Это вам не Marvel
Это образовательное направление существует всего пару месяцев, но уже заявляет о своем намерении изменить сферу комиксов в стране. Алексей Капнинский, научный руководитель профиля «Комикс», рассказывает об особенностях нового направления Вышки, отличиях комиксиста от специалиста других творческих программ и божественных искрах, которые могут быть «взрывоопасны».
Что такое профиль «Комикс»
Этот профиль ОП «Дизайн» существует только первый год. Раньше я работал в издательстве, в этом году пришел в Вышку, чтобы развивать сферу комиксов, так как о ней пока плохо знают в стране. Я с первых дней стал нащупывать, где у студентов мозг, нашел. Теперь мне нужно выворачивать его наизнанку, потому что все мы, начинающие художники, умеем рисовать, что видим. Но комиксы – это другое. Это умение рисовать, журналистика и режиссура: я сам задаю темп восприятия информации.
Учебный процесс
На первом курсе студенты уже создают свои комиксы. При поступлении мы смотрели работы ребят и решали, у кого есть потенциал. Основные вещи – изобразительный и жанровый язык – они уже знают. К изобразительному относятся образ снятия визуальной информации, логика, европейское чтение (слева направо, сверху вниз).
Сейчас мне нужно научить студентов работать с графикой: перо, сангина, гуашь, и кисть. Только потом мы приступим к фотошопу. Я хочу, чтобы студенты научились рисовать руками, потом уже брались за компьютер. Условно говоря, у них должно сформироваться клиповое мышление, чтобы они могли рисовать в разных манерах: и супристической, и абстрактной, и сюрреалистической, и реалистической. Когда они научатся всему, смогут выбрать, что им подходит больше.
Более того, у нас единственный факультет, где есть академическое образование с великолепным преподавателем из МАРХИ Олегом Николаевичем Сергеевым. Сейчас они рисуют скульптуры, на втором курсе уже начинается обнаженка.
Создание комиксов
С одной стороны, я хочу, чтобы ребята умели рисовать гвоздем на песке и это было блестяще. С другой стороны, они должны работать в разных жанрах, то есть смогли написать инструкцию к клизме, например. Необязательно со словами. У меня был однажды заказ – нарисовать схемы для ОБЖ, я сделал их с юмором. Главное – чтобы было интересно и информативно, ну и нравилось заказчику, естественно. Чтобы направить студентов, я всегда говорю: «Представьте, если девочке подарят книжку с комиксами, что она с ней сделает? Сразу сожжет или все-таки оставит на память?»
Мы, художники, все немного ненормальные. Иногда у нас в 5 утра может что-то заискриться, мы вскочим, зарисуем, и это главная точка, которую кто-то называет вдохновением, божественной искрой.
Мыслить «неправильно»
Мне не нужно, чтобы студенты рисовали, как надо. Вся школа дизайна Вышки построена на том, как неправильно создавать. Арсений (Арсений Владимирович Мещеряков, руководитель школы дизайна – прим. The Вышка) сказал, что ему нужны профессионалы, умеющие работать с базой. Но я ему докажу, что реалистическое мышление – это не главное.
Супрематика у нас не принята, но, возможно, мы к этому придем. Супрематика – это, например, когда изображены человечки со множеством частей тела. Получается взрывоопасно, но в итоге история выходит серьезнее, чем в реалистичной картине.
Почему нам не нужен Marvel
Меня часто спрашивают о том, когда мы будем рисовать как Marvel. Никогда. Marvel – это изделие, фирма, она работает на несколько стилей, на десятки персонажей, которых создают рабы. Это базовые художники, рисующие по сценарию.
Зачем нам рабы? Особенно нашей стране. Мне нужны художники, которые сами будут рождать идеи.
В каждом студенте сейчас есть пламень, который мне нужно раздуть.
У нас работает издатель Василий Костовский, у него с головой все в порядке. Это тот человек, который нам нужен, чтобы развивать сферу. Но проблема в том, что все время к нам импортируют комиксы с Человеком-пауком, Человеком-Америкой, человеком-колбасой. Нам нужны свои истории и люди, те, кто заинтересуется отечественной традицией и историей. Я хочу, чтобы у нас были настоящие авторы, они смогут создавать новеллу и воплощать ее в графическом образе. В комиксе есть такие моменты, которых нет у сценариста-литератора, это другое мышление.
Будущее студентов
В перспективе студенты образовательного профиля «Комикс» будут заниматься отдельными собственными книжными изданиями, либо газетными стрипами – комиксами из 6 кадров. Стрип в первую очередь должен быть интересен, это может быть призыв, лозунг, даже чернуха с почасовыми зарисовками. Например, дается редакционное задание отправиться в больницу, рассказать о бабушке, которая отравилась грибами и благополучно померла, и нарисовать этот материал. Я хочу сейчас давать такие задания, но прикреплять их к конкретным изданиям, например, КПРФному, ЛДПРвскому или к газете Оракул. Студенты сами должны выбрать хребет, понять политически-социальную направленность.
Перспектива развития комиксов в России
Комикс интересен своей активностью, агрессивностью и неожиданностью поворотов. В силу того, что у нас нет рынка комиксов, его нужно развивать. Я знаю, как работают комиксы в России и в других странах, именно поэтому ориентируюсь не только на нашу страну. Сейчас есть ряд известных издательств, выпускающих комиксы, один из самых популярных – «Bubble». Это единственное издание, которое на постоянной основе выпускает российские комиксы. С 2016 года они самоокупаются. Одной из причин успеха стала короткометражная картина об их персонаже Майоре Громе, которая повысила интерес к печатным экземплярам.
Можно сказать, что популярность комиксов в России связана с популярностью экранизаций.
Более того, с 2014 года в России проходит фестиваль «Comic-con», который привлекает любителей видеоигр, комиксов и мира фэнтези. Это уже показатель того, что российская аудитория начинает знакомиться с отечественными комиксами, а дальше – больше. Сейчас создателям и издателям главное найти свою нишу и продолжать двигаться вперед.
Текст: Ксения Нестерова
Редактор: Полина Жукова
Фото: Катерина Серегина