IMG_5554

20% Вышки

Алина Гегамова по кирпичикам строит «THE WALL» с 2015 года. Аналитический журнал родился на факультете права Вышки, но теперь развивается независимо. Поговорили с главным редактором про объективность и позицию автора, межвузовскую команду, лекции в баре и читателей

Идея

Когда я училась на четвёртом курсе, у академического руководителя бакалавриата факультета права появилась идея организовать пресс-центр. Мы, студенты, поддержали эту инициативу – сначала занимались подготовкой материалов для страницы факультета на вышкинском сайте, а позже уже создали журнал. Вскоре мы с активными ребятами решили, что журнал только по праву – это скучно, и начали писать более междисциплинарные материалы. Студенты других факультетов, увидев то, чем мы занимаемся, решили присоединиться. Постепенно ребята из МГИМО и МГУ тоже захотели писать для издания, и мы с радостью взяли их в нашу команду. Сегодня наша редакция находится в Москве, и есть небольшая в Питере. Мы постоянно на связи, и стараемся встречаться при этом раз в неделю.

Раньше мы представлялись аналитическим изданием. Сейчас поняли, что читателю нужен не только сухой анализ, но и мнение. В команде есть взрослые, опытные авторы, которые могут поделиться своей позицией – теперь мы думаем, как интегрировать такой формат в нашу концепцию.

Юрист о журналисте

Реалии нашего времени таковы: сегодня журналист клепает статью о том, во что одет депутат, а завтра – про Совет Безопасности ООН

Зачастую авторы допускают юридические ошибки. Мне всегда хотелось, чтобы СМИ писали увлекательно, но при этом грамотно. Такую работу может сделать только автор с бэкграундом в той сфере, о которой он пишет. К примеру, в своих текстах о международном праве я уверена, потому что не только проверяю факты и внимательно изучаю тему, но и база у меня уже есть. Я окончила вышкинский юрфак и нашу магистерскую программу “Политика. Экономика. Философия”.

Читатель

Мы представляем своего читателя любознательным и готовым открывать что-то новое. Ему интересны не только статьи, связанные с его профессией, но и материалы про искусство, кино, литературу, музыку, политику, общество, экономику. Мы – молодёжное издание, которое стремится помочь читателю быть разносторонним.

Меньше 20% наших читателей из Вышки

Мы пишем о событиях, которые актуальны для всех. Наши материалы читают и в 18 лет, и в 34 года. На сайте больше возрастной аудитории, в паблике – преимущественно студенты.

Команда

У нас есть девять отделов: пять культурных и четыре аналитических. Однако теперь мы всё больше стараемся отойти от этого чёткого разграничения, чтобы дать автором больше свободы. Помимо авторов, в журнале есть отделы корректоров, фотокорреспондентов и ивента. Обычно мы проводим наборы в команду два раза в год (в сентябре и феврале). Чтобы к нам попасть, нужно выполнить тестовое задание. Раньше мы высылали темы, на которые требовалось написать развёрнутые ответы. Сейчас мы меняем формат: устраиваем многоступенчатый отбор, в ходе которого проверяем общие знания и широту кругозора, а также  технические навыки, например, владение программами.

У нас нет стажировки: мы считаем, что люди сразу должны поработать в команде и почувствовать себя её частью. Легче понять, что у них что-то не получается, когда мы полностью погружены в работу.

Часто к нам приходили ребята, получали опыт и уходили в более крупные издания. Мы за них рады, конечно, но нам важно, чтобы люди были идейные и развивали то, что уже есть. 

Ключевое для нас – саморазвитие, ответственность и желание чего-то добиваться своим трудом. Мы готовы обучать людей, помогать им совершенствовать свои навыки

Однако если у человека стагнация или он систематически не учитывает комментарии редактора и не развивается, то нам не по пути.

Мы берём людей не за то, где они учатся, а за то, как они работают. Поэтому у нас в команде много ребят из других вузов. Не стоит забывать, что есть сильные студенты из вузов не первого ранга и есть слабые в топовых университетах.

Костяк редакции составляет около 25 человек. Членам команды от 20 до 24 лет. Ещё есть люди, которые то пишут, то не пишут. Некоторые занимаются несколькими отделами одновременно. Например, и ивентами, и партнерствами.

Ивент-отдел

У нас есть несколько крупных проектов. Например, BAR talks, в ходе которого мы организовываем лекции за кружечкой пива. Приглашаем разных спикеров, молодых учёных, предпринимателей, искусствоведов. Лекции ассоциируются у большинства людей со скучными аудиториями и лекторами, которые зациклены на чём-то одном. В баре люди раскрепощаются, могут уходить в сторону от темы – быть со слушателями на одной волне, а слушатели, в свою очередь, не стесняться задавать какие-то вопросы лекторам.

Также мы организовали совместно с факультетом права Вышки мы организовали киноклуб. Туда приходят не только студенты: зачастую мы видим людей старше 30, это приятно.

Связь с Вышкой

Мы уже давно не привязаны к Вышке и практически не погружены в студенческую жизнь. Есть другие издания, которые осветят эти темы намного лучше. В 2015 году мы были вышкинским изданием, но когда у нас стали появляться ребята из из других вузов и городов, мы решили перестать создавать контент только на вышкинскую тематику.

Мы планируем оставаться вышкинской студенческой организацией, пока будем набирать команду среди студентов ВШЭ и доносить информацию, полезную студентам ВШЭ. Более того, если деятельность в журнале будет позволять ребятам получать кредиты и повышенные стипендии, то это будет справедливо: их интеллектуальный труд будет оценён. Однако по масштабу мы крупнее. Нам нравится участвовать в студенческой жизни, но рассказывать мы больше хотим о событиях страны и возможностях вне университета.

Объективный текст

У автора может быть своя позиция, но чтобы подвести читателя к ней, он должен качественно описать ситуацию целиком. В чём ценность текста, если автор приводит аргументы только с одной стороны и эмоционально пропагандирует что-то? У нас в стране (как и в любой другой) достаточно изданий, которые подвержены пропаганде (как провластной, так и оппозиционной), но очень мало газет или журналов, которые действительно побуждают читателя думать и принимать собственные решения.

Автор должен привести ряд аргументов, рассмотреть ситуацию с разных сторон и только потом сказать:  «исходя из всего вышеизложенного, эта позиция наиболее вероятна».

В аналитической статье не должно быть никаких «я думаю, что всё это на самом деле так» или «а вот старший брат моей подруги мне сказал, что ему кажется». Мы стараемся экономить время читателя: ему не нужно изучать все материалы, он может прочитать нашу статью за 15 минут и получить целостное представление о теме

Для создания хорошего текста автор должен прочитать много статей, прежде чем писать что-то. Многие наши авторы знают иностранные языки, поэтому изучают материалы не только на русском. Мы даём необходимое количество времени автору, если это не горящий материал. В среднем, статья пишется неделю. Материал по сирийскому конфликту я написала за два часа с изучением всей доступной информации. Но я уже была погружена в тему: бакалаврскую и магистерскую диссертации я делала про вооруженные конфликты. Хотелось бы, конечно, чтобы ребята могли так работать.

Я признаю, что не все наши материалы удались. В каких-то статьях не хватает глубины: всё-таки для нас пишут и первокурсники, и второкурсники. Например, наш внештатный автор взяла интервью у лауреата Пулитцеровской премии, а наш редактор раздела «Кино» поговорила с режиссёром одного из лучших фильмов 2017 года, Мартином МакдДоной, который снял «Три билборда». Мы раньше многих деловых изданий сделали материал про бэби-боксы.

Главный редактор

Пока я не планировала предлагать кому-то занять моё место. Но если пойму, что есть человек, который будет заниматься этим лучше меня и сможет отдавать все свои силы проекту, то я с удовольствием уйду.

«THE WALL» для меня – словно маленький ребёнок. Я росла вместе с проектом: от идеи и до момента, когда мы смогли брать интервью у крутых людей. Для меня многое значит и команда – это люди, с которыми я действительно дружна, с которыми я могу говорить практически обо всём, это мои единомышленники.

Конкуренция

Я уважаю людей, которые что-то создают. Очень легко осуждать и ничего не делать.

Каждый выбирает для себя более удачный формат. Если у The Вышки развлекательный формат с котиками, то лично мне он не подходит, но это вовсе не значит, что такой проект делать не стоит. Нормально, что есть люди, которые будут более охотно читать The Вышку, чем нас, а может быть, люди уже сейчас читают оба издания – в зависимости от того, какой контент им в определённый момент хочется получить.

Пусть каждый делает всё, что в его силах для развития того, что он считает важным. Я прикладываю максимум своих возможностей, чтобы ребята писали качественные статьи по тем направлениям, которые у нас есть.

Чем больше СМИ, тем лучше.

Текст: Полина Жукова
Фото: Алеся Грушко
Редактор: Константин Валякин