Пропуск на выборы
Совсем скоро выборы президента РФ, и отовсюду звучат призывы к участию в голосовании. Листовки, реклама, баннеры — уже привычные спутники агитации, но иногда это кажется недостаточным. В общежитии №12 СПБ ГБПОУ «Автотранспортный и электромеханический колледж», где проживают студенты разных петербургских вузов, в том числе студенты ВШЭ, администрация перешла к более решительным мерам в попытках привить жильцам интерес к выборам. Питерская редакция постаралась прояснить ситуацию и понять, где заканчивается предвыборная агитация и начинаются неправомерные действия.
Предыстория
Середина февраля — начало активной агитационной кампании, в связи с чем администрация общежития №12 пришла к выводу, что плакатов на стенде объявлений мало. 27 февраля, во время собрания со студентами, ее представители сообщили, что жителям необходимо предоставить сканы открепительных. На следующий день, 28 февраля, чтобы побудить студентов прийти на избирательные участки, по решению директора общежития произошла массовая блокировка пропусков на вход и выход. По словам председателя студенческого совета общежития, решение было единолично принято директором, так как остальные сотрудники общежития пребывали в таком же недоумении, как и студенты, и не могли дать никаких пояснений, ссылаясь на приказ директора. Блокировка пропусков должна была продолжаться до момента, пока студенты не предоставят открепительный лист или не напишут заявление об отказе голосовать. Контроль за ситуацией был поручен старостам этажей и персоналу общежития. Вместе с тем в беседах в социальных сетях курсировали слухи об угрозе отчисления и выселения в случае неподчинения.
Действия студентов
Казалось бы, блокировка пропуска не самая большая проблема, но по итогу она доставляет большие неудобства. Парадоксальность ситуации вызвала у студентов-жильцов неоднозначные эмоции и реакции.
Ирина (имя изменено), студентка магистратуры НИУ ВШЭ: «Я испытала весь спектр эмоций. Сначала мне даже как-то весело стало. Но после речей о том, что я должна и обязана идти на выборы и это мой гражданский долг, появление чувства возмущения стало делом времени».
Ольга (имя изменено), студентка магистратуры НИУ ВШЭ: «Происходящее вызвало у меня чувство полного недоумения. Я выходила вечером на пары и увидела, что у меня заблокирован пропуск. Вахтер сказала, что мне необходимо сходить, закрепиться на избирательном участке и принести талон, чтобы подтвердить это. Пока я этого не сделаю, мой пропуск будет заблокирован. И я должна расписаться, что меня оповестили об этом. Я была удивлена и не понимала, что происходит».
Сергей Гриценко, студент ГУАП, председатель студенческого совета общежития: «Из эмоций: недовольство и немного смеха. Хотелось бы плакать, если бы не было так смешно. Но вообще возмущение, даже гнев — меня это разозлило. Не люблю подобные вещи: я сторонник правды и свободы выбора».
К администрации своих вузов студенты не обращались по разным причинам, но в целом мотивировали свое решение бессмысленностью поднятия шума вокруг ситуации, так как рассчитывали на ее скорое разрешение.
Ирина: «Вообще, я не видела в этом смысла, потому что была уверена, что все это очень скоро закончится.
На мой взгляд, блокировать пропуска из-за того, что кто-то не хочет идти на выборы и грозиться выселить из общежития, — это абсурд
Я опиралась на то, что в договоре при заселении пунктов, которые предписывали бы такую практику, не было, поэтому и сделать мне ничего не смогут. А раз так, зачем волновать и так занятых людей?»
Но сидеть сложа руки тоже никто не стал: многочисленные жалобы и встречи представителей студентов с администрацией общежития в конечном итоге привели к отмене приказа о блокировке пропусков.
Сергей: «Блокировка пропуска была своего рода привлечением внимания или способом заставить жильца подойти отметиться, что он ознакомлен с информацией и в курсе необходимости регистрации на избирательном участке».
Также вопросы вызвали легальные агитационные материалы, размещенные на стенде объявлений в общежитии.
Фото материалов, размещенных на стенде объявлений в общежитии
Ольга: «Нам не навязывали конкретных кандидатов, но тезисы, по-моему, однозначные».
Сергей: «Это был один из первых моих вопросов к администрации общежития на собрании, когда я спрашивал о девочках, которым четко называли, за кого голосовать. Мне ответили, что такого происходить не должно и ни за кого конкретного агитации не происходит».
Стоила ли игра свеч?
Сергей: «Я буду участвовать в выборах. Но я регистрировался еще до всей этой движухи в общежитии. И меня не было в списках, которые раздавали старостам».
Ольга: «Мне очень неудобно ходить с заблокированным пропуском, поэтому на момент событий я отказалась от участия в выборах, чтобы мне разблокировали карту. Неприятно ходить и думать постоянно, что придется снова объяснять вахтеру.
При том, что вахтер утверждала, что это не агитация, а опрос, и никаких санкций к нам применить не могут. Просто нужна информация о статистике. Но позже сообщили, что на отказавшихся полетит бумага в вуз на отчисление
Татьяна (имя изменено), студентка Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета, староста 2 этажа общежития: «Я ничего не сделала, но собиралась написать отказ».
Ирина: «Честно говоря, я собиралась идти на выборы еще до этой свистопляски. Когда она началась, возникло желание не пойти и написать отказ. Но сейчас я в подвешенном состоянии — и не написала отказ, и не зарегистрировалась нигде. Просто никак не отреагировала на это все. Наверное, мне просто интересно, чем это все кончится.
О правомерности действий администрации
Для того чтобы понять, насколько сложившаяся ситуация вписывается в правовые рамки, и установить степень правомерности действий администрации общежития, мы обратились за комментарием к старшему преподавателю департамента прикладной политологии Алене Вандышевой.
Алена Вандышева: «Такие действия не могут считаться правомерными ни при каких обстоятельствах. Эти и подобные меры называются мобилизационными, и они направлены на повышение явки. Не обсуждая мотивы тех, кто оказывает давление на свободный выбор: участвовать в голосовании или нет, и если участвовать, то где именно, обозначу только, что университеты должны быть вне политики. Поэтому недопустимо, чтобы студенты ощущали какое бы то ни было влияние на их волеизъявление, в том числе со стороны администрации общежития».
Конституция России и избирательное законодательство гарантируют нам право голосовать тайно, участие строится на принципе добровольности, поэтому любые попытки контролировать участие должны пресекаться
Сейчас пропуска учащихся разблокированы, и разговоры об угрозе выселения или отчисления прекращены. Одним из жильцов, предположительно студентом ВШЭ, была составлена жалоба, отправленная в комитет образования. На момент публикации жалоба остается без ответа. Комментария от представителей администрации общежития также получено не было.
Текст: Ангелина Силаева
Редактор: Константин Валякин