uDNHDaz3hdQ

С музыкой по жизни

Покорение музыкального олимпа, интервью для журнала Rolling Stones и заполненные стадионы — грезятся почти любому музыканту. Но учеба в Вышке кажется безжалостной к реализации музыкального потенциала. Наш автор Полина Клёнова-Ленская узнала каково это быть музыкантом в ВШЭ

Георгий Тюляев, 4 курс факультета права

aH5bFMIO824

«В шесть лет начал играть на трубе. Время от времени нахожу этнические инструменты с интересным звучанием в маленькой лавочке на Чистых прудах: бубны, флейты, варган – всё это пробую понемногу осваивать. Но отношения с саксофоном особого рода. Он обладает своеобразной остротой, которую слышал и слушаю.»

«Есть две крайности в игре. Одна — передавать свою мысль кричаще, бездумно. Другая — передержать, сделать звучание слащавым, нарочито сгущать и растягивать патоку звука. И то, и другое – абсолютно бессмысленно. Ещё, на мой взгляд, ноты могут значительно отвлекать, а не наоборот. Чтобы развить конкретный пассаж или мелодию или играть их по памяти, я привязываю их к возникшему образу. При желании можно всю карту метро расчертить музыкальными фразами, образами.»

tYyCs4w-yDw

«Для меня музыка это отдых. Алкоголь не помогает так расслабиться, как творчество. Игра на музыкальном инструменте сродни медитации, погружению в транс. В каждой ноте по сути что-то заложено, это нельзя разгадать, но можно только почувствовать и передать. Одна нота у каждого звучит по-разному, даже в разные моменты времени она будет звучать по-другому. Тут нет места плагиату. На твою игру будет неминуемо влиять настроение. Когда ты играешь для себя, ты не можешь укрыться за маской, должен быть честным перед собой. Прочтение у разных музыкантов окажется личным, потому что источник прочтения только один — опыт.»

«Учитель, у которого я занимаюсь, может попросить меня сыграть, к примеру, как немецкий садовник. И я понимаю, что он имеет в виду. А когда играешь на публику, то нужно подстроиться под слушателя, сыграть иногда другую роль. Развязный джаз нельзя играть скромно. Ты обязан сыграть его с вызовом.»

«Моя профессиональная и музыкальная жизнь пока развиваются параллельно. Каждый день репетирую по 3 часа. Даже когда зачеты, экзамены — резервирую время для саксофона. Не репетируешь дольше нескольких дней – и навык уходит. Хотел бы закончить Вышку и в скором времени определиться с темой магистерской диссертации. А потом организовать студактивность, вроде оркестров при Американских университетах или камерных заседаний с обсуждением музыкальных произведений. Но в администрации пока на это смотрят, как на своеобразную блажь. Задумку не поощряют, средства выделять никто не торопится. Среди знакомых есть те, кто хотел бы заниматься, но, по сути, репетировать негде. КЦ закрыли на реставрацию, аудитории выделяют нечасто. На самом деле за юридическим пафосом и «высоким профессионализмом» скрываются самые разные люди, которые музицируют, пишут и читают стихи. И их больше, чем мы можем себе представить.»

Полина Соловьянова, 1 курс факультета психологии

Aot-GiNwHnY

«Петь начала в детском хоре в школе, где провела 3 года. Не могу назвать это серьезным занятием, всё-таки это лишь школьный кружок. Но задатки голоса впервые раскрылись там. В 9 классе поменяла много разных направлений: нравился рок-н-ролл, потом клубные мотивы, и вот сейчас не могу сказать, что конкретно предпочитаю. Но свой вокал решила связать именно с джазом. В пении можно вылить своё напряжение. Когда пою, я максимально сосредотачиваюсь на мелодии, а не на лирике. Джаз мне нравится именно тем, что это эмоционально окрашенный вокал, с напряжением в связках. Он не дает тебе раствориться в нём полностью, в отличии от того же chillout. Он как на волнах подбрасывает душу от напряжения до расслабления.»

bn0122Ol39U

«Не считаю себя «музыкантом», возможно, слишком много вкладываю в это понятие. Я не знаю нотной грамоты и больше интуитивно управляю своим голосом. Всё что у меня получается – это результат тренировок. Возвращение к вокалу на первом курсе совпало с проектом Голос PSY. Для человека, который всегда пел «для себя», выступление перед жюри и камерой было серьезным испытанием. На самом деле за конкурсом следит весь факультет, и когда поешь, то чувствуешь, что они все тобой гордятся. Ты получаешь заряд энергии от публики. А после зал взрывается аплодисментами, и ты понимаешь, что психфак это действительно одна душа.»

«Самый волнительный момент, когда я впервые показала свои голосовые данные. Спела довольно заезженную песню HittheroadJack, но которая мне очень нравится и всегда поднимает настроение. Правда я разволновалась перед камерой и спела, как мне кажется, хуже, чем могла бы. Жюри считает иначе.»

Кирилл Казаровец, 1 курс факультета права

BgKj0JPOrB8

«В школе я пел на концертах, в частности WakemeupwhenSeptemberends. Не думал, что это выльется во что-то большее. В 11-ом классе решил, что пойду на юридический, тем более, что мне это было интересно. Образ юриста в костюме кажется притягательным, но по факту, работа офисная и не самая интересная. Работать с 9:00 до 18:00, копить деньги на отдых от работы, чтобы потом со свежими силами снова к ней приступить… Нет, спасибо. И учеба, и музыка требуют много времени и отдачи, приходится выбирать. Я верю в свой успех, поэтому учеба отошла на второй план. На свете много успешных музыкантов, у которых вообще нет высшего образования.»

«Хотел бы уйти из универа, но родители не поймут. Они и моё увлечение музыкой долго не поддерживали. Только сейчас, когда я начал чего-то добиваться, они уже спокойнее смотрят на моё желание стать музыкантом. В планах перейти или перепоступить на другой факультет, где учеба будет интересной и можно будет заниматься параллельно музыкой. Выбираю между медиакоммом и дизайном. Продюссер, с которым я работаю, помогает с записью синглов, но очень многое мне приходится делать самому: делать клипы, оформлять обложки для альбома. Умение работать с звукозаписывающей аппаратурой и оформлять свои альбомы – куда полезнее в моей будущей профессии.»

Yy5GtlYx5ZI

«Считаю, что музыкант должен внимательно относиться к своим фанатам, ведь без них, без их поддержки, он практически никто. Я играю pop, иногда больше hiphop, это музыка на то и называется популярной, что ее слушает большинство. Так что моя музыка для очень широкого круга людей. В связи с этим мне всегда не нравилось, когда спрашивают, какую конкретно музыку я слушаю. Музыкант должен слушать всю музыку, черпать вдохновение и находить идеи для своих произведений отовсюду, не замыкаясь на одном жанре или исполнителе.»

«В Вышке я выступал на LOVEВышка, Чугунном яйце, IndieNight, везде приглашали. На Чугунке была пока самая большая аудитория, перед которой я выступал. Сначала пел спокойно, а ближе к середине выступления смог оглядеть весь зал. Честно, у меня ноги стали подгибаться. Я взялся за микрофон, приложил руку к сердцу, оно бешено колотилось. Но со стороны казалось, что это просто часть моего выступления. Непередаваемые ощущения. Ради них и стоит идти в музыку.»

Валентин Удальцов, 3 курс совместного бакалвриата ВШЭ и РЭШ.

5VYTrD9tPZ0

 

«Ударными стал интересоваться 7 лет назад, когда ещё был в школе. Но вот за ударную установку сел полтора года назад, решил записать кавер на песню Scorpions Lonely Nights. До этого стучал буквально по всем поверхностям, из всего старался извлекать звук. Поначалу играл на синтезаторе в режиме барабанов, переоборудовав старую телефонную станцию в электронную педаль. Потом купил палочки, стал играть на кресле, подушках. Где-то на первом курсе купил себе тренировочный пэд, разучил первые дроби, стал нарабатывать технику рук. Сейчас я уже обзавелся собственным набором полупрофессиональных тарелок, малым барабаном, педалью…»

«Я считаю, что главное – это техника, а не инструменты. Посади крутого барабанщика даже за самую простую установку, и он потрясающе на ней сыграет. Поэтому не стоит сразу гнаться за качеством инструмента. Чтобы «попробовать», стоит пойти на репетиционную базу, где за 300-350 рублей вы на три часа сможете остаться наедине с ударной установкой. Начинающий музыкант может купить полупрофессиональный базовый сет тарелок ,Hi-Hat, Ride, Crash, как правило, уже подобранных по звуку. Ну и малый барабан. По сути, от них в первую очередь и зависит индивидуальный звук барабанщика. Если постараться, то вместе с малым барабаном получится уложиться в 15 тысяч. Кроме того, нередко можно найти неплохое б/у.»

«Родители относятся к моему увлечению без особого энтузиазма. О музыкальной школе в детстве и речи не шло. Да и сам я не вижу себя по жизни музыкантом – в этом плане для меня гораздо больший интерес представляет бизнес. Так что задачи стать к 25 годам отличным барабанщикам у меня нет.»

miSymrZV8tQ

«Я знаю, где найти ответы на свои вопросы. Сам выучил, когда потребовалось, нотную грамоту. Многое почерпнул из видеоуроков. Сейчас техника улучшилась. Исчезли мозоли, возникающие при неправильном хвате. Важно чувствовать во время игры полное расслабление. Единственным моим учителем был знакомый барабанщик, к которому я ходил в начале 3-его курса. Он указал на основные ошибки и повлиял на мой подход к упражнениям на пэде.»

«Совсем недавно основали группу Amory Blaine,по имени главного героя «По эту сторону рая» Фицжеральда. У нас у всех совпадают музыкальные вкусы, полно идей для песен. Мы пишем рок и ориентируемся на Scorpions и MUSE. Планируем писать песни в основном на английском. Удивительно ощущение, когда играешь в группе. Ты что-то на лету меняешь, но вы все четверо уже примерно знаете, как в целом будет выглядеть песня.»

«Я вообще из тех людей, которые заслушивают понравившиеся альбомы и песни до дыр. Глубоко погружаюсь. Поначалу я слушал по чуть-чуть, чтобы не надоело. Но это полная ерунда. Хорошая песня никогда не надоест. Надо выжать из неё всё. Только так можно перенять манеру игры опытного мастера и попытаться сыграть песню самому. До этого удачный кавер вряд ли получится. Поменять слишком много – значит проявить неуважение к музыканту. Не нравится – сочиняй своё. Довольно категорично, но это моё личное мнение.»

Полина Рендак, 4 курс факультета Мировой Экономики

DXQ_cDwPyVI

«На втором стала заниматься с Потехиной Ольгой Игоревной, стала основательницей фп. класса в Вышке, а также являлась руководителем фп. класса МГУ. Она берет ребят, которые уже занимались музыкой. Мы ней сначала притирались друг к другу, смотрели, совпадут ли душевные струны. С ней я стала ездить на конкурсы и узнала, что в мире существует целый пласт пианистов любителей. Проводятся конкурсы в Бостоне, Вашингтоне, Колорадо, Санкт-Петербурге, один из самых крупных, Lesgrandsamateurs, в Париже. Ассоциация выпускников МГУ организовали MusicaAmatorum, буквально «музыку любителей», которые проводят концерты в библиотеках. В Москве раньше был Клавириум, на базе Вышки, который правда сейчас столкнулся с определёнными финансовыми трудностями. Есть Фортепианные мосты в Питере и там же самая большая тусовка пианистов любителей. Организаторы этого конкурса приглашают лауреатов и дипломантов приехать и выступить в Русском музее, в Михайловском парке.»

«В семье были только рады, что я продолжу заниматься музыкой именно на любительском уровне и при этом получу высококлассное образование по многообещающей профессии, открывающей большие горизонты и обеспечивающей финансовую независимость. Музыка такое гарантирует в редких случаях. Да и я сама считаю, что если бы мне пришлось сидеть за инструментом по 7-8 часов ежедневно, то мне могло бы в какой-то момент надоесть. Радует, что музыка не превратится для меня в нечто рутинное, отягощающую «обязаловку».»»

BE3MJv0vPpc

«В ближайшую пару лет не получится профессионально заняться музыкой. Я поступила в несколько бизнес школ в Европе, но для себя уже выбрала HECв Париже. Надо будет учиться и заняться построением  своей карьеры, встать на ноги.»

«Была история, связанная с поступлением в одну бизнес школу в Мадриде. У них есть нестандартные задания для поступающих и в одном было: «Как Ваше хобби поможет Вам стать лучшим в профессии». И я рассказала про игру на фортепиано. Когда ты выходишь на сцену – у тебя лишь один шанс произвести правильное впечатление. А когда ты выступаешь на конференции перед партнерами или инвесторами от тебя требуется то же самое: собраться, выдать все за один раз, показать себя с лучшей стороны. Когда играешь полифонию, тебе нужно держать в голове несколько голосов – это тренирует сообразительность, многозадачность и собранность.»

«Я заметила, многие успешные в своей профессии люди занимаются музыкой. Мой знакомый пианист, испанец, занимается исследованиями стволовых клеток. Жюльен Ломбардо – бизнес-аналитик в Париже и один из постоянных участников LesGrandsAmateurs. Пианисты любители — необычный тип людей. Они, как математики, отличаются от обычных людей. У них широкий кругозор, они добились высот в карьере и умеют организовывать своё время и посвящать его музыке и быть преданными ей всей душой. Неугасимый интерес к музыке виден по глазам.» «Когда меня при устройстве на работу спрашивают: «А могли бы Вы отказаться от занятий музыкой, на которые Вы тратите так много времени?» я порой отвечаю «Да-да, конечно». На самом деле я знаю на своём опыте, что не нужно ни от чего отказываться, нужно лишь правильно распределить своё время.»

Полина Кленова-Ленская