Простое добро
Раньше, чтобы кому-то помочь, мы отправляли SMS-ки с кодом или покупали ненужные флажки. А ребята из проекта по продаже благотворительной воды «Простое добро» уверены, что добро можно и нужно делать просто так. Всего-то надо купить бутылку воды по разумной цене. Зачем, как и где это можно сделать «The Вышке» рассказали создатели благотворительного проекта Евгений Паснюк и Варвара Морозова
Проект «Простое добро» — это первый шаг навстречу благотворительности для людей, которые до этого никогда ей не занимались. В магазины ходят все, воду пьют тоже все, поэтому для многих будет удобно оказать помощь нуждающимся, не меняя своих привычек. Мы хотим привнести в процесс потребления особый смысл: чтобы люди, покупая качественные повседневные товары, делали добро, и это стало в порядке вещей.
Наша компания сотрудничает с несколькими благотворительными фондами: «Вера», «Со-единение» и «Живи», которые указаны на этикетках с водой. Наша организация не занимается привлечением пожертвований, а реализует товар, отправляя прибыль с каждой проданной бутылки на благотворительность в эти фонды. Сейчас продукцию «Простого добра» можно приобрести в ресторанах «На Чили», «ОбедБуфет», «Цурцум», «Брокард», Silver Panda, Crab Meet, Cezve Coffee, «Сыр и Масло», Plovbox.ru, в сети LavkaLavka, антикафе «Хорошая республика», сети супермаркетов «Перекресток-Экспресс», на заправках «ЕКа».
Мы постоянно принимаем участие в благотворительных выставках, ярмарках и других мероприятиях, наша вода продавалась на Дне Вышки и забеге HSE RUN. У нас большой опыт организации мероприятий в хосписах. По субботам или воскресеньям мы с ребятами привозили детей из музыкальных учреждений, собирали пациентов и передавали подарки. Мы с радостью ждем студентов Вышки, кто желал бы стать волонтером и делать большое дело.
Как пришла идея
7 января 2015 года от рака ушла из жизни моя бабушка, самый близкий и родной мне человек. Я чувствовал беспомощность и опустошение от того, что ничего не могу сделать. После чего я связался с фондом помощи хосписам «Вера» и предложил им свою помощь.
К сожалению, быть волонтером в хосписе, видеть эту боль мне было психологически очень тяжело. Тогда я и мой друг придумали проект «Вода жизни», но он провалился. Мы закупили воду Nestle, сняли гараж, собрали команду ребят через рассылки и знакомых и устроили летние продажи на улицах города в пользу центра хосписа.
Мы получили разрешение на торговлю, но при этом к нам постоянно подходила полиция, которую вызывали цыгане. Нас забирали в отделения полиции, были моменты, когда пытались грабить, бить.
В итоге пришлось закрыть проект, поскольку его проводить было невозможно. Но несмотря на такие условия, для пациентов удалось собрать около 50 000 рублей.
Наш первый опыт помог осознать многое: людям не надо впаривать ненужное, а стоит дать им простой, на расстоянии вытянутой руки, способ оказать помощь. Прийти в магазин и, без принятия волевых решений, сделать выбор в пользу благотворительного качественного товара по цене дешевле, чем Bon Aqua.
После того, как мы закончили летние продажи, я попал к Аркадию Морейнису, бизнес-ангелу и инвестору, у которого много успешных стартапов. Мы вместе придумали бренд «Простое добро», выпустили воду. Потом я хаотично снял офис, нанял сотрудников, совершенно не умея ими управлять. Конечно, в итоге от этого пришлось отказаться. Позже я познакомился с Юлианом Спектором, руководителем направления «Социальный бизнес» Бизнес-инкубатора ВШЭ. Он пригласил нас в инкубатор, и мы здесь уже больше года.
Первый раз мы запустили воду «Простое добро» в феврале 2016 года. Первые отчисления в фонд «Вера» мы сделали через 3–4 месяца после запуска продаж. Сначала находились в большом минусе, было лишь 2–3 клиента, а дальше пошло хорошо. За все время работы в благотворительности мы перечислили в фонды 700 000 рублей.
Как устроена работа в компании
Варвара:
Набор штата проходил нестандартно. С Женей я познакомилась случайно: на работу устраивалась сестра, я ей решила помочь, в итоге осталась работать сама.
Чаще люди к нам приходят немного рандомно — не с желанием зарабатывать большие деньги, а из-за идеи, которая зажигает и захватывает.
Сейчас у нас на постоянной основе работают 6 человек, но много процессов передано на аутсорс.
Многие ребята пришли в нашу компанию с желанием повлиять на судьбу России и мировоззрение людей. Каждый человек, кто начинал работать в «Простом добре», вырос по ряду факторов. Когда открывались, мы даже не умели пользоваться 1С. Мы сами учимся каждый день на живой практике, и каждый в команде несет ответственность за результат, от которого зависят все.
Для нас сейчас «Простое добро» не просто работа, а смысл жизни, занимающий практически все время.
Если стартап работает, то он становится местом, где живет команда, по-другому никак. Так получилось, что мы специально нашли себе жилье неподалеку от рабочего места, так что не приходится каждый день тратить много времени на дорогу.
Отношение общественности
Приходится сталкиваться с очень разной реакцией людей. На ярмарках мы продаем воду по свободной цене: кто сколько может отдать за бутылку с нашей водой: 10, 100 или 1000 рублей. Некоторые проходят, потом возвращаются снова и оставляют еще денег в ящике для пожертвований.
В России очень много недоверия к благотворительности: все видели передачи по телевидению о фондах-однодневках, которые обналичивают средства. Подобные новости вызывают резонанс и, естественно, подрывают доверие. Да и в силу менталитета русский человек сильнее откликается на негатив, нежели на хорошие события.
Развитие благотворительности в России
«Третий сектор», филантропия, сейчас активно развивается в России. Сфере порядка 12 лет, при этом в Америке и Европе в третий сектор вовлечено 80–90% населения. У нас же в стране благотворительным фондам 10 лет. Это только зарождается, и мы сейчас в таком периоде, когда у людей появляется своя позиция. В России не так много социально-ориентированных стартапов, но по сравнению с тем, что было два года назад, количество возросло невероятно. Стало больше идейных людей, которые хотят делать добрые дела и менять общество.
Планы
Сейчас мы находимся на стадии большого подъема. Работаем над заключением сотрудничества с «Лентой», планируем начать работать не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Недавно выпустили горный листовой чай «Простое добро», а также запускаем воду в кулерах, которые можно установить и в офисе, и дома. Недавно наша продукция получила знак Роскачества как товар повышенного качества, и 8 ноября нам его вручили в Совете федерации.
И на этом пике роста проект «Простое добро» ищет новых людей. Нам нужны ребята, которые смыслят в IT и маркетинге: у нас впереди стоит задача сделать IT-платформу, которая позволит отследить, кому конкретно отправляется помощь. Благотворительность в принципе во всем мире нуждается в прозрачности, и мы хотим сделать так, чтобы человек знал, кому он помог своей покупкой, а затем смог получить возможность пожертвовать фонду дополнительно. Также мы будем рады не только профи своего дела из ритейла, но и ребятам с желанием помочь.
Мы сейчас ждем большой отдачи, когда вложенные усилия должны принести результат. Если мы будем продаваться так же, как Bon Aqua, или даже лучше, мы готовы на любой челлендж!
Общество и мировоззрение людей меняются, и мы это видим своими глазами. У нас очень высокая планка, и мы верим, что у нас получится сделать что-то большое для России.
Текст: Светлана Ямаева
Фото: Галина Булгакова