statya3

Из любви к искусству

Неделю назад в одном из корпусов Питерской Вышки прошло открытие выставки современной художницы Вероники Рудьевой-Рязанцевой «Королева секонд-хенда». Молодая художница и администрация Вышки рассказали о том, что делать, если университет превращают в музей.

То ли дело в гостеприимном питерском корпусе на набережной канала Грибоедова, то ли в искренних словах, сказанных выступающими, но открытие выставки получилось таким уютным, что совсем не было ощущения учебного пространства вокруг. Скорее, все напоминало квартирник. Отчасти на это повлияли масштабные картины, появившиеся на стенах внутри корпуса. На мероприятии выступила как сама художница, так и администрация Вышки. Например, академический руководитель ОП «Филология» Джонатан Платт, который оказался старым другом создательницы картин.

Для проекта Вероники под названием «Королева секонд-хенда» этот год – юбилейный. С момента проведения самой первой выставки прошло 10 лет. Тем не менее, посыл творчества не теряет своей актуальности.

Картины рассказывают о свободе самовыражения, о том, что для нового поколения яркая одежда и необычные образы, которые ранее смотрелись бы дико, становятся повседневным стилем и способом раскрытия собственной индивидуальности в атмосфере большого мультикультурного города.

Серия портретов одной и той же девушки, примеряющей на себе разные образы «из секонд-хенда», изображенной в полный рост показывает символ современного поколения, а также транслирует идеи переработки. Ранее, работы Вероники выставлялись на московской площадке «Винзавод», в Русском музее в Санкт-Петербурге и зарубежом: в Хельсинки и Штутгарте.

— Расскажите, как вы пришли в современное искусство?

Вероника: Моя история очень поступательная. Я с раннего детства рисовала, родители это заметили. Так, я стала ходить сначала в изостудию, потом в художественную школу. Далее — училище, а потом поступила в Академию Штиглица. Уже там на втором курсе я поняла, что такое образование слишком классическое для меня. И мы с одногруппниками стали посещать школу современного искусства.

— Насколько важно искусство в студенческой среде, напрямую не связанной с творческой сферой?

Вероника: Для меня это первый и уникальный опыт, когда моя выставка проходит в университете. Мне кажется, что это интересно, когда искусство проникает в другие сферы деятельности, и начинается их соприкосновение.

— Вы бы хотели в дальнейшем сотрудничать с Вышкой или другими университетами?

Вероника: С радостью! Мне это интересно. Очень многие мои проекты именно о молодых людях. Так что да, я открыта для любых  предложений.

— Как вы относитесь к тому, что в стенах Вышки начинают появляться произведения искусства?

Маргарита Кулева, руководитель отделения дизайна и современных искусств НИУ ВШЭ СПб: Для многих университетов по всему миру, музей или галерея современного искусства на территории –дело привычное. Мне кажется, что последствия от этого есть и будут только положительные.  С одной стороны, искусство помогает развивать навыки критического мышления и вкус наших студентов. Это универсальные компетенции, которые нужны не только студентам-дизайнерам, всем – от филолога до социолога. С другой стороны, это хорошо и для развития искусств в нашем городе. Важно уже на ранних этапах жизни понять, что искусство – не только в музеях, научиться жить рядом с ним. Я надеюсь, те небольшие шаги, которые мы предпринимаем в этом направлении, помогут воспитать у поколений наших студентов интерес к тому, что происходит в искусстве сейчас, сделать их заинтересованными и насмотренными зрителями, а кого, может быть, и собирателем искусства.

На ранних этапах нашей жизни важно иметь возможность сталкиваться с искусством и жить рядом с ним.

— Могут ли быть аргументы против того, чтобы в стенах университета были развешаны произведения современного искусства?

Маргарита Кулева: Наверное, могут, но пока их особо не слышно. Если искусство не нравится – это тоже важный результат. Вообще, современное искусство – не должно вызывать только восхищение, быть приятным глазу. Скорее, его задача – провоцировать дискуссию как о культуре, так и социальных и политических проблемах, с которыми каждый из нас сталкивается.

 — Расскажите, как вы попали на эту выставку и какие впечатления от происходящего?

Елизавета, посетительница выставки «Королева секонд-хенда»: На выставку меня позвала подруга, которая здесь учится. Открытие показалось мне очень уютным и домашним. Как я понимаю, такая атмосфера для Вышки – не редкость. А сама выставка безумно крутая!

— Как вы считаете, искусству есть место в студенческой среде?

Елизавета: Конечно да. Я считаю, что это очень классно, когда ты просто приходишь в университет, а там такие картины висят. Это как-то сразу добавляет красок в серую рутину.

Тем не менее, несмотря на живой интерес студентов корпуса к картинам, не все разделяют любовь к современному искусству. Для некоторых размещение полотен в учебных коридорах стало не шагом к повышению уровня эстетики в корпусе, а ненужным рудиментом. По мнению студента 4 курса ОП «Политология» Максима Борисенко, картины, вместо того, чтобы грамотно встраиваться в в интерьер корпуса, привлекают излишнее внимание и отвлекают от учебы.

Кажется, что полотна должны репрезентировать определенные образы ярких людей, современных девушек. Но тот факт, что они не вписываются в стилистику нашего корпуса стилистически, да и сами образы никак не связаны с тем, что изучают студенты, создает впечатление, что чем быстрее картины снимут, тем лучше

Текст: Ася Хоробрых

Фото: Екатерина Никифорова