Штаб Собчак
Марья Мигунова
Факультет коммуникаций медиа и дизайна, 4 курс, сотрудница штаба Ксении Собчак
О себе
Я работаю офис-менеджером в федеральном штабе у Ксении Собчак почти с самого начала кампании. Моя первая работа — выборы в Госдуму в 2016 году. Сначала я была почтальоном: носила открытки от штаба, раскладывала их по почтовым ящикам. Потом я наблюдала на этих выборах. Летом этого же года я пошла в муниципальную кампанию Гудкова и Каца и там также работала офис-менеджером одного из московских штабов.
Не было такого, чтобы я взяла и решила заняться политикой. Два года назад я очень вдохновилась кампанией Гудкова и подумала, что хочу в этом участвовать. Тем более это практически мой район. Значит, я могу внести какой-то вклад в его улучшение. Этим же принципом я руководствовалась, когда была наблюдателем на выборах. Такая работа — минимум, что я могла сделать, чтобы выборы были более честными. Мне интересно посмотреть, как функционируют изнутри разные политические кампании.
Однако я не думаю, что буду дальше связывать свою жизнь с политикой. Моя деятельность — это способ понять, что происходит в стране и внести маленький вклад в работу штаба
Программа Собчак
Я согласна с идеями Ксении Собчак. Мне кажется, что у нее очень правильная предвыборная программа. Для России важно то, что она говорит про армию. Собчак считает, что армия должна быть контрактной, профессиональной. Распределение бюджета, который выделяется на армию должно быть прозрачным. Кроме того, механизмы контроля за чиновниками должны быть чистыми и действенными, чтобы они не воровали. Еще мне импонируют ее мысли о необходимости свободного предпринимательства.
Необходимость оппозиции
Оппозиция должна быть и точка. Даже в государстве, где адекватная публичная власть. Оппозиция — это механизм контроля, которым обладает общество. И этим механизмом нужно пользоваться, чтобы власть находилась в напряженном состоянии и следила за своими действиями.
Если же не будет оппозиции, то есть сдерживающего фактора, то у власти появится карт-бланш. К оппозиции важно прислушиваться: она дает понять, что есть определенное количество людей, которые не согласны с тем, что делает власть
Оппозиционный штаб на президентской кампании — это платформа и канал для того, чтобы транслировать либеральные и демократические ценности и распространять их среди людей. Уже хорошо, если кто-то из избирателей посмотрит дебаты на Первом канале и услышат какую-то альтернативную точку зрения.
Молодежь в штабе
Молодежи в нашем штабе достаточно много, в основном, работникам по 25–30 лет. В штаб можно было попасть, просматривая вакансии. Они периодически появлялись и обновлялись, и студент, как и любой другой человек, мог попробовать пройти собеседование и попасть на вакансию. Насколько я знаю, у нас было двое студентов в штабе — это я и редактор сайта.
Бойкотирование выборов
Я не считаю чем-то плохим то, что кто-то отказывается от участия в выборах. Мне кажется, что на этих выборах нет какой-то правильной стратегии, потому что у оппозиции есть четыре варианта: голосовать за Собчак, Явлинского, бойкотировать выборы или портить бюллетень. Это всё даст минимальный выхлоп в масштабе страны.
Пусть каждый сам примет решение, что он считает правильным. Самое главное, чтобы этот выбор был осознанным, то есть ты не идешь на выборы, потому что понимаешь, что не хочешь создавать явку. Если человек не желает участвовать в выборах и таким образом легитимизировать их, то это его право
Сама я пойду на выборы. Я долго думала, как хочу поступить и подсчитывала проценты того, что будет максимально эффективно. В итоге приняла решение идти.
Голосовать не «за», а «против»
Голосовать «против» — это то же самое, что и голосовать «за». Голосовать против лжи — значит отдавать свой голос за правду, против несменяемости власти — за нормальные выборы президента и так далее. В случае с Ксенией Собчак — это часть ее образа и имиджа. Но в целом она не только против чего-то, но и за что-то. Просто те, кто голосуют за нее имеют все те же «за» и «против», что и она.
Конфликты со штабами
Открытых конфликтов с другими штабами у нас не было. У самой Ксении Собчак были разногласия с Жириновским и с другими в эфире, но это не значит, что между целыми штабами существует этот конфликт. Не было такого, чтобы к нам приходили люди и предъявляли претензии. В основном все ограничивается комментариями «хейтеров» в социальных сетях.