Религии и университет
На сегодняшний день науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество последователей насчитывают христианство, ислам и буддизм, но в то же время немало людей исповедуют язычество, иудаизм и пастафарианство. The Vyshka поговорила со студентами различных конфессий и узнала, как им живется в университетских стенах.
Михаил, пастафарианин, бывший студент ВШЭ
Как все началось
О пастафарианстве я узнал случайно, наткнувшись на статью о нем на Википедии в 2013 году. Через несколько месяцев после этого пастафариане зарегистрировали религиозное объединение, а Павел Дуров добавил эту религию в качестве одной из основных в социальную сеть ВКонтакте и поставил ее у себя на странице. После этого я решил посмотреть на пастафарианство изнутри и проникся им — так я и пришел в религию. Когда я учился в Вышке, там не было обществ пастафарианцев, да и сейчас, насколько я знаю, его нет.
Традиции и обычаи
Пастафариане веруют в Летающего Макаронного Монстра. Согласно религии, все люди после смерти попадают в рай.
В раю есть как минимум один пивной вулкан и как минимум одна фабрика стриптиза
Пастафарианские традиции по умолчанию не предполагают каких-либо ограничений. Пятница — священный религиозный праздник, но никто не запрещает учиться и делать в этот день то, что душе угодно. Жизнь пастафарианина почти не отличается от жизни среднестатистического человека, поэтому, когда я учился, мне было совершенно комфортно выражать себя с религиозной точки зрения. Например, я два месяца ходил с дуршлагом на голове — сначала с пластиковым, но потом, когда Правовое управление ВШЭ сказало, что головным убором может быть только вязаный дуршлаг, — с вязаным. Пропускать университет из-за религиозных соображений мне ни разу не приходилось.
Конфликт с университетом
Был единственный случай, когда у меня возник конфликт между религиозными и студенческими правилами. Пастафарианские убеждения какое-то время не позволяли мне появляться без дуршлага перед другими людьми, в связи с чем я хотел получить студенческий билет с моей фотографией в дуршлаге, как и положено по законодательству и по внутренним документам ВШЭ. В итоге я сначала подал фотографию с пластиковым дуршлагом, после чего Правовое управление Вышки сказало, что у меня могут быть какие угодно взгляды, но дуршлаг должен быть головным убором, который соответствует правилам университета, — например, быть вязаным. Одолжил вязаный дуршлаг у Андрея Филина (москвич, который сфотографировался на права с вязаным дуршлагом на голове — прим. The Vyshka), сделал новую фотографию и подал ее. Но вскоре я ушел из ВШЭ, и пропуск мне больше не понадобился.
Дарья, христианка, ВШЭ
Как все началось
Я глубоко верующий и религиозный человек, в первую очередь благодаря воспитанию. Я родилась в религиозной семье. Мой папа — священнослужитель, и поэтому с самого детства я посещала службы, пела в церковном хоре, ездила с родителями по святым местам. Они же приучили меня ежедневно молиться — зачастую я не могу заснуть, пока не поблагодарю бога за прожитый день. Когда я не знаю, как быть, какое решение принять в определенном вопросе, я молюсь о них. В такие моменты я очень четко ощущаю руку бога. Моя вера для меня — это основа, фундамент жизни.
Я стараюсь жить по заповедям. Это помогает не забывать, каким должен быть православный, да и любой человек — милосердным, любящим, добрым, сострадающим
Пары vs. служба
С поступлением в Вышку и переездом в Москву в моих взаимоотношениях с религией почти ничего не изменилось: я по-прежнему посещаю службы. Хожу в основном одна, но иногда друзья могут составить мне компанию. Про религиозные сообщества в Вышке я ничего не слышала и искать их не пыталась. В целом мне легко совмещать соблюдение традиций с графиком обучения — я всегда исхожу из своего расписания, а оно чаще всего позволяет пропустить пары, если на них нет ничего важного. У меня не возникало конфликтов с преподавателями на религиозной почве: если у них возникает какой-то вопрос, я всегда говорю все как есть. К учебе я отношусь легко и позволяю себе иногда прогуливать занятия, особенно это касается православных праздников. В такие дни я выбираю поход в храм на службу. На Пасху и на Рождество я обязательно еду домой, чтобы побывать на праздничном богослужении с семьей.
Марк, иудей, СГЭУ
(имя изменено по просьбе героя)
Как все началось
Я знаю много случаев, в том числе и от своих знакомых, когда им в достаточно уже зрелом возрасте сообщали о том, что они евреи, и их мир переворачивался с ног на голову. Такие ребята сразу после этого начинали активно интересоваться иудаизмом и знакомиться на разных общинных мероприятиях с такими же евреями, как и они сами. У меня же все обстояло гораздо проще: я родился в светской еврейской семье и с детства знал, к какой конфессии принадлежу. В три года меня отправили в еврейский детский сад, а потом в школу, где мы изучали иврит и традиции еврейского народа. До поступления в университет я вращался в еврейской среде: ездил в летние еврейские лагеря, посещал общинные мероприятия и праздновал национальные праздники в синагоге.
С поступлением в университет ситуация изменилась: еврейская среда рассеялась и сменилась многонациональной, но иудаизм из моей жизни никуда не исчез
Соблюдение заповедей с помощью телефона
Так как я светский еврей, мне не сложно совмещать соблюдение традиций и учебу. В том случае, если я хочу отметить, например, шаббат, то мы собираемся с друзьями и идем в синагогу, где часто собирается молодежная тусовка. Празднование шаббата проходит вечером, поэтому на учебу это никак не влияет. Еврейские праздники обычно тоже проходят по вечерам, но вот, например, во время Рош-ха-Шана (еврейский Новый год — прим. The Vyshka) трубят в шофар (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного — прим. The Vyshka) и, согласно Торе (главная священная книга в иудаизме — прим. The Vyshka), надо послушать эти звуки, чтобы год был хорошим. У меня была дилемма: ехать в синагогу слушать шофар или остаться на важную пару в университете. Я долго думал над выбором и в итоге решил убить двух зайцев. Я попросил маму позвонить мне по FaceTime во время трубления, во время пары.
В итоге все прошло успешно: я не получил «н» и выполнил заповедь. Спасибо Apple за это
Религиозные университетские комьюнити
Что касается религиозных сообществ в моем университете, то я не интересовался их наличием. Университет очень многонациональный, так что вполне возможно, что они есть, но я о них не слышал. Все мои одногруппники знают, что я еврей. На первом курсе у меня был преподаватель, который, увидев меня, первым делом осведомился, не еврей ли я. Я спокойно ответил, что так и есть, потому что никогда этого не стеснялся. Наоборот, я всегда признаю это с гордостью. Никогда никаких притеснений в сторону моей религии не было. Есть шуточки про еврейские стереотипы, будто евреи жадные, к примеру. Но те, кто меня знает, так никогда не скажут. Все зависит от людей, а не от религии или национальности.
Марал, буддистка, ВШЭ
Как все началось
Я родилась и выросла в Монголии, в верующей буддисткой семье. Думаю, именно это сподвигло меня к тому, что я в некоторой степени исповедую буддизм: я не соблюдаю абсолютно все предписания, традиции и обычаи — мне вполне хватает посещения храмов у себя на родине. В остальном главное для меня — ощущать веру внутри . У меня не было другого выбора, кроме как следовать религии своих родителей. Когда я приезжаю домой, то часто посещаю буддистские храмы и монастыри с семьей. Там мы обычно молимся с буддистскими монахами — ламами — и советуемся с ними по волнующим вопросам.
Праздники и ритуалы
В Москве я ничего, относящегося к буддизму, не делаю — попросту не считаю это нужным. В том случае, если я чувствую необходимость ощутить свою сопричастность, просто читаю мантры или медитирую. Мой религиозный максимум здесь — это соблюдение некоторых обычаев и праздничных ритуалов. Например, самый важный для меня буддийский праздник — это Белый месяц, аналог Нового года. Он проходит в начале календарного года, а даты его начала и окончания меняются ежегодно в зависимости от лунного календаря. В это время семья обычно собирается вместе — все дарят друг другу подарки и едят традиционные блюда, например, буузы (традиционное бурятское блюдо, аналог русских пельменей — прим. The Vyshka) . На Белый месяц я не уезжаю домой — мне не хочется пропускать учебу, к тому же цены на билеты достаточно высокие. Я не пропускаю пары по религиозным соображениям. Думаю, что преподаватели не будут поощрять мое отсутствие в университете, поэтому я бы не говорила им истинные причины прогулов. Что касается конфликтов на религиозной почве, то я с ними не сталкивалась и, думаю, не столкнусь.
Константин, язычник, Якутский государственный университет
Как все началось
Я родился в Якутии, где система религиозных взглядов местных жителей, за исключением православия, не является какой-то организованной верой. Здесь язычество — это просто комплекс культов: от шаманизма до промысловых верований, — который прививается ребенку в почти каждой якутской семье. В Якутии это своего рода важный сегмент самоидентификации народа.
Здесь в язычество не приходят — мы существуем в этой вере, как в пузыре, с рождения
Религия и образование в СССР
Я учился в университете в 1980-х, и тогда, конечно, никаких религиозных сообществ не существовало. Все религии изучались с марксистко-ленинистской точки зрения, поэтому вера с учебой не перекликались и друг другу не мешали. Мне не приходилось прогуливать пары ради соблюдения каких-либо традиций, потому что язычество не требовало от меня усилий в светской жизни. Кроме того, за многие годы религиозные праздники в Якутии плотно переплелись с национальной культурой, например, такие как Ысыах — праздник в честь божеств Айыы (согласно якутским легендам, Айыы — это божества Верхнего мира, а также прародители народа Саха — прим. The Vyshka). В советское время их отмечали почти на государственном уровне. Что касается университетских конфликтов, то я никогда не сталкивался с какими-либо проблемами на национальной почве. Русские, проживающие в Якутии, и тем более сами якуты всю историю советской власти к проявлениям шаманизма и язычества относились лояльно, так что моя учеба и верования спокойно сосуществовали.
Автор: Виктория Рипа
Редактор: Анастасия Ларионова