IMG_8798

Один день с: Иваном Чернявским

В октябре мы провели день с Иваном Чернявским, выпускником Вышки, первым омбудсменом в вузе, а с недавнего времени – еще и преподавателем. Узнали, как он живет, что думает о своих студенческих годах и дальнейшей карьере. Его история – пример того, как пройти путь от первокурсника до успешного сотрудника Вышки


Ваня предложил чаю и рассказал о начале сегодняшнего дня: «Проснулся, посмотрел Дудя, поехал на работу. По дороге доделывал НИРС. Я хоть уже не студент, но любой выпускник может подать свою работу на этот конкурс. Поэтому не хотелось, чтобы моя магистерская диссертация пропадала, и я решил ее переработать и отправить».


Образование

В 2015 я закончил юридический факультет, специалитет. Да, тогда еще такое существовало. Специализация – «Судебная власть и организация правосудия». А второе образование – «Интегрированные коммуникации». Первое образование было скорее для того, чтобы не пропасть в жизни, так как оно фундаментальное, которое точно принесет доход и просто чтобы маму с папой порадовать. А второе уже для души.

От юриспруденции к рекламе

За время обучения на юридическом факультете меня все время от правовых вопросов перетягивало в коммуникации. Когда я пришёл в СС, сначала возглавлял правовой комитет, но потом понял, что разработка поправок в положения – это малая часть до их претворения в жизнь. Гораздо важнее то, как прокоммуницировать это для студентов, как организовать информирование, и т.д. Поэтому я начал активно участвовать именно в позиционировании студсовета, в информационном комитете.

На третьем курсе мы с одногруппниками решили сделать юрфирму, в которой я занимался бы юридической практикой. Чуть позже стало понятно, что нам нужно привлекать клиентов, что нужен маркетинг, нужен сайт, соцсети, контент для них. Я начал всем этим заниматься и в итоге юрпрактикой как таковой занимался гораздо меньше, чем маркетинговыми вопросами. Что бы я ни делал, я понял, что меня все равно перетягивает в коммуникации, в соцмедиа, пиар. И решил, что этим и надо бы заниматься.

От фильма к профессии

Думаю, в 16 лет ещё плохо представляешь свою жизнь в глобальном масштабе, так как ты больше нацелен на достаточно четкую задачу: надо максимально хорошо сдать ЕГЭ, и это обеспечит тебе поступление. И казалось, что достаточно просто поступить в хороший университет, на интересную специальность, и дальше все будет хорошо.

У меня было слабое представление о том, что вообще представляет собой юридический факультет.

После просмотра фильма «Адвокат дьявола» у меня сложилось романтичное представление о профессии, я думал, что буду защищать в суде хороших людей от плохих

А понимание дисциплины и любовь к праву возникли уже потом. Но это любовь скорее не к законодательству как к системе норм, а больше к философии права. Для меня это ближе к концепции естественного права. Это нечто большее, чем система норм, это некие принципы, которым, по-моему, должно соответствовать идеальное государство. И эта любовь возникла на первом-втором курсе.


Когда мы зашли к Ивану в кабинет, он сосредоточенно разбирал письма, которые сыпались быстрее, чем он успевал их прочитывать. Сейчас он работает сразу над несколькими проектами. Все они помогают прокачивать коммуникацию Вышки во внеучебной сфере. Например, сегодня они с коллегами занимались сайтом «Зеленой Вышки». Также он в процессе возвращения группы Ночь в КЦ (Культурный Центр – прим. The Вышка) для СТСников, которая пропала после взлома.


Первые годы в Вышке

Первый учебный год у меня был во многом посвящен именно учебе. После поступления казалось, что все вокруг чересчур умные. К тому же это вам сейчас учиться легко, а у нас были блокирующие оценки. То есть если ты получал незачет на экзамене, ты автоматически получал незачет в итоговой оценке. И при любой успеваемости во время модуля на каждой сессии ты вполне мог вылететь, поэтому всегда присутствовало состояние стресса.

Но после первого курса я так перепугался, что могу вылететь, что закончил это учебный год на 13-ом месте в рейтинге. И в следующем году начал уделять учебе чуть меньше времени. Началась общественная активность как вне Вышки, так и внутри неё, хождение на митинги.

В моих первых студенческих годах было много Дубков. Вся моя внеучебная социальная жизнь происходила внутри общежития. По Дубкам особенно не скучаю, так как не привязываюсь именно к месту. Скучать я могу по людям. Но все люди, которых я мог знать, уже не живут в общежитии.

Если когда-нибудь снова попаду в Дубки, буду там как старец ходить: «О, а в этой комнате когда-то жили те-то, а потом те-то, а после них другие. Вот здесь такое происходило»

А так я уже полтора года туда не приезжал, может быть, стоит снова съездить туда, почувствовать всю атмосферу.

Студенческие организации

В это сейчас достаточно слабо верится, но до 4-го курса я скептически относился ко всем внеучебным движухам в виде студенческих организаций, студсоветов. А потом как-то на 4-ом курсе решил заглянуть в студсовет, и понеслось. Это было достаточно поздно, но в совете Дубков я был там самый молодой. Но это специфика Дубков: там было много магистров, аспирантов, поэтому весь состав совета был взрослым.

На мой взгляд, все организации важны и нужны.

Главное, чтобы в Вышке было достаточно много организаций, чтобы каждый мог найти сообщество людей с его интересами

Пускай их будет 10 человек, но они смогут найти то место, которое их объединяет. И при этом важно, чтобы были те студенческие организации, которые существуют уже продолжительное время, которые передают традиции вуза из года в год. Самодостаточные и уже не слишком зависящие от университета.

Как создать успешную студенческую организацию

Сначала не нужно сильно заморачиваться. Если есть импульс, то уже можно начинать делать что-то. Дальше стоит задуматься, чего именно хотят студенты, так как если вы будете интересны студентам, то они будут приходить к вам, а это необходимое условие существования любой организации. После важно задуматься над тем, как эта организация будет существовать после тебя. Самая, наверное, главная проблема – проблема преемственности. Потому что когда есть инициативные ребята, все развивается здорово, но сообщество может начать потихоньку вымирать, как только они будут уходить.

Вот, например, та же «The Вышка» очень круто решила эту проблему, и мы видим, как с каждым годом она растет, охватывает все больше студентов. И это уже стабильно работающий механизм, который может просуществовать достаточно долго.

Преимущества Вышки

Очень круто то, что все студенты обладают самостоятельностью. В то же время, администрация и преподаватели готовы воспринимать студентов как равных. Также это независимость студентов. Создавая что-то, вам вряд ли придет в голову согласовывать каждый материал со мной или с кем-то еще из администрации. Мне кажется, крутость Вышки именно в ее самодостаточности, независимости и целеустремленности студентов. И при этом сама Вышка создает такую среду, в которой есть возможность развиваться и реализовывать свои идеи.

Недостатки Вышки

Если честно, никаких глобальных недостатков в Вышке я не вижу. Большинство проблем сейчас во многом связаны с «проблемами роста». Вышка очень быстро растет, количество студентов/образовательных программ за последние 10 лет практически удвоилось. С одной стороны, это свидетельствует о развитии вуза, а с другой – не все получается быстро адаптировать под изменившиеся реалии.

Многие процессы, если смотреть со стороны студента, можно информатизировать, упростить, исключить излишнюю бюрократию

И со стороны сотрудника также видно, что некоторые процедуры несовершенны с точки зрения информатизации. Но инициатива изменить это, усовершенствовать вуз должна быть как со стороны администрации, так и со стороны студентов.

Часто изменения инициируются студсоветом. Они придумывают, как это сделать, проталкивают идею. Тем более они дают стимул меняться администрации. То есть когда она к чему-то привыкает, нет нужного импульса, чтобы начать менять что-то.

Об успешной агитации на выборах 

У меня были 3 основные преимущества по сравнению с остальными кандидатами на должность омбудсмена. Во-первых, у меня был опыт, я мог показать, что в Вышке занимался самоуправлением и уже достиг хороших результатов. Самые громкие из них – отмена комендантского часа и свободный пропускной режим.

Во-вторых, у меня была профессиональная команда, что показывало: я планирую реализовывать все идеи не в одиночку, и ребята могут помочь мне сделать жизнь студентов лучше. Многие из моей команды работали в таких крупных компаниях, как Минюст, «Яндекс», «Большая четверка», Альфа-банк. К тому же все они были магистрами или аспирантами. И в-третьих, была правильно выстроена коммуникация, и студенты знали, что могут всегда мне написать, что я отвечу, постараюсь войти в положение, помочь.

Год в качестве омбудсмена

Ключевая особенность деятельности омбудсмена в вузе сострит в том, что человек на этой должности постоянно находится между молотом и наковальней. Наковальня – студенты, которые хотят, чтобы ты защитил их от комиссии, пересдач. Когда-то законно, когда-то – нет (например, если микронаушник выпал). А молот – администрация, которой ты «мешаешься», постоянно «путаешься под ногами», взываешь к праву. Поэтому психологически это достаточно тяжело. Студенты постоянно ждут от тебя решения проблем, а у тебя нет полномочий прямо решить их, это можно сделать только через администрацию. А она вроде бы и воспринимает тебя на равных, и готова слушать, но все равно ты отвлекающий фактор для них.

Я очень люблю студентов и верю в них. И год в роли уполномоченного был хорошей проверкой на то, насколько сильно я готов любить их.

Во время сессии многие решали, что все способы, чтобы остаться в Вышке, хороши, и можно попробовать через уполномоченного отбиться от незачета, рассказав какую-нибудь историю про то, как им стало плохо

А на самом деле оказывалось все по-другому. И я сильно расстраивался, когда сталкивался со случаями подлога или другого неправомерного поведения со стороны студентов, которые при этом пытались доказать, что их права нарушены.


Во второй половине дня у Вани начались собеседования в SMM-отдел (Studlife – это команда студентов, собранная Иваном для коммуникационной поддержки студенческих организаций и проектов Вышки – прим. The Вышка). Сначала они вместе с коллегой рассказывали о специфике работы в этом студенческом сообществе. А после интересовались у пришедших на собеседование о том, был ли у них опыт работы в СМИ, какие источники они читают, кем видят они себя в команде Studlife. Во время всего собеседования Иван делал заметки, отмечал наиболее важные моменты, после чего они с коллегой подолгу обсуждали кандидатуру каждого пришедшего. На этом закончился рабочий день.


Работа в Вышке

С сентября я работаю в дирекции по развитию студенческого потенциала менеджером по связям с общественностью. И с начала этого года стал исполняющим обязанности директора по поддержке студенческих инициатив.

Я занимаюсь как раз развитием и поддержанием условий внеучебной вышинской жизни, и в большей степени коммуникацией со внутренней аудиторией студентов

То есть помощью в продвижении себя в Вышке студенческим организациям и проектам студентов. Сейчас мы развиваем коммуникационный центр Studlife, куда сегодня я как раз провожу собеседования.

Очень хотелось бы, чтобы Центр поддержки студенческих инициатив стал не только структурой, которая осуществляет поддержку текущих инициатив, но и платформой для их прокачки. Для этого нужно оптимизировать административные процессы, и дальше выходить больше в просветительскую часть, запускать ивент-курсы для студпроектов, где представители индустрии рассказывали бы, как делать крутые проекты. Хотелось бы создавать возможность не только получать благодарность для ПГАС, но и развивать себя для тех, кто интегрирован во внеучебную жизнь.

Кроме того, со 2-го модуля начинаю преподавать и надеюсь, что смогу создать интересный и полезный курс для студентов и сам буду получать от этого удовольствие. Думаю, у меня не возникнет проблем в выстраивании коммуникации со студентами. Скорее напротив, во многих вопросах мы будем лучше друг друга понимать, так как у нас достаточно похожий бэкграунд.

Почитать и посмотреть

Если у вас есть ощущение, что вы запутались в жизни, и постоянно находитесь в поиске чего-то, очень подойдет Герман Гессе. Стоит начать с «Сиддхартхи», потом «Игру в бисер», и потом все на свете.

Текст: Катя Романова

Фото: Алевтина Мигель