Мемологический ликбез по питерской Вышке
Мемы становятся такой же неотъемлемой частью жизни Вышки, как отсутствие сна или четыре сессии. Питерская редакция выяснила, с чего всё началось, какова степень вовлечения преподавателей и как чувствуешь себя, когда тебе скидывают твой же мем.
Пути развития локальных мемов
Неслучайно питерская редакция начала расследование с Вышки СПб, ведь до всех известных «хайер скул оф мемс» и «Пацанского Права» там уже существовали мем-паблики. Все они зарождались с примерно одинаковым посылом: было много общих мероприятий с воспоминаниями, о которыми хотелось делиться, и появлялись небольшие группы с локальными приколами.
Рано или поздно, вместе с тем, как аудитория расширялась по количеству и качеству, мемы становились доступными не только однокурсникам. Вот что по этому поводу сказала админ «социальных асоциологов», собака Седова (поддержание легенды по просьбе админа — прим. The Вышка): «Наше сообщество открытое, я и в начале понимала, что на него может подписаться кто угодно и, скорее всего, оно перестанет быть внутряковым. Всегда так бывает, что подписываются даже те, кто не шарит, — это забавная закономерность, которая случается и с московскими пабликами. Там очень много шуток, непонятных студентам из других кампусов, но те всё равно подписываются и лайкают их».
Одним из культовых пабликов-первооткрывателей стала «хседурь». Её создательница, студентка ОП «Экономика» Диана Франчук, рассказала, почему именно эта группа стала популярной среди вышкинцев: «Паблик разрастался постепенно и совершенно случайно, мы практически ничего для этого не делали, просто кто-то скидывал приколы в конфы групп или общую, потоковую. С увеличением аудитории, за счёт людей с других образовательных программ и курсов, я осознавала, чего хотят люди, которые на «хседурь» подписываются, и старалась этому соответствовать. Но даже с появлением полноценного контента я не удалила наши старые шутки. Если пролистать посты до самого начала, можно увидеть никому не известных людей и такие же непонятные приколы: это мои первые одногруппники и наши внутрячки».
Популярность появилась абсолютно логичным образом — «подслушано» питерской Вышки было мёртвое, конкуренции особо не было и в Москве, поэтому на нас стали подписываться даже студенты главного кампуса
«На самом деле, в питерском кампусе практически не было аналогов хседури, за исключением, наверное, только закрытого паблика менеджеров и “лоджистов на каждый день”», — продолжила Диана.
Хотя их активность упала практически так же резко, как и поднялась, «лоджисты» держат второе место по количеству подписчиков и обсуждаемости. Мы поговорили с одним из админов и выяснили, почему всё так получилось.
«Мы вышли в свет, когда московские логисты, HSE MEMOLOGY, репостнули нас. Так мы набрали и московскую аудиторию, и паблик разросся и стал чем-то большим, чем просто страницей с локальными мемами. Примерно тогда нам захотелось заниматься пабликом больше, у нас появился азарт – набрать большее количество подписчиков. У нас были конкуренты в московской Вышке, но это очень крупные паблики, и мы с ними не соревновались. Но когда перегнали тех же HSE MEMOLOGY, появилось довольно странное и приятное чувство, ведь я действительно в каком-то плане на них равнялся».
Про контент
«Это даже не столько развлечение для меня, сколько развлечение для нас всех. Мы шутим про преподов, про забавные ситуации на политологии, но есть грань юмора — она проходит там, где начинаются оскорбительные подколы, но мы всегда стараемся придерживаться баланса “смешно и непедантично”,» – отметила админ паблика ОП «Политология и мировая политика» «политлологический дискурс». У этого паблика есть кредо – сохранять имя автора мема. «Мы придерживаемся этого по двум причинам: во-первых, потому что у автора есть на это право, и во-вторых, если будут какие-то претензии, то они сугубо к автору. Это не значит, что мы не фильтруем предложку, наоборот, у нас самих есть определённые ценности, но если выкладывается нечто спорное, то ответственность остаётся за автором».
Логотип, а ранее и название «хайер скул оф мемс» — это удачно использованный мем из «хседури», и очередное проявление того, что бывает тяжело сохранить авторство в Интернете. Да, иной раз забавно наблюдать, как новый мем начинает ни с того ни с сего вируситься, и остаётся только предполагать, чем именно он зацепил пользователей.
Почему, например, паблик студентов ОП «Востоковедение» «вышкинские хокку» стал довольно популярным среди студентов? Вероятно, именно необычность формата пришлась многим по душе. «Идея возникла спонтанно: в один вечер я переписывалась с подругой, мы обсуждали сложную учебу и прочие трудности, и почему-то неожиданно я начала писать в хокку, а она отвечать. Мы начали вести диалоги в группе, туда начали добавляться люди, потом даже сами писали хокку; это показалось интересным, и мы стали это развивать. Но наша идея оригинальна – мы не гонимся за популярностью и не ориентируемся ни на кого, потому и конкуренции нет», — комментирует одна из админов, Алиса Атарова.
Администрация говорит
«Было довольно забавно, когда мы поняли, что про паблик знают преподаватели: они цитировали какие-то наши мемы или даже скидывали свои в предложку», — сказала админ «политлологического дискурса». Похожие случаи — частое явление в паблике «филологи говорят». В нём вы не найдёте привычных картинок с мемами, но цитат за жизнь и литературу преподавателей ОП «Филология» хоть отбавляй. «Мы с ребятами часто обсуждали, что наши преподаватели на лекциях и семинарах «выдают» какие-то остроумные реплики или выражают свою мысль нестандартно. Мне это всегда очень нравилось — особенно запомнившиеся цитаты я выписывала на поля своих конспектов,» — говорит админ группы об идее создания паблика. «Что до источников вдохновения, то я не ориентируюсь ни на кого, о конкуренции тоже не может идти речи. Эта страница создавалась не как проект, который нужно раскручивать, а, скорее, как онлайн-сборник афоризмов и как то, что будет нам, студентам, напоминать об этом славном времени.
Всё было сделано для души, а относительная популярность паблика — это просто приятное дополнение
Всегда забавно, когда комментарии оставляют преподаватели. Наиболее активным комментатором является наш преподаватель по латыни. Кстати, порой один его комментарий набирает больше лайков, нежели запись, под которой он оставлен».
Админ «вышкинских хокку» поделилась историей, как их преподаватели сами добавлялись в паблик и предлагали записи. «Было немного неловко, и очень гордость брала за это. Я правда считаю, что мы немало сблизили студентов и преподавателей нашей ОП. Однажды преподаватель лайкнул одно из хокку, сидя на паре с нами!»
Забавные случаи вовлечения нестуденческой аудитории бывали не только с преподавателями, но и с администрацией. Заместитель декана ШЭМа (Школы Экономики и Менеджмента— прим. The Вышка) знала о группе «лоджисты на каждый день». Когда там появился мем о ней, который она репостнула себе, поднялся ажиотаж среди студентов. Админ «хседури» рассказала о своей точке зрения на значение своего и других пабликов питерской Вышки:
«Подобный паблик — это не только место, где проводят свой досуг студенты, листая мемы, но и способ для поступающих как-то приблизиться к студенческой жизни. Мне всегда казалось, что я помогаю отделу по работе с абитуриентами. Отчасти я фильтровала контент и не публиковала всё, пусть и смешное, стараясь сохранять репутацию вуза и не жестить. Дело в том, что плохих ситуаций, над которыми можно шутить, гораздо больше, чем хороших. Поэтому я пыталась сохранять баланс, у меня для этого была внутренняя “цензура”».
Есть ли жизнь после мемов
Студенческая жизнь не вечна, и есть, пожалуй, два пути развития для мемного паблика — его передают «потомкам» или просто наступает затишье. В «политлологическом дискурсе» планируется набор админов, а заканчивающие бакалавриат авторы «вышкинских хокку» пока не знают, продолжат ли вести сообщество сами или передадут своё дело в другие руки. И даже у «лоджистов», кажется, теплится в сердце надежда на возрождение паблика.
«Сейчас я понимаю, что можно было бы из«хседури» развить что-то похожее на московские проекты,» – говорит Диана. «Они молодцы, что не забросили и начали монетизировать своё дело. Но я занималась пабликом для себя и делала мемы просто “по фану”». Тем не менее, навык «мемоделания» помог ей трудоустроиться в СММ. «Это был как раз конец первого курса, и у меня мышление было настроено так, что все забавные ситуации порождали мемы. Когда я устраивалась в компанию СММ-менеджером, то скинула работодателям мем, и спустя неделю мне предложили мою первую работу».
В пределах университета паблик тоже может сыграть не последнюю роль и может даже делать репутацию образовательной программе, как это произошло, например, с социологами. «Мой паблик выстрелил на “Знай Наших”, когда я пыталась сделать так, чтобы как можно больше больше людей пришло поддержать ребят. Тогда я поняла, что он — отличная возможность показать, кто мы, социологи, такие, и, кажется, это сработало, потому что сейчас собака и ул. Седова уже прочно ассоциируются с соцфаком: это было и раньше, но не так возведено в культ».
Текст: Анастасия Садовник
Фото: Арслан Каримов
Редактор: Полина Малахова