главная

Жизнь без вышки: девушка на шаре

В рубрике «Жизнь без вышки» мы рассказываем про людей, которые добились успеха, не имея высшего образования. В этой статье — история акробатки Анастасии Стрижановой. Девушка выросла за кулисами цирка Дю Солей, а сейчас выступает в шоу Лас-Вегаса. Настя рассказала о своей карьере и жизни цирковых артистов.

Детство: закулисье цирка Дю Солей 

Мои родители — акробаты цирка Дю Солей. У них довольно необычный путь. Когда-то друг их пригласил их принять участие в цирковом номере, концепцию которого он разработал сам. Мама с папой выступили, вместе они сняли это на видео и отправили e-mail с уже готовым «продуктом». Так их втроем взяли в знаменитое шоу Монреаля. Я с детства наблюдала за тренировками родителей, пыталась повторять упражнения. Когда они заметили мой интерес, отец начал заниматься со мной, тогда мне было три года. Понятно, что у родителей планка выше, чем требования обычного тренера, поэтому иногда было очень сложно. Ведь папа сразу видит, когда я не стараюсь, и требует идеального исполнения. Его метод — «кнут и пряник».

Конечно, за эти 19 лет у меня были мысли бросить акробатику. Особенно часто я об этом задумывалась в подростковом возрасте, когда мои ровесники гуляли и отдыхали после уроков, а я шла к папе на тренировку. Несмотря на то, что я училась в школе при цирке, куда ходили только дети артистов, я одна так много тренировалась. 

Эмоциональное напряжение копилось, рутина давила. 

Как говорится, если с утра у тебя ничего не болит, значит ты делаешь что-то не так

Еще я тогда сломала кисть руки, была операция. Все обошлось, я восстановилась, но было непросто, поскольку тогда, в переходном возрасте, я еще и начала набирать вес, а это недопустимо для акробата. 

Есть множество случаев, когда после операции спортсмены не хотят продолжать занятия, они не хотят рисковать больше, понимают, что устали от изнуряющих тренировок. Возникают вопросы: «А я вообще смогу и дальше так тренироваться? Стоит ли продолжать?». Все зависит от человека и, конечно, от вида травмы. Некоторые забывают о боли и, превозмогая себя, идут на репетицию. Я, несмотря на все эти трудности, не бросила спорт. Задумываясь о времени, которое уже отдано акробатике, на тот момент десять лет, ты просто не можешь сдать назад. Думаю, через все это надо пройти, каждый спортсмен проходит.

Эквилибристика и воздушная гимнастика

Я эквилибристка, стою на руках. (Эквилибристика — это жанр циркового искусства, артисты которого выступают, удерживая равновесие тела в самых трудных положениях и на самых неустойчивых предметах — прим. The Vyshka). Для выступления мне необходимы параллельные брусья, акробатические трости. 

Конечно, смотря на воздушных гимнастов, мне хотелось попробовать полетать под куполом. Это ведь так красиво! Мне, как любому зрителю, кажется, что это все легко и воздушно, девочки парят на высоте и совсем не боятся. Безусловно, это не так: работа «наверху» очень опасна, артисты переживают перед каждым выходом на сцену. Ведь их жизнь зависит от снарядов и аппаратов, воздушные гимнасты не в силах повлиять на внешние факторы, изменить обстоятельства. Мне очень тяжело довериться воздушным полотнам, вертикальным канатам, турникам и воздушным кольцам, подвешенным к куполу. В голове всегда прокручиваются неудачные сценарии, падения и срывы. Все проще, когда ты уверенно стоишь на руках, поскольку точно знаешь, где и как упадешь. 

Жизнь в Цирке Дю Солей

Штаб цирка Дю Солей находится в Канаде, артисты цирка живут в Монреале в период creation, который длится девять месяцев. В это время вся команда создает концепцию нового шоу, затем премьера состоится в Монреале, и потом цирк отправляется гастролировать по всему миру. Каждые два месяца мы меняли города, штаты, страны. Кто-то скажет, что такая жизнь на чемоданах —  мучение, и ребенок не может расти в подобных условиях. Однако я благодарна семье именно за такое детство, цирк — дом для меня.

Раз в год у нас была возможность съездить в отпуск, и мы возвращались к родственникам в Россию. Эти две недели, пока мы гостили у них, я скучала по обычной жизни: по постоянным переездам, по чемоданам. 

Именно тогда я понимала, что несмотря на усталость от «кочевой» жизни, ты уже не можешь существовать в других условиях. Цирковая среда — это часть тебя

Не просто так в цирке большое количество супружеских пар и семей. Из-за постоянных путешествий нет возможности познакомиться с кем-то из «другого» мира, и ты понимаешь, что связать жизнь с человеком, близким тебе по духу, — лучший вариант. 

В шоу, в котором работали мои родители, было очень много русскоговорящих артистов. Выступали ребята из Казахстана, Украины и Беларуси; они едут в Канаду за лучшими условиями для работы, понимая, что цирк отвечает мировым стандартам. Получается, что процент артистов из европейских стран меньше. Кстати, в цирке Дю Солей есть интересная традиция: во время шоу за кулисами вывешивают флаги тех стран, артисты которых выступают на сцене, поэтому флаги наших государств можно встретить довольно часто. Как-то раз в цирковой программе участвовали девочки из Бурятии, однако флага этой республики не было, и артистки сами привезли его и установили. 

Как можно попасть в цирк Дю Солей? 

На большую сцену всегда можно попасть через спорт, часто в залы гимнастики и акробатики приходят сотрудники цирка Дю Солей, смотрят на ребят и понравившихся приглашают на отборочный тур в Канаду. Русскоговорящие представители компании сами посещают спортивные секции и во Владимире, и в Москве, и в Воронеже. Возможность есть у каждого!

Также в Монреале находится Национальная школа цирка, в которой преподают не только привычные нам уроки математики или истории: там есть классы по танцам, балансировке, акробатике, актерскому мастерству и др. Во время обучения ребята практикуются, выступая на фестивалях. По окончании школы талантливый выпускник с собственной хорошо подготовленной программой выступления будет востребован. Ему будет легче устроиться на работу, чем остальным.

Карьера циркового артиста начинается в 18 лет, раньше этого возраста ты не можешь участвовать в шоу на коммерческой основе (возможно, в России иначе). Когда мне было 16–17 лет, мой уровень уже соответствовал требованиям, но по законодательству никто не мог взять меня на работу, и я была вынуждена ждать наступления совершеннолетия.

Первая работа. Начало карьеры

В 18 лет я сказала родителям, что перееду жить в Лас-Вегас, поскольку там я собиралась работать. Этот город мы уже хорошо знали, так как здесь жили многие знакомые, в том числе и акробаты. Папа с мамой мне разрешили переехать, и во время их гастролей, в промежутке между городами, мы вместе приехали сюда, обустроили все для моей будущей жизни.

Конкуренция в самой сфере циркового искусства очень высокая, но особенно обстановка накалена в Лас-Вегасе, городе вечных вечеринок и ярких представлений. Устроиться в «Абсент», в шоу, где я работаю, мне помогла дочь крестного, она отправила работодателю письмо на почту с видеороликами моих выступлений и тренировок. После положительного ответа меня пригласили на «собеседование»: я пришла в маленький шатер, показала свой номер, его также сняли на видео и отправили продюсерам. Через три месяца пришло письмо с подтверждением приема на работу. Счастью не было предела!

Выбор в пользу шоу Лас-Вегаса

Конечно, цирк Дю Солей — имя огромного масштаба, его артисты обладают определенным статусом, но если ты не нужен в программе, тебя не возьмут в шоу. Зачем ты им?  Я предпочла «Абсент»  Цирку Дю Солей, поскольку здесь нет гастролей и бесконечных репетиций. Все намного проще: пришел, отработал, ушел. В Дю Солей артисту необходимо прийти за полтора часа до шоу, это строгое требование,  здесь же главное — не опоздать на сцену. Конечно, Дю Солей и «Абсент» совершенно противоположны по формату. В знаменитый цирк идут всей семьей, желая насладиться сказкой, к нам на шоу приходят взрослые люди, чтобы отдохнуть и развлечься. У нас намного проще достичь контакта со зрителем, огромный театр Цирка Дю Солей, конечно, не позволяет это сделать, там, когда ты выходишь на сцену, взгляд устремляется в темноту. 

Наше шоу работает семь дней в неделю, программа меняется ежедневно. Есть состав, участники которого работают пять дней и два дня отдыхают, в него вхожу я. А есть артисты, которые выходят на сцену три-четыре раза в неделю. За три часа до шоу составляется список номеров, если организаторы видят, что выступлений достаточно, могут дать кому-то отдохнуть или поменять порядок выхода на сцену. То есть в «Абсенте» нет одной программы, которую проигрывают каждый день. Все время что-то новое!

Жизнь гимнаста после завершения карьеры

Чаще всего карьера заканчивается в 30-35 лет, в большинстве случаев это не увольнение, а осознанный выбор человека, его желание. Понятно, что акробаты не могут начать жизнь с чистого листа, всю свою жизнь они посвятили гимнастике, перечеркнуть это невозможно, поэтому почти все уходят в преподавание.

Никто не уходит раньше «положенного» срока, поскольку наша среда герметична, цирк — это твоя семья

Артисты очень дорожат своей работой, они горят ей. 

Цирк и пандемия

С марта в Лас-Вегасе отменены все шоу, поэтому сейчас я с восьми до шестнадцати подрабатываю в магазине бижутерии. Нас не уволили, все ждут разрешения на проведение шоу. Акробаты, гимнасты и артисты цирка вернутся к работе самыми последними, поскольку выступают в закрытых помещениях. «Абсент» арендует зал на 600 посадочных мест, проведение столь массовых мероприятий разрешат еще не скоро. К тому же, сейчас в городе вообще нет туристов, а они составляют наибольший процент наших зрителей. 

Цирк Дю Солей 30 июня подал заявление на защиту от банкротства, компания уже сократила почти всех сотрудников, поэтому с марта мы живем в Лас-Вегасе вместе с родителями.

Автор: Полина Некрасова
Изображения предоставлены героиней материала
Редактор: Екатерина Волошина