сайт обложка протесты

«Вуз не равно тюрьма»: как в Беларуси отчисляют и увольняют по политическим мотивам

После объявления всеобщей забастовки в Беларуси 26-го октября началась волна «репрессий» в государственных вузах. Александр Лукашенко публично заявил, что всех протестующих необходимо отчислить и уволить: «Кто вышел на несанкционированные акции, тот лишается права быть студентом. Отправьте кого в армию, а кого на улицу, но они должны быть отчислены. То же самое — преподаватели».

Как все начиналось 

Протесты студентов и преподавателей белорусских вузов начались 1-го сентября и продолжаются до сих пор. Люди выстраиваются у зданий учебных заведений с плакатами или собираются в холлах, поют песни. 

Такие выступления ОМОН подавляет силой. В Минском государственном лингвистическом университете трех студентов задержали во время пения «Марсельезы». Свидетельница этого события, студентка второго курса, рассказала: «ОМОН жестоко откидывал всех, кто пытался помешать им, а администрация никак не реагировала».

Преподаватели белорусских вузов, таких как БГУИР, МГЛУ, БНТУ, БГМУ записали видеообращения к власти и администрации университета с требованиями «прекратить агрессию и освободить политических заключенных», но не были услышаны: их протесты начали подавлять так же жестко, как и студенческие бунты.

Диалог, а не увольнения

30 октября была задержана Наталья Дулина — бывший доцент кафедры итальянского языка МГЛУ. Из университета ее уже успели уволить этой осенью. Наталья Дулина стала одним из лидеров мнений студентов. «Не ведитесь ни на какие попытки руководства сделать вид, что учеба и работа в университете проходят в штатном режиме», — призывала она. Еще трех преподавателей, имена которых не сообщаются, из МГЛУ уволили «за прогулы», а их забастовку назвали «попыткой привлечь внимание». Три преподавательницы ушли по собственному желанию. В БГУИР уволили Майю Гаврюченкову — преподавательницу, которая участвовала в записи видеообращения.

Администрации университетов не разделяют взгляды протестующих. По словам студентов, ректораты вузов предупреждают о возможности «вылететь» за пропуски или получить строгий выговор. Учащиеся уже второй месяц пытаются вести с начальством открытый диалог, но им не идут навстречу. В октябре Александр Лукашенко назначил новых ректоров в МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ. Уже после переназначения администрация МГЛУ объявляла, что готова к разговору, но двери ректората всегда оказывались закрыты. В БГМУ наблюдается похожая ситуация: на переговоры студентов с администрацией не допускают юриста, запрещают вести онлайн-трансляции.

Отчисления студентов

Встретиться и обсудить права студентов с руководством в МГЛУ пока не удалось. А уже в первую неделю общенациональной забастовки появились списки отчисленных — 15 человек. В приказе причины сформулировали так: «ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимися, проявившееся в грубом нарушении указа ректора университета и правил внутреннего учебного распорядка». Иными словами, ребят исключили за участие в акциях протеста и срыв занятий. Андрей, один из отчисленных студентов, рассказал: «Думаю, меня выгнали, потому что я несколько раз засветился на акциях. Исполнял песни на гитаре перед протестующими. Видимо, в деканате решили, что я большой активист, хотя это не совсем так».

Отчисленный из Белорусского государственного медицинского университета студент пожелал остаться анонимным. «Не раскрывайте мое имя, пока я не покину страну», — попросил он.

Меня отчислили за мирную акцию в университете 26 октября. Мы с товарищами заходили в аудитории на несколько минут, чтобы созвать людей на митинг в центр Минска. В приказе об отчислении написали, что мы срывали лекции: «подрыв учебного процесса». Я не спорил с администрацией, потому что правды сейчас не добьешься, все несправедливо. Могут быть проблемы с армией, поэтому лучше сразу уехать в другую страну. Благо, Литва и Польша приглашают к себе наших ребят учиться в это непростое время

Повестки в армию отчисленным ребятам действительно приходят. Телеграм-каналы студсоветов вузов Минска предупреждают студентов не ходить в ректорат после получения новости об отчислении: там могут дежурить военкомы. Так в БНТУ трем студентам сразу после отчисления вручили повестки. 

«После того, как мы увидели свои имена в приказе, мы сразу уехали из страны. Потому что после отчисления начинается игра наперегонки с военкомом, в которой нет времени что-то отстаивать», — говорит Андрей, отчисленный из МГЛУ.

Удар по искусству

«Я и мои одногруппники поддержали забастовку. Уже 27 числа я случайно узнала о том, что исключена. В приказе написали, что отчислили меня за пропуски, которых не было, и за нарушение устава. Имелось в виду мое участие в акциях протеста», — рассказывает бывшая студентка Белорусской Государственной Академии Искусств Анна Крицкая. «Руководство вуза сказало, что отчислить меня — приказ сверху. Я предполагаю, что это из-за моего выступления на закрытии Купаловского театра в августе. Я пикетировала лично перед министром культуры. Всех это очень возмутило». 

Многие преподаватели БГАИ — актеры Театра имени Янки Купалы. В августе по приказу Министерства Культуры уволили его генерального директора, Павла Латушко, за то, что он открыто поддержал митингующих. В знак солидарности театр покинула почти вся труппа. «Некоторые преподаватели поддерживали протесты. Но руководитель моего курса и ректорат с самого начала были против. Многих за участие в акциях вызывали побеседовать, делали выговоры и выражали озабоченность ментальным здоровьем», — делится Анна. 

Творческие работы студентов стали цензурировать. «Моя одногруппница придумала «Белорусскую сказку» о городе инвалидов. Среди физически неполноценных людей родился здоровый ребенок. Все стали переживать, как же он будет жить, ведь ему никто не подаст милостыни. И тогда ему решили выколоть глаза, чтобы ему стало лучше существовать в таком мире. Наша педагог сказала, что этого никогда не будет на площадке. Мы всей группой отвоевывали эту работу».

Также БГАИ отчислил семь человек с художественного факультета. «26-го числа мы стояли во внутреннем дворе с плакатами. Было человек 40-50, — рассказывает Серафим Ганичев, — сразу после этого меня и еще нескольких ребят вызвали на профилактическую беседу в ректорат. В далеком 2019 году я получил выговор. Мне его припомнили, и сказали, что за два выговора могут отчислить. Хотя по уставу, чтобы это сделать, нужно два выговора в году получить. А у меня как раз приходилось по одному дисциплинарному взысканию на год. На следующий день мне показали фото приказа, подписанного задним числом. Оказалось, что я отчислен».

«Руководство нам говорит, что мы фашисты и нас нужно бить», — рассказывает другой отчисленный из БГАИ студент, Александр Данилкин.

Кто-то из ректората даже пытался вызывать ОМОН во время акций солидарности, которые мы организовывали на крыльце университета. И хотя мы пытались много раз поговорить с «верхушкой» ВУЗа, нам в ответ прилетают отчисления и выговоры. Был один преподаватель, обещавший не исключать за мирные пикеты и забастовки. До последнего я надеялся, что он заступится, но он оказался трусом

Отчисления и увольнения продолжаются, и активисты разных вузов собирают подписи в поддержку пострадавших. 79 сотрудников МГЛУ требуют восстановить исключенных и уволенных студентов и преподавателей, в БГАИ, МГЛУ, БНТУ студенты ежедневно собираются вместе, чтобы поддержать отчисленных. DOXA опубликовала открытое письмо солидарности с протестующими. Каждый может оставить под ним свою подпись.

Текст: Мария Ныркова
Обложка взята с сайта tut.by
Изображения предоставлены героями материала, фотографии приказа прислал Серафим Ганичев
Редакторы: Елена Лемясова, Александра Шамбилова