Президентский грант — сыр в мышеловке или рука помощи?
Не всем известно, но повышенные стипендии — не единственный вариант серьезной финансовой поддержки, доступный студентам. Разбираемся, что такое президентские гранты, кто достоин получить 240 тысяч рублей в год или почти миллион за бакалавриат и есть ли в этом подвох
Что дают?
В 2015 году впервые вышел подписанный президентом указ, утверждающий меры финансовой поддержки юных талантов. Постановление правительства РФ гарантирует регулярные ежемесячные выплаты в размере 20 000 рублей всем, кто, по их мнению, этого достоин. Всего выделили 4,8 миллиардов рублей на 5 000 грантов, при этом указ строго ограничивает ежегодное число выдаваемых грантов до 1 200. Намечается соревнование среди тех, кто их получает — ведь количество мест сильно ограничено, а «свое место» еще нужно успеть занять.
Кому дают?
Претендентов на грант может быть много. Официальный сайт гласит, что для того, чтобы иметь право бороться за грант, необходимы всего три условия:
- Иметь соответствующее достижение, полученное не ранее чем за 2 года до поступления;
- Иметь гражданство РФ,
- Поступить на бюджет.
По поводу достижений: у государства имеется специальный ресурс, куда ежегодно вносятся результаты заключительных этапов некоторых конкурсных испытаний и мероприятий. Эти испытания считаются в правительстве показательными и значимыми для выявления юных талантов, а их результаты собираются в некую закрытую от чужих глаз сводку. Перечень таких испытаний ежегодно переформировывается и публикуется, так что каждый абитуриент может сам узнать, претендует он на грант или нет. Нам удалось найти перечень на 2017/18 учебный год.
Обязательная отработка
Основная информация об условиях получения и оказания поддержки содержится в постановлении Правительства РФ. Из него становится понятно, что молодому таланту не достаточно победить в конкурсном испытании, чтобы получить финансовую поддержку. Претендент должен еще подписать договор, в котором предусмотрено следующее:
Лицо, являвшееся получателем гранта более одного года, обязано осуществлять последующую трудовую деятельность … в течение не менее 3 лет после завершения (прекращения) обучения…
То есть полученные деньги придется отработать. Но где — непонятно. Ни в договоре, ни в постановлении об этом не сказано, хотя в последнем существует целый раздел, называющийся «Осуществление лицом … последующей трудовой деятельности». Указаны трудовые сроки — 3 года, и даже дедлайны — начать работать нужно не позднее, чем спустя полгода после выпуска. Но конкретики по поводу организации — никакой.
Не работаешь — наказывают
Из нормативных документов выясняется, что финансовая поддержка оказывается не безвозмездно, и те, кто не пошел работать, обязаны выплатить деньги назад.
Штраф в размере суммы средств, полученных в качестве гранта, и штраф в двукратном размере относительно этих средств
Выходит, заплатить придется в три раза больше денег, чем удастся получить в качестве гранта. При этом есть еще один элемент наказания за несоблюдение условий договора, помимо долга в несколько миллионов, которые не каждый носит с собой в кармане. Если хотя бы одно из условий договора получатель гранта не выполняет, будь то сроки начала работы, длительность ее осуществления или что-то еще, то его включают «в реестр недобросовестных получателей грантов». Что это за реестр и куда пойдут списки «недобросовестных» — неизвестно.
Разбираться в документах — теория, и на практике все может быть совсем иначе и еще сложнее. Студенты, которым посчастливилось стать претендентами на получение гранта, поделились своим опытом взаимоотношений с операторами, осуществляющими выплаты, и рассказали о своей точке зрения на программу поддержки и ее реализацию.
Паша Завитневич, 3 курс Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ
Не брал грант вообще.
О возможности получить грант заговорили еще до того, как прошел мой Всерос (Всероссийская Олимпиада Школьников — прим. «The Вышки»). В олимпиадной тусовке информация распространяется достаточно быстро, поэтому, когда я пошел в свой 11 класс, я уже знал, что «первокурсникам-всеросникам сделали отдельную стипендию» — так у нас говорили. Тогда я не знал, что грант дают не только победителям олимпиад. Одним из них я и стал, затащив ВСоШ по экономике, поступил на свой факультет, и в сентябре мне предложили подать заявку на грант. Я отказался. Явно понимал, что связывать себя ограничениями в виде работы в России в течение n лет после учебы я не хочу, а процедура отказа от гранта через год была еще не совсем обкатана и прозрачна. Поэтому я просто не стал рисковать.
Если получится отказаться от гранта через год, то ты ничего не должен
В договоре все было неоднозначно и запутанно, а всеобщее сомнение насчет того, что это какая-то подстава, подогревало мои опасения. Конечно, риск, что произойдут некие изменения и не получится отказаться, был невелик, но он все-таки был. Сейчас практика показала, что отказаться действительно можно. Но это не значит, что потом эту опцию не запретят.
По поводу условий отработки нельзя ничего сказать однозначно. Достаточно вроде работать на территории, выезжать можно. Более того, если я не ошибаюсь, если ты после бакалавриата тут уедешь в магистратуру куда-то в другую страну, будет считаться, что ты еще не закончил учебу и никто с тебя не будет требовать денег. Но я могу и ошибаться. Во всяком случае, у нас есть люди, которые работают в маках (McKinsey, международная консалтинговая компания — прим. «The Вышки») и не отказались от гранта. Но они еще студенты. Грант начали выдавать только с тех, кто на год меня старше.
Таких, кто не отказался от гранта и уже закончил бакалавриат, нет. Эта программа новая. Поэтому и узнать, что будет дальше и будет ли это хорошо, нереально пока что
Никита Митрофанов, 3 курс Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ
Получает грант уже два года.
Договор предполагает, что продолжить получать грант дольше года возможно, если подтвердить свое право на его получение и предоставить доказательства о своих достижениях.
Получатели грантов ежегодно подтверждают право на их получение в следующем учебном году
Я участвовал в кейс-чемпионатах, спортивных мероприятиях — кубки РЭШ и любительская лига, активно участвовал в организации, составлении и проверке МОШа (Московская Олимпиада Школьников — прим. «The Вышки»). В плане организации все проходило гладко. С выплатами ни разу опозданий не было, договор просто подписывается, но если заключать допсоглашения, то иногда нужно что-то еще подписывать.
Говорить о том, понимаю ли я, что я буду делать после выпуска, чтобы выполнить условия договора, бессмысленно. Тут скорее о том, что я не могу делать — да, понимание есть, и это меня устраивает. Обязательность «трудовой деятельности» означает работу в России, и все. Если бы договором была предусмотрена работа в госструктурах, я бы ни при каких условиях не согласился. То, что приступить к работе нужно не позже чем через полгода, тоже не является особой проблемой для меня, поэтому я не переживаю.
Многие боятся, что грант обязывает не выезжать из страны на период работы. Это не так. На туризм/отдых можно — нельзя на работу или учебу в некоторых вузах. Там вроде бы, но точно не помню, главное условие — быть НР РФ, то есть быть в России больше половины года.
Оксана (имя изменено по просьбе героя), 3 курс Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ
Отказалась от гранта после первого года обучения.
Я как-то испугалась оставлять грант. Потому что обязательство, что нужно будет еще отработать… Причем сначала — первый год, когда грант выплачивали — от этого можно было отказаться всегда. Следующий, наш год — уже сделали так, что отказаться можно только после года получения. Все как-то очень мутно и непонятно.
Был риск, что они еще что-то поменяют и это будет иметь к тому же обратную силу
Там была фраза о том, что нужно отработать в российских компаниях, и ничего больше. Я побоялась: а вдруг они сделают перечень компаний, причем только государственных, и мне не захочется там работать. Плюс сколько-то лет в России — я подумала, ну вдруг у меня будет какая-то возможность в Лондон уехать или я захочу посмотреть мир и объехать Азию, а у меня будет этот дурацкий контракт. И ладно бы еще если они просто все выплаченные деньги забирали, а там в трехкратном размере — я, честно говоря, побоялась.
Мне просто стало страшно, что они добавят еще какой-нибудь пункт и я из-за этого в жизни что-нибудь очень крутое пропущу
Насчет процедуры отказа: была единственная сложность. Новость о том, что нужно принести отказ, была сформулирована похоже на «это надо сделать вчера». Нужно было подсуетиться, а я к тому же была не в Москве. Но в итоге все-таки по-человечески сделали, и можно было сказать: «я сейчас совсем не могу», «а можно я потом занесу», «можно продлю» — и уладить все. Отвозили эти документы причем куда-то в Сочи, я до сих пор помню.
На самом деле, единственное, чего я не понимаю, — почему были ребята, которые грант на год не взяли, это было странно. Было понятно, что с этим сроком получения все нормально и без подводных камней, а не взять свои 240 тысяч — это странно с их стороны.
Я не была уверена, что не придется работать в госкомпании, это меня и напрягало в основном, поэтому и отказалась спустя год
Причем мы пытались это уточнить, я звонила. Ничего нового они мне не сказали. Они отвечали, я помню, исключительно опираясь на текст договора, ничего большего не смогли сказать. То есть на мой вопрос про отказ через год они сказали: «Да, в договоре указано, что…» — все остальное они не знали.
Такое ощущение, что там посадили двух девочек, дали им договор и сказали: «Что есть в договоре — отвечайте, чего нет — не выдумывайте»
Подводя итоги: президентские гранты — штука щедрая и манящая. Однако в некоторых вопросах касательно него до сих пор остаются некие «белые пятна». Все-таки еще не было ни одного выпускника, который на протяжении всего бакалавриата этот грант получал бы — самые старшие претенденты на него сейчас перешли на 4 курс. Поэтому и узнать, как на практике реализуются обязательства и кара за их невыполнение, невозможно. Так же неизвестна возможность эти обязательства обойти. Соответственно, потенциальным получателям гранта остается полагаться на свои внутренние ощущения касательно этого вопроса и степень доверия к формулировкам в положении. Посмотрим, что будет через год — когда первые обязательства вступят в силу.
Текст: Дарья Жужликова
Редактор: Олег Ян