Как подготовить успешное резюме
Каждый месяц Keystone будет вести колонку о построении успешной карьеры. В этот раз о том, как написать о себе так, чтобы работодатель вас запомнил
Первую колонку решили посвятить актуальному вопросу – построению грамотного резюме или CV, curriculum vitae, как его принято называть по всему миру. Решили начать именно с этой темы, так как многих студентов отсутствие резюме начинает волновать только под конец 4 курса. Как правило, времени на создание действительно качественного документа совсем не остается.
Все тонкости и типичные особенности составления резюме мы рассмотрим на одном реальном примере. Первая картинка — то, что было. Вторая — то, как надо.
Отдельно хотелось бы оговорить, что все эти правила не относятся к резюме представителей творческих специальностей.
7 правил, которые нужно осознать перед тем, как приступать к резюме:
1. Это рабочий документ, не портфолио – никаких фотографий, дат рождения;
2. Обратный хронологический порядок: чем выше, тем более актуальная информация;
3. Длина 1 страница для рабочего резюме, больше страницы для научной деятельности;
4. Аккуратность. Отсутствие малейших орфографических и лексических ошибок;
5. Строгая, лаконичная и понятная структура (легко увидеть сильные стороны за 20 секунд);
6. Конкретика – преимущественно цифры и четкие тезисы, понятные компетенции;
7. Состоятельность – соблюдение структуры и обозначений в течение всего документа;
Структура резюме:
- Шапка
- Образование
- Опыт Работы (+личные качества)
- Языковые и технические навыки
- Дополнительная деятельность (extracurricular activities)
Шапка
Шапка резюме является вашим лицом для работодателя. В ней должна быть чёткая структура и только самая важная информация. В общем случае можно обойтись именем, фамилией, удобным адресом, номером телефона и электронной почтой.
1.Стоит завести «официальный» e-mail с именем и фамилией на gmail, yahoo и т.д.
2.Соблюдайте удобную читаемую структуру. Используйте разделители: |, ▪, •.
3.Не нужно прикреплять фотографию, указывать дату рождения, национальность и др.
Образование
Данный пункт должен отвечать на вопросы: что, где, когда и как. Многие работодатели смотрят на место обучения, диплом, его степень, успеваемость. Часто факультет особой роли не играет. Постарайтесь лаконично отобразить эти данные.
1.Студентам без значимого опыта работы стоит добавить академические достижения и показать отличные результаты в учебе: стипендии, олимпиады, научные работы;
2. Фокус на численных результатах;
3. В общем случае не больше 5 – 6 строк, соблюдайте чёткую структуру;
Опыт работы (+ личные качества)
Данный пункт часто является ключевым при отборе претендента и требует наибольших усилий при составлении. Самое важное – это правильным образом описать ваши компетенции. Для этого есть ряд негласных правил.
1. Ваши пункты (не более 5 на должность) должны следовать формату SAR (situation-action-result):
a. Ситуация – адресуйте ситуацию активной формой глагола;
b. Действие – определите действие, которое вы выполняли;
c. Результат – опишите результат (какую ценность вы привнесли);
2. Показывайте преимущественно количественную информацию:
a. Think Money – «Распределял активы инвестиционного портфеля размером $100.000»;
b. Think Time – «Оптимизировал обработку финансовых отчетностей, обеспечил ускорение анализа данных на 20%»;
c. Think Amounts – «Руководил аналитическим отделом из 10 стажеров, увеличил ежедневную продуктивность на 30%»:
3. Указывайте только подходящий опыт от 3 месяцев (не больше 3 лет назад) с возможностью подробного описания компетенций.
Навыки
Данный пункт является довольно лаконичным, но очень показательным, так что должен варьироваться в зависимости от специализации вакансии.
1.Указывайте только профессиональные и релевантные для места работы навыки;
2.Придерживайтесь формальных выражений: никаких «уверенный пользователь», «начинающий», «cо словарем», «посещаю курсы»;
3.Главный принцип: «не количеством, а качеством»;
Дополнительная информация
Данный пункт предполагает демонстрацию вне учебных результатов, информацию о дополнительном образовании, факультативах, сертификаты и Ваши личные достижения.
1.Среди внеучебных результатов стоит указывать участие в кейс-чемпионатах, олимпиадах, тематических мероприятиях, воркшопах;
2. Добавляйте факультативы только с подходящей тематикой и высокими оценками;
3. Указывайте сертификаты по языковым и техническим дисциплинам с оценками;
Журнал Forbes недавно опубликовал результаты исследований, проведённых ресурсом «CareerBuilder» среди американских кадровиков. В частности, они выяснили, с какими самыми нелепыми резюме пришлось столкнуться менеджерам по кадрам за последний год:
- Один из соискателей сообщил в своем резюме, что имеет лидерский опыт, который получил, управляя «кланами» воинов в компьютерной игре.
- Резюме состояло из одного предложения: «Возьмите меня на работу, я классный».
Вместо резюме соискатель прислал музыкальное видео.
- Резюме было составлено на языке одного из самых популярных в мире сериалов «Звездный путь». Клингонский язык был специально придуман для одной из инопланетных рас в 1980-х и в некоторой степени прижился на Земле. В США с 1992 года существует Институт клингона, который даже выпускает учебники и ежеквартальные лингвистические журналы, а Google запустил поиск на клингонском.
- Соискатель написал в резюме, сколько времени провел в тюрьме за нападение на прошлого начальника.
- В списке карьерных целей кандидат написал: «Работать с человеком, который, в отличие от моего нынешнего босса, не является алкоголиком, который трижды попадался на вождении в нетрезвом виде».
- Соискатель забыл указать в резюме свое имя.
- Одна из опрошенных компаний получила резюме от сотрудника, которого только что уволила.
Свое резюме кандидат сопроводил собственными фотографиями — с младенчества до настоящего времени.
- Одно резюме было написано на упрощенном языке SMS-общения. Заглавные буквы в нем отсутствовали вообще, а вместо некоторых слов использовались сокращения (например, «u» вместо «you»).
Так что если Вы не в шоу-бизнесе, видео взамен резюме, пожалуй, присылать не стоит. Ну и не забывайте, что 36% менеджеров сразу удаляют шаблонные резюме, а больше половины терпеть не могут орфографические ошибки.
Текст: Олег Головин (Keystone)
Keystone — крупнейший инвестиционно–банковский клуб в Москве. Основная деятельность: организация мероприятий с профессионалами финансовой индустрии, предоставление уникальных вакансий и стажировок для участников клуба. Keystone был образован в 2011 году студентами факультета МИЭФ НИУ ВШЭ.