Knopka1

Нажми на кнопку — получишь результат

В редких учебных заведениях есть сервис, позволяющий обратиться к руководству и сделать это анонимно. The Вышка узнала у студентов, преподавателей и администрации нашего вуза об их опыте пользования выразительной или красной кнопкой

Как все начиналось

«В первый день запуска кнопки пришло длинное-длинное письмо от преподавателя с возмущенными восклицаниями «Что за безобразие?!», «Ерунда!», «Что вы тут придумываете?!», «Какие анонимные могут быть обращения в университете?». Ему ответили в тот же день, чем преподаватель был удивлен. Это показало, насколько оперативно и действенно работает кнопка», — вспоминает директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Именно она и проректор Сергей Рощин в 2009 году инициировали создание нового сервиса по взаимодействию студентов и работников университета с администрацией.

Выразительная кнопка задумывалась как способ получения обратной связи. Ее принципиальное отличие от существовавшего тогда форума заключалось в возможности анонимного обращения.

Как отмечает Анна Валентиновна, выразительная кнопка стала эффективным инструментом общественного контроля: «Кто может лучше студентов следить за тем, чтобы всё от количества стаканчиков в столовой до расписания учебных занятий было в норме? Работники университета не всегда успевают замечать какие-то неполадки, а студенты непременно обратят внимание и укажут на проблему».

Как это устроено

«В соответствии с регламентом мы никогда не пересылаем обращение напрямую объекту полученной жалобы/похвалы, а отправляем только его руководителю. Если жалоба на преподавателя, она отправляется заведующему кафедрой или руководителю факультета, если похвала на руководителя факультета, она отправляется декану, если еще выше — проректору и т.д. Обычно нам отвечают в течение 3–5 дней, говорят о каких-либо результатах или предпринятых мерах. Мы сообщаем об этом тому, кто нажал на кнопку, если он оставил контактные данные.

В день на кнопку приходит в среднем 10–15 обращений, в месяц порядка ста. Но в пиковые моменты, например, под конец учебного года, эта цифра увеличивается. Так, в этом июне пришло 240 сообщений. По большей части это были жалобы по поводу несправедливых оценок и получения стипендий.

Как мне кажется, в последнее время жалобы помельчали. Раньше обращавшиеся стремились организовывать решение больших проблем, а сейчас нажимают по любому поводу и даже пытаются решить сиюминутные проблемы. Опоздал преподаватель на 10 минут — пишут, отключился ненадолго Wi-Fi — пишут, хотя это не те проблемы, которые решаются через кнопку. За этот сервис отвечает живой человек, его попросту может не быть у компьютера во время вашей десятиминутной «катастрофы» с интернетом.

Нередко сообщают о сложных конфликтных ситуациях, которые нужно тщательно изучать, чтобы ясно понимать, что происходит: кто прав, кто виноват. Такие проблемы разбираются довольно долго и не всегда разрешаются в пользу студента.

Часто студенты пытаются перестраховаться и отправляют жалобы с почты, по которой нельзя определить отправителя. Или сообщают ложные данные, указывая чужую группу/курс/факультет.

Порой студенты прямо пишут, что не хотят быть узнанными и не указывают почту для обратной связи. Для них важно, чтобы об их проблеме услышали в руководстве. А затем ждут результата».

Остаться неузнанным заявителю не всегда просто. Жалоба на преподавателя так или иначе предполагает описание конфликтной ситуации, по которому несложно догадаться, кто нажал на кнопку.

 

Об анонимности, антиколлективности и багетах

«Есть студенты, которые не пишут на форуме, потому что боятся публичного обсуждения проблем, — говорит Анна Коровко, — Уже во время создания кнопки очень многие выступали против анонимности. Но ведь бывают проблем, которые необходимо решать, даже если на них указали анонимно».

«Около пяти лет назад аноним сообщил на кнопку, что за некоторых студентов ОП «Государственное и муниципальное управление» придут сдавать экзамен по экономике студенты экономфака.

Наша реакция была быстрой, и студенты, которые пришли сдавать за других, были пойманы. Ребят хотели отчислить, ведь они нарушили правила вуза.

Тогда и студсовет, и руководство факультета заступились за студентов. Были бурные обсуждения в администрации. Но в любом случае это был подлог, сознательное действие, когда студенты шли на нарушение правил, выдавая других за себя. И это было обнаружено как раз благодаря анонимному обращению на кнопку».

Иногда студенты, не предупреждая никого, сообщают на кнопку о вещах, изменение которых влияет на группу или даже курс.

«Половина студентов нашего курса плохо знала английский язык. Преподаватель нам достался довольно мягкий, она требовала от нас по минимуму. А кто-то, видимо, хотел ревностно учить английский и, не обратившись ни к самому преподавателю, ни к учебке, написал на красную кнопку», — делится воспоминаниями студент факультета психологии, пожелавший остаться неназванным.

Преподавателю влетело, и она отменила все поблажки. Мы начали вопить, что на кнопку писал кто-то один, но преподаватель сказала, что «мы взрослые люди, поэтому отвечать за случившееся должны все».

Чуть менее критичными оказались последствия обращения на кнопку студента факультета «Бизнес-информатики» Алексея Прокофьева:

«Один раз я написал на кнопку по абсолютно дурацкому поводу: типа в столовке продаются плохие багеты. И затем эти багеты вывели из продажи. Потом меня вся группа ненавидела. Тогда я осознал всю мощь красной кнопки».

Бывают и положительные исходы обращений, они получаются в том случае, когда на кнопку пишут всей группой или курсом. Одними из самых результативных являются массовые заявления о смене преподавателей по иностранным языкам. Вероятно, администрация признает недостаток сильных кадров с высоким уровнем преподавания языка в нашем вузе.

О чувствах педагогов

Отношение преподавателей к кнопке едва ли можно назвать положительным. Похвалу студенты пишут на кнопку значительно реже, чем жалобы.

«У нас преподаватели обычно просили претензии (в случае их наличия) выдвигать лично, а не через красную кнопку, потому что из-за нее они автоматически получают нагоняй от администрации, и никто особо не разбирается в ситуации», — говорит студент факультета психологии Андрей Калита.

Лишь 7% от всех заявлений являются похвальными.

Воспоминаниями об одном из таких поделилась Дарья Бердникова, старший преподаватель департамента иностранных языков:

«Два года назад студенты менеджмента решили выразить признательность мне и еще одному преподавателю Людмиле Козловой через красную кнопку. Эта новость к нам пришла уже после зимней сессии, как раз в канун Нового года, когда все оценки были выставлены и уже нельзя было заподозрить ребят в корыстных мыслях».

 Случай на экономе

Порой студенты нажимают на кнопку даже в тех случаях, когда они неправы.

В 2014 году накануне экзамена по теории вероятности преподавателю Елене Коссовой пришло на почту сообщение с поддельного почтового адреса одного из семинаристов с просьбой выслать задания. Елена заметила небольшое различие между настоящей и фейковой почтой. Чтобы вычислить предприимчивого «псевдосеминариста», преподаватели включили его адрес в рассылку, где якобы происходило обсуждение экзамена.

«За несколько часов до экзамена другой семинарист кинул в нашу «театрализованную» переписку файл с ответами на тест из 40 заданий с 5 вариантами ответа, 17 из которых были решены заведомо неверно, — делится своими воспоминаниями о том случае Елена Владимировна. — Было понятно, что если студент «клюнет» на нашу уловку, то ответами воспользуется не он один.

Выяснилось, что ответы сначала продавались за две тысячи рублей, затем их распространили в соцсетях. После объявления предварительных результатов мы стали смотреть, кто же воспользовался ложными ответами.

Мы были поражены: списали порядка 100 из 340 человек. Правда, часть студентов скопировали не все ответы, а сделали ошибки в некоторых местах, не желая вызвать подозрения слишком высоким результатом.

Но вероятность случайного совпадения решений более пятидесяти студентов с нашими была меньше одной миллионной.

Результаты работ студентов, в чьем списывании не было сомнений, были аннулированы. После этого массово стали поступать жалобы на красную кнопку. Студенты требовали признать первоначальные результаты экзамена, обвиняли нас в нарушении правил вуза: якобы преподаватели могут установить факт списывания только во время экзамена. Утверждали, что совпадение их ответов с нашими было чистой случайностью. Писали на кнопку и из-за того, что мы обязали списавших явиться на просмотр работ 26 декабря, когда многие собирались уехать домой на каникулы. Хотя мы пытались пойти навстречу провинившимся студентам и хотели дать им второй шанс написать тест.

Финал этой истории оптимистичен. Почти все пришедшие на комиссию по теории вероятности были прекрасно подготовлены. Сам «псевдосеминарист», которого мы вычислили не без помощи IT-технологий, сдал экзамен, а во втором семестре вел себя как прилежный студент. Конечно, читать «гневные» послания выразительной кнопки было крайне неприятно. Нам помогло то, что большинство студентов адекватно отнеслось к сложившейся ситуации, а некоторые студенты даже написали слова поддержки в наш адрес на ту же выразительную кнопку».

Не указ

Бывают ситуации, когда преподавателю красная кнопка не указ. Редкий руководитель из-за жалоб первокурсника пойдет на конфронтацию с преподавателем, у которого есть высокое положение в университете.

История студентки факультета права, пожелавшей не раскрывать своего имени: «Три года назад мальчик нажал кнопку на нашего преподавателя, кандидата юридических наук, за то, что он поставил «0» без какой-либо причины. После этого инцидента принципиально студента игнорировал, отказываясь объяснить причину низкой оценки. Это не только не помогло, но и взбесило преподавателя, что почувствовал на своей шкуре весь курс».

Текст: Ирина Чувашева 
Иллюстрации: Вика Аксенова