iLQ0IPPgLx0 (1)

Невидимая вышка: Меня избивал отец

Нас с детства учат, что родители — это самые близкие люди. Но иногда все оказывается совершенно иначе. Редакция «The Вышки» поговорила с жертвой физического и психологического насилия со стороны отца — о том, как помочь себе в такой ситуации.

Психологическое насилие

Папа всегда от меня слишком много требовал и сильно контролировал, но при этом обесценивал мои достижения. Например, я возвращалась с трудной олимпиады с призовым местом, садилась за компьютер расслабиться, а через полчаса он обвинял меня в безделье. Во время летних каникул, когда все отдыхали, отец заставлял меня проходить школьную программу на полгода вперед. Он часто обзывал меня «дурой», «курицей», критиковал мою внешность. Меня отчитывали за четверки — я должна была учиться только на «отлично». Родители практически не давали карманных денег, ругали даже за незначительные траты. Если я не ложилась спать в десять вечера, то начинался скандал. Я жила в постоянном страхе сделать что-то не так и вызвать родительский гнев.

Физическое насилие

Отец первый раз ударил меня в пять лет — за разрисованные обои. Самый ужасный случай произошел на даче летом между седьмым и восьмым классом. Как-то утром у меня было плохое настроение, я решила прилечь отдохнуть. Отец узнал, что я пошла спать вместо занятий математикой. Он выволок меня из дома и стал бить руками по голове, по бокам, по спине. Я упала на землю, и тогда он начал избивать меня ногами. Мне запомнилось выражение его лица — столько ненависти даже в фильмах не увидишь. Бабушка еле его от меня оттащила. Я пожалела отца — подумала, что если все узнают, что он сделал, то перестанут с ним общаться.

Папа раньше занимался каратэ, поэтому он знает, как бить, чтобы не оставалось следов. Кости не ломаются, сухожилия не рвутся, даже синяки почти не остаются, но очень больно. Я потом неделями хромала.

Побои продолжались до семнадцати лет — часто за незначительную провинность. Один раз я перепутала адрес, на что папа сказал: «Каждый раз, когда ты будешь совершать ошибки, я буду тебя бить — до тех пор, пока ты не сможешь ходить».

Самое страшное, что это не какой-то дядя с улицы тебя затащил за угол и избил, а твой собственный отец, с которым ты живешь и который должен тебя защищать.

Отец

Он очень любил спорт, но из-за травмы вынужден был уйти. У него начались серьезные проблемы с ногами. Может быть, поэтому папа был такой злой. Мне казалось, что он бьет меня из-за стресса, так что я пыталась ему помочь: ходила за него в магазин, мыла посуду. А потом поняла, что просто кормлю демона, который может мило общаться со мной, а потом избить.

Папа извинился один-единственный раз. Он подошел ко мне со словами «Прости меня за все». Мне было пятнадцать лет. Я поверила ему, мне стало легко и радостно, но через несколько месяцев он ударил меня снова.

Селфхарм

Раньше после побоев я занималась селфхармом. Могла просто пустить себе кровь в ванной — это помогало, поскольку я переключалась на острую физическую боль и таким образом заглушала ужасное чувство обиды и ненужности. Мне казалось, что если я выброшусь из окна, то только порадую отца, который меня ненавидит.

Поддержка

В начале десятого класса у меня началась депрессия. Я постоянно плакала и думала, что не могу жить с грузом того, что сделали мои родители. Хотела либо убить их, либо покончить с собой. Я обратилась в службу бесплатной психологической помощи. Стало немного легче.

Еще мне очень сильно помог интернет-друг, с которым мы общаемся уже четыре года. Благодаря ему я до сих пор жива. Он открыл мне глаза. Когда я упомянула в переписке, что меня бьют, он был в ярости. «А что он удивляется? Что в этом странного?» — подумала я. Мне казалось, что я достойна побоев. Папа говорил, что со мной по-другому нельзя было управиться. Я считала себя виноватой во всем — даже в своем существовании.

Спорт

Мне очень помогал спорт. Что бы плохого со мной ни сделали родители, я приходила в зал, заряжалась особой спортивной злостью и выплескивала все отрицательные эмоции на тренировке. В итоге я «добесилась» до КМС.

Спорт был наркотиком, который меня выручал, давал возможность получить адреналин и сбросить стресс

Переезд

Во время очередного приступа истерики в одиннадцатом классе я просто собрала вещи и переехала к бабушке — мы уже обсуждали с ней такой вариант. Это было правильное решение. Жаль, что я приняла его так поздно. Если бы я осталась у родителей, то могла бы из-за нервов даже не пойти на ЕГЭ. Это в лучшем случае. В худшем — меня бы уже не было в живых. А нескольких месяцев спокойного проживания у бабушки хватило, чтобы прийти в себя и сдать экзамены на высокие баллы. Сейчас чувствую себя намного более уверенной и защищенной. В моей жизни практически больше нет бессонницы, истерик и нервных срывов. Я рада, что переехала и не собираюсь возвращаться.

Мама

Мама всегда была на стороне отца. Она повторяла, что он меня любит. Как-то за столом во время ссоры папа сказал мне: «Да, я имею право тебя бить, потому что ты слабее». Мама услышала это и просто продолжила ужинать. Однако она восприняла мой уход из дома как трагедию: теперь она материально поддерживает нас с бабушкой и постоянно пытается наладить со мной контакт. Может быть, она действительно меня любит какой-то своей извращенной любовью.

Отношения с отцом сейчас

С отцом я общаюсь, только если мы нечаянно пересекаемся. Квартира бабушки находится недалеко от родительской. Последняя наша встреча с папой произошла, когда я шла из магазина, а он возвращался с работы. Мы столкнулись и как едва знакомые соседи просто поговорили о погоде.

Совет

Не обесценивайте свои проблемы, не замалчивайте их — по возможности рассказывайте как можно большему количеству людей. Не отказывайте себе в помощи: используйте бесплатные психологические службы, горячие линии поддержки — это анонимно. Если на линии попался плохой психолог, можно перезвонить еще раз и найти другого. Обратитесь в социальную службу. Просите поддержки у друзей и взрослых.

Не бойтесь говорить о проблемах. Помните, что каждый человек уже с рождения имеет право на безопасность и уважение.

Текст: Алла Гутникова
Редактор: Анастасия Ларионова