сказать, что мне пригодились знания
Причины
Если человек хочет углубиться в какую-то сферу знаний, то почему бы и нет. Но, в первую очередь, необходимо стремление. Важно, что есть преподаватели, которые помогают с трудоустройством, если видят в человеке потенциал. Они всегда идут навстречу, стараются помочь, дальше уже проблема в том, как проявит себя сам студент.
Островская Елена Яковлевна
Преподаватель департамента мировой экономики
Причины
Однозначно поступление в магистратуру – это выбор каждого. На западе многие университеты убеждают бакалавров в том, что идти в магистратуру сразу не стоит. В этом есть определенная логика, и я объясню почему. Во-первых, бакалавриат дает студентам «бэкграунд». Экономист – это бухгалтер, менеджер, причем в разных отраслях…Везде есть своя специфика. Заканчивая бакалавриат, ребята еще плохо представляют, по какому направлению они будут двигаться. Идея западных вузов – определиться, в какой сфере человек хочет работать, только после этого уже поступать в профильную магистратуру. Возможно, позже мы к этому придем, тем более Высшая Школа Экономики перенимает опыт западных вузов.
Наш ключевой партнер – Институт Международной политики в Швейцарии, город Берн. Его сотрудники удивлены тому, что у нас магистры такие молодые. В Швейцарии средний возраст магистров – 35 лет.
Замечу, что идея бакалавриата заключается в том, что человек должен видеть, в каком направлении он хочет двигаться. Я преподаю профиль «Мировая экономика» и, к сожалению, часто замечаю, что в бакалавриате очень мало времени на изучение углубленных дисциплин. Раньше существовал специалитет – то есть была возможность узнать больше. Сейчас бакалавров берут неохотно, так как не хватает даже года. В этом смысле стоит идти в магистратуру, чтобы получить профессиональные знания.
Отношение
Заметна разница отношения к бакалавру и магистру. Два года дают возможность углубить знания в определенной сфере. Бакалавры получают общие навыки, у них нет конкретных знаний о предмете, им сложно совершенствоваться. Даже магистры учатся заново, приходя на работу, потому что в каждом учреждении есть свои требования. Но если ты имеешь опыт в какой-то специальности, это очень помогает. Сейчас довольно часто ребята, заканчивая бакалавриат, пытаются поступить в магистратуру по другой специальности.
На первом курсе магистратуры экономики из 27 человек только 9 продолжают обучение по специальности, остальные – филологи, философы и культурологи
Очень тяжело ставить экономистов и студентов другого факультета на один уровень, поэтому здесь необходимо желание, чутье предмета, стремление к знаниям.
Практика
Магистратура отличается именно пропорцией теоретических и практических знаний. Обязательно в каждом курсе есть практические занятия, так как это очень важно при обучении. Например, человек должен предложить варианты позиции России в отношении транстихоокеанского партнерства, которые Трамп не русифицировал. Задача магистра – четко изложить проблемы и варианты их решения. Мы даем студентам некие темы, нужно написать несколько страниц, показывая выход из данной ситуации. Кроме того, мы играем в игры. Одна из них: студенты представляют себя делегациями разных стран, пытаются защитить свою сторону, найти компромисс при решении тех или иных проблем. Они тренируются. Порой это сыро, но иногда проскальзывают какие-то интересные мысли. Из каждой ситуации есть выход, кроме того, студенты учатся аргументировать свои позицию. В бакалавриате это сложно, потому что не хватает знаний.
Если я вижу потенциал, то стараюсь советовать студента работодателю
Мы следим, чтобы это была реальная практика, дальше уже все зависит от самого студента. У нас много выпускников, которых мы трудоустроили. Совмещать учебу и работу реально, так как мы даем возможность сдавать письменные работы и таким образом засчитываем курс, это близко к западной системе обучения.