«По ту сторону баррикад»: молодые сотрудники Вышки
Иногда студенты настолько сильно привязываются к своему университету, что решают задержаться там подольше, но уже в качестве сотрудников. Поговорили с молодыми работниками Вышки, которые рассказали о проблемах корпоративной культуры, чем их привлекла alma mater в роли работодателя и как учебный офис изменил их взгляды на вуз.
Имена всех героинь изменены.
Дарья, работает в отделе практик факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
Даша учится на первом курсе магистратуры Вышки. Как и многие магистранты, она решила совмещать учебу и работу. По словам девушки, выбор пал на трудоустройство в своем вузе, потому что она была хорошо знакома с Вышкой и ее системой. «Во-первых, я знала внутреннее устройство университета, и мне не пришлось бы адаптироваться к новым условиям, — говорит Даша, — во-вторых, я рассчитывала, что смогу работать близко с учебой». О вакансии на должность менеджера девушка узнала от подруги, которая в тот момент работала на этой позиции.
На работе Даша много общается с представителями образовательных организаций и компаний, которые приглашают вышкинцев поучаствовать в своих проектах, пройти практику или стажировку. Это могут быть такие IT-компании, как Google, Яндекс, Лаборатория Касперского, или 1С, а также крупнейшие российские и зарубежные банки: Сбербанк, Райффайзен, Юникредит, Deutsche Bank и ВТБ. «Работа по большей части административная: много пишу по почте, много звоню, работаю со студентами. В целом, наш отдел активно расширяет связи факультета и старается делать так, чтобы у учащихся не было проблем с практической деятельностью», — говорит Даша.
Не жизнь, а сплошная Вышка
Даша думала, что учеба и работа в учебном офисе своего же университета — идеальный вариант для магистранта. Как оказалось, это доставляет еще больше проблем, ведь помимо решения рабочих задач, которые удваиваются в период сессии, молодые сотрудники должны успевать сдавать экзамены. «Работа зависит от сезона. Иногда наступают моменты “затишья”, например, в период с ноября по середину декабря. В такое время на работе я провожу не очень много времени, спокойно ухожу из офиса на пары в 4 часа, все успеваю, — рассказывает девушка, — но особенно тяжело становится в сессию — тогда работа занимает большую часть времени, мы трудимся без выходных и почти круглые сутки». По словам девушки, такой режим вносит коррективы и в личную жизнь: «Со своим молодым человеком я виделась в лучшем случае пару часов в выходные. Выдерживать такой темп было сложно, поэтому мы начали жить вместе». Но со временем Даша приспособилась к этому ритму, и сейчас у нее получается совмещать романтические отношения и работу. «Еще я заметила, что у меня резко сократился круг общения. Теперь по большей части общаюсь с коллегами», — отмечает студентка.
Однако сессия — не самое трудное испытание, с которым сталкиваются молодые сотрудники университета. Даша рассказывает, что из-за пандемии и перехода на удаленку нагрузка увеличилась в разы. «Пропала граница между тем, когда ты на учебе, а когда — на работе. В один момент я поняла, что днем и ночью работаю и только малую часть этого времени уделяю учебе. В офисе рабочий день заканчивался в 6 часов вечера, и после этого можно было забыть о рабочих вопросах и сосредоточиться на учебе. То есть все понимали, что раньше определенного времени я не отвечу».
На удаленке мне могут написать в выходной или ночью и ждать, что я должна обязательно ответить. В последнее время стараюсь это ограничивать, но иногда не получается. Я даже недавно удалила приложение корпоративной почты с телефона, чтобы не дергаться из-за каждого приходящего сообщения
О зарплате, инсайдерской информации и бюрократизме
В среднем в месяц Даша зарабатывает около 45 тысяч рублей. По ее словам, этого вполне хватает на аренду жилья, покупку продуктов и одежды. Девушке также удается откладывать часть денег от своей зарплаты. Но во многом Даше помогает ее молодой человек, который зарабатывает больше.
Даша отмечает, что работа в Вышке дает возможность гораздо быстрее своих одногруппников узнавать важные новости. «Мои однокурсники это быстро поняли, и теперь часто интересуются, есть ли у меня какая-то инсайдерская информация», — рассказывает Даша. Девушка также подчеркивает, что благодаря работе она научилась быстрее находить общий язык с преподавателями и сотрудниками учебной части ее образовательной программы. «В том, что я еще и одновременно студент, есть бонус, — говорит Даша, — в работе мне проще, чем другим, относиться к студентам с пониманием, помогать им решать их проблемы, потому что в такие моменты во мне просыпается некая студенческая солидарность».
Даша считает, что благодаря работе она может лично делать вклад в развитие своего университета: «Все-таки Вышка — один из передовых вузов, и осознание того, что я могу хоть как-то принести ему свою пользу, для меня существенный плюс и сильная мотивация к работе». При этом Даша отмечает, что у Вышки есть недостатки в организации работы. «На самом деле, это место, в котором очень тяжело продвигать какие-либо изменения. И это порой просто выводит. То, что можно сделать легко и быстро, занимает очень много времени и сил. Хотя некоторые процессы можно наладить так, что не нужно будет проходить множество разных инстанций».
По словам студентки, сотрудники постоянно прилагают усилия, чтобы сделать свою работу более эффективной, но этого не всегда достаточно: для воплощения многих идей нужно иметь финансовое обеспечение. «Например, вместо многочисленных электронных писем и Google Документов нашему отделу нужна единая база данных, — рассказывает Даша. — Начальство обещает это как-то исправить, но проблема в том, что мы не знаем, когда это произойдет. Мы не можем ждать так долго, и если бы не “тормознутость” системы, этот процесс можно было бы оптимизировать уже сейчас». Девушка считает, что подобная проблема связана с тем, что для реализации проектов их нужно согласовывать со слишком большим количеством должностных лиц.
Даша говорит, что все это часто приводит ее к эмоциональному выгоранию:
Ты можешь делать что-то день за днем, неделю за неделей, но все твои усилия будут безрезультатными, потому что ты либо ходишь по кругу, либо топчешься на одном месте. И это издержки работы университета как организации
Трудности выбора
Как и многим студентам, которые совмещают учебу и работу, Даше порой приходится чем-то жертвовать. «Мне часто нужно выбирать: сделать что-то важное по работе или успеть на пару, которая кажется очень интересной. Сердце кровью обливается, когда понимаешь, что пару все-таки придется пропустить, — рассказывает девушка. — Конечно, можно попросить одногруппников сделать запись, но ее ты, скорее всего, так и не послушаешь».
Нередко Даше приходится делать выбор между экономией временем и здоровым образом жизни: «Бывает, что забежать в Макдональдс гораздо быстрее и удобнее, чем думать в 11 часов вечера, что ты будешь есть на следующий день».
Еще из-за одновременной работы и учебы девушке бывает трудно найти время для тусовок с друзьями или путешествий. «Иногда хочется куда-то выбраться на выходные или вообще уехать на целую неделю. Но потом я вспоминаю, что у меня слишком много работы и дел по учебе. И в целом, порой хочется просто отдохнуть и ничего не делать, но это удается крайне редко», — говорит Даша.
Планы на будущее
После окончания университета Даша не хотела бы продолжать работать в Вышке: «Это возможный вариант, но не самый предпочтительный. Я благодарна всем, с кем познакомилась, и рада полученным знаниям и навыкам. Но я понимаю, что когда-то придется двигаться дальше». При этом девушка отмечает, что ее решение могло бы измениться, если бы во внутренней структуре вуза произошли некоторые изменения: «Я останусь, если стресса станет меньше, а зарплата — выше, и не будет необходимости постоянно воевать с ветряными мельницами бюрократии».
Даша также подчеркивает, что для сотрудников университета очень важна качественная психологическая помощь. По ее словам, в вузе часто игнорируют, что работающие студенты очень быстро перегорают, а от этого напрямую зависит качество образования. «Никому не интересно, что вы работаете и как себя чувствуете после этой самой работы. В Вышке есть Центр психологической помощи и хотелось бы, чтобы он делал что-то для студентов, которые совмещают учебу и работу». По словам девушки, Центр иногда проводит мероприятия, например йогу для снятия стресса, но такие занятия бывают в середине рабочего дня, когда у сотрудников нет возможности посетить их. «Было бы здорово, если бы были занятия по обучению тайм-менеджменту, чтобы студенты не теряли голову от работы. Это также можно сделать в форме коротких видеороликов о методах самопомощи, — говорит Даша, — в общем, чтобы это было быстрым и легко встраивалось в график».
Наташа, работает в отделе сопровождения магистерских программ факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Наташа решила начать работать в Вышке по нескольким причинам: «После окончания университета у меня было несколько направлений, по которым я бы хотела работать, но для этого нужно было немного прокачаться и все обдумать». Девушка поняла, что работа в университете поможет в поиске себя после окончания магистратуры. Еще ее привлекало то, что это возможность продолжить развиваться в области образования.
В обязанности Наташи входит составление расписания и работа с документами. Помимо этого девушка активно взаимодействует с преподавателями, занимается продвижением образовательных программ в соцсетях, помогает студентам в вопросах мобильности, внеучебной деятельности и организации проектов. «Я стала сотрудником программы, на которой когда-то училась сама, и поэтому очень заинтересована в том, чтобы влиять на то, что здесь происходит вне учебного плана», — говорит Наташа.
Фриланс vs офис
Вышка — не первое место работы Наташи. Девушка рассказывает, что до этого успела поработать в качестве фрилансера в одной небольшой компании. Она отмечает, что в частных компаниях нет такой сложной иерархии руководителей и подчиненных, как в университете. «Я считаю, что в Вышке начальников у меня очень много, и перед каждым из них я отвечаю по разным вопросам. Более того, в университете действует вот эта триада: профессор-админка-студент. При этом студенты всегда видят одно, админы — второе, а профессора — третье. И они должны сосуществовать».
О работе, саморазвитии и ошибках
Наташа считает, что административная часть университета, с которой чаще всего сталкиваются студенты — лишь верхушка айсберга. «Студенты не знают даже о половине работников разных отделов. При этом все эти люди ежедневно трудятся над устройством образовательного процесса. Они образуют “паутину” и их очень много». По словам девушки, в этом и заключается главная трудность работы. «Сотрудникам сложно курсировать между студентами и преподавателями и делать так, чтобы все они были довольны. Нарушена процедура экзамена, у кого-то апелляция, выключился Экзамус, в столовой нет винегрета: на все это у административных работников Вышки есть какие-то процедуры. И мы не всегда можем на них влиять, даже если объективно находимся на чьей-то стороне», — говорит Наташа.
Наташа отмечает, что работа в Вышке позволила ей развить навыки, которые можно наработать далеко не везде: «Ты учишься всему: добиваться от людей того, что тебе нужно и даже программировать в Excel и Python». Также, по словам девушки, ВШЭ дарит возможность открывать что-то новое не только студентам, но и сотрудникам. «Мне очень нравится работать с людьми из разных стран», — говорит Наташа, — «Да и Вышка сама предлагает определенные траектории развития для работников». Например, университет проводит программу Кадровый резерв, которая помогает талантливым, но начинающим сотрудникам быстрее освоиться в академической среде. «Программа длится больше года, и после ее окончания многие проекты работников получают развитие и применяются в Вышке. Это похоже на очень длинную летнюю школу», — рассказывает девушка. Но на “Кадровый резерв” ежегодно проходят отбор только 10-15 человек, что, по мнению Наташи, слишком мало для такого большого количества молодых работников. Еще сотрудники могут участвовать в университетских курсах по развитию hard и soft skills, а также отправиться работать за границу по программе обмена Erasmus+.
Как молодому сотруднику Наташе бывает сложно оценить масштаб своих действий, в том числе и ошибок. Девушка рассказывает, что сильно переживает, когда в работе что-то идет не так: «Иногда сталкиваюсь с новым процессом, косячу и не знаю точно, что будет дальше: что-то ужасное или же это проблема на самом деле не такая серьезная. Люди, которые работают давно, уже не воспринимают такие ситуации настолько болезненно и умеют с ними справляться — вовремя извиниться, найти правильное решение проблемы».
Взгляд извне
«Будучи студенткой, я могла написать в 4:30 утра слезное письмо в учебную часть о том, почему я пропустила дедлайн, — рассказывает Наташа, — а когда я пришла работать в админку Вышки, начала и сама сталкиваться с подобным, но увидела это уже с другой стороны. И только тогда начала задумываться, а зачем я так делала?».
Наташа также говорит о том, что у работников и студентов часто возникают разногласия по одним и тем же вопросам. По ее мнению, это связано с тем, что учащиеся “варятся в одной повестке”, а сотрудники — в другой. «Не факт, что ситуации, которые объединяют студентов, так же актуальны для административных работников и преподавателей. Поэтому студентам не всегда стоит ожидать какой-то поддержки от людей, для которых это неактуально», — подчеркивает девушка. Наташа считает, что такое взаимное недопонимание — серьезная проблема для сотрудников учебного офиса: «Иногда не зная контекста работы другого человека, мы думаем, что какая-то задача для него — основная и что ему ничего не стоит ее выполнить. Хотя по сути в ту или иную обязанность может входить такая многоступенчатая система, что в некоторых ситуациях сотрудник просто не может поступить по-другому».
Утром менеджер, вечером ученый
Наташа считает, что Вышке стоит уделять больше внимания вовлеченности сотрудников не только в их прямые обязанности, но и в другие проекты: «Было бы неплохо, если бы, например, административный работник при желании мог поработать на удаленке стажером-исследователем по своей специальности. Или наоборот, стажер-исследователь, которому платят маленькую зарплату, мог подрабатывать в учебке».
Наташа отмечает, что некоторые сотрудники уже пытаются совмещать две совершенно разные работы, но это вызывает много трудностей, потому что такие инициативы пока что мало поддерживаются университетом. Подобный механизм имеет большое значение для молодых сотрудников, ведь это возможность быстрее найти себя. «Мне кажется, что молодые специалисты Вышки заинтересованы в том, чтобы были связи между научными и административными подразделениями университета. Многие из ребят учатся в магистратуре или аспирантуре, и им хочется развиваться в преподавательской среде, но они работают в админке. Хотелось бы больше программ по совмещению этих двух сфер», — говорит Наташа.
Света, работает редактором сайта одного из кампусов НИУ ВШЭ
После окончания Вышки Света поняла, что не хочет работать по специальности. “В университет я пошла учиться, чтобы получить знания, а не профессию”, — рассказывает Света, — “Я воспринимала Вышку как место, которое бы способствовало моему личностному росту”. Направление, на котором училась девушка, не связано с написанием текстов, но еще будучи студенткой, она начала пробовать себя в этой сфере. Так Света определилась с будущей профессией. «Мне нравится, когда мне удается изложить свои мысли правильным образом, донести их до читателя и сделать информацию легкой для восприятия, — говорит Света, — учеба дала много для моей головы, но навык, который мне действительно хочется совершенствовать — работа с текстом» Узнав, что в одном из кампусов Вышки появилась вакансия редактора материалов для сайта, Света решила попробовать себя в этой роли.
Света публикует на сайте новости кампуса, анонсы и пострелизы университетских мероприятий, информацию об образовательных программах ВШЭ: «Тексты, которые присылают в наш отдел могут быть написаны студентами, преподавателями или академическими руководителями. И тогда я редактирую эти материалы, согласовываю их с авторами и ставлю на сайт».
До того, как стать редактором, девушка успела поработать официанткой и пройти стажировку в HR-отделе одной крупной компании, где полгода была “белым воротничком”. Но, по словам Светы, наибольшую отдачу от работы она получила именно в Вышке: «Вышка предоставляет много возможностей студентам. И я рада, что теперь оказалась со стороны людей, которые обеспечивают студентам эти возможности. Мне нравится осознавать, что теперь я могу не только что-то получить, но и дать». При этом она не чувствует сильной разницы между частной организацией и университетом.
Если посмотреть, университет — это такой же бизнес, который ищет свою целевую аудиторию и потребителей. В данном случае — это студенты, который приходят за знаниями, а многие из них еще и платно
Я преподаватель, я так вижу
Света отмечает, что в целом в их коллективе царит дружеская атмосфера: многие сотрудники сами еще недавно были студентами, и потому хорошо понимают друг друга, а старшие коллеги и начальство всегда готовы помочь молодым ребятам. Но при этом девушка негативно отзывается о поведении некоторых людей, занимающих высшие должности в университете. «В частности, я ощущаю сильную разницу между некоторыми академическими руководителями и работниками отделов, которые не занимаются преподаванием, — говорит Света. — Они относятся к нам пренебрежительно и считают, что мы люди, которые ничего не знают и не умеют. Мы всегда открыты, искренне хотим помочь в продвижении программы, но все равно к нам часто приходят с претензиями, а не с желанием сотрудничать и взаимодействовать».
Однажды Свете нужно было помочь одному из академических руководителей с подготовкой текста об образовательной программе. Руководитель прислал свой вариант текста, но по мнению девушки, материал мог быть сложен для восприятия абитуриентами. «Мы с моей коллегой очень старались, когда редактировали. И после того, как я отправила текст декану на согласование, моя руководительница получила от него в час ночи на меня жалобу за “неприемлемую редактуру”», — рассказывает Света. В результате текст был опубликован в первоначальной версии руководителя. Девушка считает, что все претензии следовало направить непосредственно к ней, потому что именно она несла ответственность за эту работу. «У нас бы получилось хорошо поработать, если бы произошел диалог и было стремление понять друг друга», — говорит Света.
О свободе, обратной связи и тысяче поклонов
Несмотря на стабильный график 5/2 и фиксированное рабочее время, Света не считает работу в Вышке офисной в классическом понимании это слова: «Здесь нет дресс-кода и чувствуется университетская свобода. Все-таки Вышка — довольно либеральный вуз, поэтому что учиться, что работать здесь — значит иметь собственные взгляды независимо от того, что это бюджетное учреждение».
По мнению Светы, главный недостаток типичной офисной работы в том, что сотрудники редко осознают, какой именно вклад они вносят в развитие компании и чувствуют себя “винтиками” большого механизма. «В Вышке есть ощущение, что все, что ты делаешь, идет на пользу студентам. Ты напрямую взаимодействуешь с этими людьми и часто получаешь от них фидбэк, — отмечает девушка. — “Еще вдохновляет большое количество абитуриентов, которое приходит в университет. И здесь ты точно знаешь, что для этого сделал — писал качественные тексты».
Света говорит, что и негативных моментов в работе тоже достаточно. Например, девушку смущает корпоративная культура общения между сотрудниками разных отделов: «Многие работники не хотят отказываться от старых предубеждений и отношений, писем с искусственными “тридцатью тремя поклонами” и обращениями “глубокоуважаемый”. Так, очень часто атмосфера свободы и творчества граничит со старыми рабочими отношениями, закрытостью друг перед другом и постоянным пассивно-агрессивным тоном в письмах».
Девушка считает, что в рабочем процессе есть одна серьезная проблема — многие сотрудники стремятся “закрывать” планы, забывая при этом о качестве работы. Еще один минус — слишком запутанная иерархия работников. «Некоторые вещи нужно много с кем согласовывать, и иногда бывает такое, что просто не знаешь, кто именно за этот вопрос отвечает, — говорит девушка. — С одной стороны, иногда действует сложная иерархия, а с другой — многих должностей просто не хватает».
Девушка считает, что руководству следует чаще прислушиваться к мнению сотрудников среднего звена, потому что есть вопросы, в которых эти работники действительно разбираются лучше. «Было бы лучше, если бы руководители и научные сотрудники не стеснялись того, что их работу могут переделать. У них должно быть уважение к чужому труду и понимание, что даже если ты доктор наук, ты можешь что-то не знать и не уметь. К сожалению, не все сотрудники Вышки готовы с этим смириться», — отмечает Света.
А что дальше?
Свою работу в университете Света считает одним из этапов в жизни и возможностью получить уникальный опыт. Но дальнейшее профессиональное развитие девушка видит вне Вышки. “Это классно поработать со студентами и коллегами из университета, но дальше мне бы хотелось попробовать себя в более узкопрофильной области, среди других редакторов и писателей. Университет помогает на старте, дает много полезных знаний и опыта, но чтобы развиваться в сфере медиа, нужно идти дальше”.
Девушка рада, что ее первый серьезный опыт работы редактора проходит именно в Вышке. Она отмечает, что научилась находить баланс между своими интересами и интересами заказчика, правильно реагировать на критику и воспринимать ее как повод для саморазвития. “Самое главное — это возможность взглянуть на университет другими глазами”, — говорит Света, — “Могу сказать, что Вышка для студентов — это не совсем то, что Вышка для сотрудников. ВШЭ, в нашем кампусе точно, создает благоприятные условия для работы”. Но, по мнению Светы, у сотрудников все-таки нет свободы в тех масштабах, в которых она предоставлена учащимся: “Студенты могут беспрепятственно выражать свое мнение, потому что понимают, они — целевая аудитория и услышать их в интересах руководства. Но когда ты сотрудник, бывает ощущение, что нужно априори думать, что университет — самое прекрасное место на земле, нести Вышку людям как благо, писать только обо всем хорошем и прикрывать слабые места”.
Текст: Елизавета Буртакова
Редактор: Александра Ромадина
Иллюстрации: Лиана Гайнутдинова