кросево

Год abroad: по обмену в США

За студенческой жизнью в Штатах нам обычно удается подглядеть лишь в фильмах и сериалах. Финалисты программы обмена YEAR поделились личным опытом обучения в американских вузах. Рассказали, что их привлекает в образовании США, а за что они больше ценят российские университеты.

Каждый год YEAR дает возможность 70 студентам из России получить грант на учебу в американском вузе. Ребята покидают родные университеты на год, чтобы узнать, каково это — учиться в совершенно другой стране. YEAR покрывает все расходы участников и заботится об их успешной адаптации в новой среде. В программе могут принять участие студенты и выпускники школ, которые родились с 20 июля 1998 по 1 июля 2001 года. Также нужно написать мотивационное эссе и сдать тест на знание английского. Дедлайн приема заявок на 2019-2020 учебный год 9 ноября.

Фёдор Сандаков

ВШЭ СПб, ОП «Экономика», академ после 2 курса

University of South Dakota

В американском вузе я взял предметы, чтобы развиваться, наслаждаться жизнью и отдохнуть от нагрузки моего университета в России. В этом семестре я изучаю виолончель, испанский, кинематограф и маркетинг. Я — студент эконома Питерской Вышки. Конечно, у нас нагрузка в разы больше: нам не дают вторых шансов, не проводят подготовку к тесту на парах. Здесь мои пары — это даже не пары, а уроки по 50 минут.

Отношение американцев к учебе

Здесь вузы для человека, в России — для учебы. В моем университете Южной Дакоты общага близко к кампусу, огромная библиотека, большой выбор внеучебных организаций. Американцам эти условия не в новинку, и они это не ценят. Меня удивляет их отношение к учебе. Видно, что они не готовятся, на занятиях дают пустые ответы, не повторяют свои записи. Например, на элементарном тесте по предыдущей теме студентка сделала 6 ошибок из 10 — для меня это странно. Мне, как человеку, который тратит два часа в день на дорогу в универ и обратно и принимает активное участие во внеучебной жизни Вышки, сложно относиться к учебе легкомысленно. Тем более когда вуз создает такие условия.

Отношение преподавателей к их работе

Здесь есть чудесные учителя. Мне очень нравится подход моего профессора по испанскому к обучению студентов. Начав учить его здесь «с нуля», я уже владею простыми конструкциями и неплохим словарным запасом. Видно, что в Штатах профессора преподают только те предметы, которые им интересны. Они искренне хотят передать свои знания студентам, заинтересовать их. Инцидентов, когда к вам приходит человек, который сам хочет побыстрее уйти, не будет.

Стереотипы о русских

Однажды друзьям-американцам сказал, что я русский только наполовину, а на вторую — коми. Одна девчонка решила, что «коми» — это сокращение от «коммунист». Я давно так не смеялся. Иногда приходится объяснять, что Россия уже много лет не коммунистическая страна с центральным управлением и что у нас, по крайней мере на бумаге, демократия.

Общение с американцами

Очень сложно подружиться с американцами, которые не живут в общежитиях. Они приходят на пару, а потом убегают по своим делам. Так как у тебя нет постоянной группы и ребята на каждом классе разные, американцы ни к кому не привязываются и не пытаются завести глубокое общение.

Есть очень интересный концепт — «персики» и «кокосы». Персиковые культуры улыбаются прохожим, спрашивают незнакомцев о личном, а уже через пять минут разговора предлагают обязательно заглянуть к ним в гости. Однако при попытке узнать вашего «друга» получше, вы наткнетесь на косточку: ваш новый приятель начнет защищать его истинное «я». При следующей встрече он лишь кивнет и пойдет дальше. Кокосы же закрыты по отношению к новым людям, но как только «скорлупа» будет преодолена, начинается долгое и доверительное общение.

В американской культуре «персиков» «кокосы» очень тянутся к друг другу, и, если находят, становятся очень хорошими друзьями. Мне повезло найти несколько американских «кокосов», которыми сейчас я очень дорожу.

В Америке мне очень нравится их diversity. Каждый день я встречаю десятки разных национальностей и культур. И меня невероятно вдохновляет, что я могу общаться, делиться опытом, дискутировать с людьми со всего мира.

Очень нравится, что университет хорошо спонсирует внеучебную деятельность, ведь в России действительно крутые университетские организации пытаются своими силами найти средства или борются за ограниченное число грантов.

Конечно, я понимаю, что возможная причина — разница в цене обучения. По моим подсчетам, каждая пятидесятиминутная пара обойдется ученику в 20$.

Хотел бы переехать в США?

Я не хочу оставаться жить в Штатах. Менталитет этой страны мне не по душе. Я привык к «кокосам», я и сам «кокос». Мне с ними проще и приятней дружить, они надежней и честнее.

Здесь очень поверхностная культура общения. Сейчас мои лучшие друзья ребята из Маврикия, Индии и Пакистана. Год назад я бы не поверил, что так будет.

Но и в России я оставаться не хочу. Вероятнее всего, перееду в Норвегию. Там похожая природа, менталитет, лучшая социальная и экономическая политика, да и самый высокий уровень счастья в Европе тоже там.

Мария Пель

МГУ, ОП «Журналистика», 3 курс

Snow College, Utah

 

В 13 лет я впервые опубликовала статью в газете, и с тех пор моя жизнь связана с журналистикой. За семь лет мне удалось увидеть плюсы и минусы этой профессии, понять, что сама по себе журналистика — занятие неплохое, но не для меня. В американском вузе я решила взять своим major педагогику. Мне с детства нравится профессия учителя, на которую почему-то в нашей стране принято смотреть с оттенком некоторого снобизма и пренебрежения. В моем колледже такого предмета нет, мне предложили изучать «Преподавание английского как второго иностранного».

Уровень нагрузки

Нагрузка здесь, конечно, не такая, как в МГУ. В Университете я тонула в многокилометровых списках русской и зарубежной литературы, писала ночами тексты для студенческого СМИ, учила испанский язык, пытаясь читать в оригинале Кальдерона и Лорку, готовила каждый год около двадцати учеников по литературе, которые впоследствии поступили в лучшие вузы страны. Словом, свободного времени почти не было. В Америке, конечно, все иначе. Большинство финалистов YEAR учатся в небольших городах, где все очень неспешное — жизнь в целом и учеба в частности. Все, конечно, зависит, и от того, какие цели себе ставишь и какие предметы берешь.

Вряд ли можно утомиться, если в твоем учебном расписании — танцы, вязание или уроки по удачному замужеству.

По моим предметам — это языки и американская история — задают довольно много, но если быть ловким и не стремиться получить диплом с одними «A», то учеба здесь больше напоминает оздоровительный санаторий. С другой стороны, у меня есть приятели по колледжу, которые занимаются физикой и математикой, и они носу из дома не высовывают.

Отношение преподавателей к ученикам

На день рождения учитель по французскому испекла мне торт и принесла в класс. А профессор по испанскому, бывший миссионер в Аргентине, всегда идет навстречу, и, когда я не успеваю сделать домашнюю работу в срок, разрешает принести ее позже. И лексику, и грамматику он в три минуты на пальцах объясняет, так что не надо потом с перекошенным от ужаса лицом читать сложные объяснения в учебнике.

Но есть, конечно, и не вызывающие восторга и уважения профессора. Моя учительница по методам преподавания английского каждый урок с ужасно умным видом рассказывает, как важно знать present simple и present continuous. В остальное время она включает скучные видеоролики или дает упражнения на элементарную грамматику.

Отношение преподавателей к ученикам здесь партнерское. Обе стороны заинтересованы в процессе учебы и никогда не слышали об условной дистанции.

Здесь я познакомилась с совершенно беззаботным и открытым профессором истории. Каждые выходные он куда-то ездит со студентами, зовет их к себе домой, рассказывает про себя смешные истории и все время шутит. Однажды он напугал целую группу японских туристов, когда нарочно споткнулся у края пропасти в каньоне. Он рассказывал мне, что американское общество манипулируется чувством вины перед разного рода меньшинствами и при том, что формально наивысшей ценностью в США является свобода, на самом деле это самая несвободная нация.

Американцы о России

Не все, но многие американские студенты думают, что Россия — огромная страна вечного холода, по которой бродят медведи и загрызают всех на своем пути, а оставшиеся в живых православные люди хлещут водку из горла и скрываются от шпионов из KGB.

Главное отличия в образовании

В Америке тебя хвалят за малейшее усилие. Даже, если ты не выполнил задание хорошо, но создал иллюзию того, что пытался, тебе скажут «Good job!» и, возможно, поставят хорошую оценку. На мой взгляд, это не очень здорово. Очевидно, такое отношение расхолаживает человека. Если он трудится чуть больше, чем остальные, на него смотрят как на гения. С другой стороны, я до сих пор вспоминаю, как в школе на уроках химии нам постоянно говорили, что мы ничего не добьемся. Такое не особо приятно слышать, особенно в подростковом возрасте.

Дальнейшая учеба

Я люблю свой факультет, люблю кафедру русской литературы, на которой пишу курсовые и где бы хотелось преподавать в будущем. В Америке мне нравится учить языки и общаться с представителями разных культур.

Отсюда удобнее смотреть на свою родину со стороны и понимать, насколько сильно ты ее любишь.

Этой осенью Гарвардский университет пригласил меня слушать лекции по истории русской литературы. Если понравится — буду пробовать поступать в Гарвард, если пойму, что форма в нем превалирует над содержанием, скорее всего, подам документы в магистратуру своего же вуза.

Хотелось бы остаться жить в Штатах?

Уровень жизни здесь, бесспорно, лучше, чем в России. У меня точно есть планы вернуться сюда еще раз и объехать все штаты на машине. Сейчас как раз планируем с папой это путешествие. А вот оставаться ли насовсем — пока не решила. Моя семья и друзья живут в России и пока не собираются никуда переезжать. Так что останусь тут, только если смогу убедить их в целесообразности переезда, потому что строить все заново, в одиночестве — не совсем то, чему я хочу посвятить оставшуюся часть жизни.

Эмиль Закиров

Закончил МФТИ, Прикладная математика и физика

University of South Dakota

В этом году я закончил факультет Прикладной математики и физики в МФТИ, параллельно учился программированию. Благодаря программе обмена YEAR я студент на еще один год: теперь в Университете Южной Дакоты, где выбрал своим major Computer Science. Мне было непросто подобрать действительно интересные и полезные курсы по моему направлению: я сходил на четыре разных, и только один из них меня заинтересовал. Понимая, что технических знаний у меня достаточно, на этот год я еще взял себе предметы «для души»: актерское искусство, историю кино и фотографию.

Отношение студентов к тебе, русскому студенту

Очень забавное отношение студентов, когда они узнают, что я из России: они очень воодушевляются, активно общаются, хотят найти в соцсетях. А через пару дней о тебе забывают. Часто слышу: «Нужно будет больше общаться, люблю русскую культуру, вы очень крутые», а потом не звонят, не пишут. Мне кажется, у нас к иностранным студентам примерно такое же отношение: они живут в своем отдельном мире, а мы в своем.

Здесь гораздо проще подружиться с другими интернационалами: у них здесь так же нет друзей и более понятный английский.

Отличия в системах образования

Главное отличие образования в США от российского это возможность самому выбирать себе все предметы. Это позволяет тебе составить удобное расписание, выбрать профессоров, понять, что именно тебе интересно. Однако у этой медали есть обратная сторона, о которой все почему-то забывают. Студенты очень сильно распыляются: к четвертому курсу они могут поменять свой major пять раз. Например, я могу встретить четверокурсников-программистов, которые выбрали себе это направление год назад естественно, у них очень слабый математический и логический бэкграунд, отсутствует опыт и понимание профессии.

Полный дисбаланс в знаниях учеников в классе заставляет профессора объяснять самые основы, не использовать термины, не ссылаться на теоремы, потому что не все студенты с этим знакомы. А «очень доступное объяснение» часто эквивалентно «очень медленному»

Например, в России профессор, который ведет лекцию по макроэкономике для третьего курса, знает, что у всей аудитории был базовый матанализ. Он может спокойно использовать «страшные» слова и формулы, не объясняя, что такое дифференциал — здесь так не получится.

Говоря про технические специальности, я считаю, что Вышка, МФТИ, МГУ на голову выше средненьких американских state-университетов. Конечно, я не сравниваю с Гарвардом или MIT там, наверное, по-другому. Здесь очень хорошо учиться на творческих специальностях: для студентов в любое время доступны бесплатные лаборатории, техника, оборудование. Например, ты можешь «на коленке» задизайнить модель и тут же пойти бесплатно распечатать на университетском 3D-принтере.

Хотел бы ты получить образование в Америке?

Мне очень нравится американский кампус: доступность всего необходимого для учебы, уютная библиотека, спортзал. А вот с учебой тут проблемы: мне не нравится ни формат лекций, ни простые задания, ни тесты вместо контрольных: ведь даже задания с множественными вариантами ответов делаются на базовой интуиции. Например, на курсе по фильмам я потратил по 20 минут на подготовку к тестам и получил более 90% по каждому из них.

Мой идеальный мир это топовый российский вуз в американском кампусе.

Хотел бы ты переехать в Штаты?

В Штатах точно не хочу оставаться: такая же страна, как у нас, чуть побогаче, но со своими проблемами. Мне не нравится пустое общение, культура небольших разговоров ни о чем, показательное добродушие, пластиковая жизнь какая-то. Об Америке никогда не мечтал, но я очень рад, что у меня есть возможность провести здесь год.

Текст: Евгения Мурзаева
Фото: предоставлены героями
Редактор: Олег Ян