square-startup

Square: стартап, который создали студенты

Сегодня в App Store и Google Play можно найти огромное количество разнообразных мессенджеров. Недавно среди них появился Square — стартап, созданный студентами Иваном Николаевым и Артемом Католиковым. Мы поговорили с ребятами и узнали, как создать собственный стартап и привлечь инвестора, на какие вопросы должен ответить любой организатор проекта и как предложить рынку больше

Герои

Иван Николаев

Компьютерная безопасность, ВШЭ

Артем Католиков

Компьютерная безопасность, ВШЭ

Как появился Square

Приложение Square — это мессенджер, в котором люди могут не только общаться, но и знакомиться. Над его созданием трудится команда из 14 человек под руководством основателей стартапа Ивана Николаева и Артема Католикова. «Современное общество стало очень стеснительным. Многие люди боятся подойти и познакомиться с человеком на улице, на концерте, тусовке или в вузе. Мы захотели переосмыслить формат общения и знакомства», — рассказали создатели стартапа. 

Стартап родился из-за желания Ивана и Артема придумать и реализовать собственный проект. Ребята хотели не просто быть наемными работниками, а создать что-то свое. Они видели, как некоторые их знакомые создавали проекты, которые успешно реализовывались. И не видели на рынке приложения для общения и знакомств, которое бы их устраивало.

Ребята долго вынашивали его идею и только к августу 2020 года смогли полностью сформулировать задумку приложения, которую смогли назвать интересной и перспективной.

«Для четкого формулирования идеи стартапа необходимо задать себе несколько вопросов. Какую ценность вы хотите предложить миру? Кто и почему будет пользоваться вашим стартапом? Чем ваш продукт будет лучше тех, что уже есть на рынке?» — объясняют ребята

В сентябре они начали работу — без команды и выделенного бюджета. От Артема и Ивана как от организаторов требовалось видение развития событий до выхода продукта на рынок и его первого года жизни. Нужно было проанализировать рынок, понять, как стартап может монетизироваться, оценить, какие ресурсы потребуются на его создание, взвесить риски и установить сроки.

Создатели Square рассказывают, что взяли за основу подход к мелочам компании Apple эпохи Стива Джобса: каждая кнопочка, каждый пиксель и шрифт имеют значение и влияют на пользовательское восприятие. Также на начальных этапах молодым людям очень помог опыт, приобретенный за время работы в IT-компаниях. Иван и Артем разделили весь проект на 4 области, распределив их между собой. Иван занялся организационными вопросами и серверной частью, которая отвечает за обработку, хранение и защиту всех данных пользователя. За дизайн и клиентскую часть — то самое приложение, которое в итоге оказывается у пользователя в телефоне, — взял ответственность Артем.

А как же Tinder?

На рынке приложений существует огромное количество мессенджеров, а лидирующие позиции в сфере приложений для знакомств удерживают Tinder и Badoo. Но ребята отмечают, что у этих программ есть серьезные минусы. Так, приложения для знакомств рассчитаны на аудиторию 18+. Если пользователь в профиле или переписке укажет, что его возраст меньше 18, его аккаунт тут же заблокируют. Переписка в приложениях анализируется, а шифрование отсутствует. После знакомства пользователи предпочитают переходить в знакомые мессенджеры и соцсети, они боятся доверить приложениям для знакомств свои данные. А скандал с новой политикой конфиденциальности WhatsApp показал, что люди в целом хотят использовать более безопасные приложения.

Иван и Артем поясняют, что на начальных этапах появления Square на рынке конкуренции не будет, так как о приложении будет знать достаточно небольшое число людей. Обычно конкуренция появляется с развитием приложения и с притоком новых пользователей. Тогда продукт становится известным и заметным и может конкурировать с другими подобными продуктами.

Предложить больше

Разработчики отмечают, что в любом стартапе всегда должно быть хоть что-то, в чем он будет лучшим на рынке. Некий функционал или пользовательский опыт, который они предложат аудитории. «Нужно предложить рынку больше, чем уже предлагают компании-гиганты. Мы предлагаем больше, чем просто знакомство. Мы хотим, чтобы люди продолжали общаться в нашем приложении. Наша задача — сделать стартап, которому будет доверять пользователь». Для осуществления своей задумки организаторы сделали большой акцент на безопасности приложения: данные будут зашифрованы, а переписку пользователей разработчики прочитать не смогут. 

Другой уникальный функционал, который Иван и Артем решали предложить рынку, — поиск людей по геопозиции. Square показывает точками на карте людей вокруг или в определенной зоне, а непосредственно профили пользователей можно просмотреть в ленте. Так очень просто можно найти человека, который находится с тобой на одной и той же выставке, в университете или на концерте. А если человек пришел на мероприятие один, он сможет найти себе компанию через приложение. «Мы хотели сделать так, чтобы люди могли знакомиться в определенном ареале. Например, сидя в кафе» — уточняют Иван и Артем.

«То, что люди пользуются другими приложениями с показом геопозиции, доказывает, что пользователи не против того, чтобы об их местоположении знали. Главное, чтобы пользователь понимал, что после использования нашего приложения к нему домой никто не постучится»

Приложение будет доступно для всех пользователей, но его целевая аудитория — молодежь и студенты. В будущем — по мере роста числа пользователей — разработчики планируют добавлять в приложение новые функции. Например, заявку на отправку определенному пользователю сообщения. Еще одно планируемое нововведение — группы. В приложении появится возможность создать групповой чат, привязанный к месту. Например, если первокурсники впервые придут в вуз, в котором студенты активно пользуются этим мессенджером, они смогут подать заявку в нужную группу студентов.

Разработчики обещают добавить список фильтров для поиска людей и планируют внедрять в Square систему машинного обучения. Также приложение будет высчитывать социальный рейтинг пользователя. На основе того, как и с кем пользователь общается, будет составляться персональный социальный рейтинг, с помощью которого в ленту будут отбираться подходящие люди. Например, любителям длинных сообщений и долгих ответов будут подобраны люди, которым такой стиль общения подходит. Каждый пользователь будет видеть свой собственный рейтинг, но также сможет настроить его показ другим пользователям.

Финансирование и риски 

Для создания стабильно работающего приложения с широким функционалом необходимы финансовые средства. Вопрос происхождения этих средств должен быть решен до рабочего процесса. Деньги на проект можно откладывать из собственных накоплений, а можно получить у инвестора. Первые инвестиции обычно приходят в стартап, когда он попадает в «инкубатор стартапов» — площадки, где презентуются стартапы, — где его находят венчурные инвесторы. Также инвестора можно привлечь через знакомых или через людей, которые интересуются тематикой проекта. Если инвестору нравится идея, он видит, как со временем сможет окупить свои вложенные средства, то он будет готов предоставить эти средства на развитие проекта. Для инвестора важна подача материала, четкое понимание сроков и то, как будут возвращены вложенные деньги.

До привлечения инвестора расходы на создание Square делились пополам между организаторами. Но через какое-то время молодые люди решили прибегнуть к стороннему финансированию. Ивану и Артему через менеджера проекта удалось найти человека, который поверил в стартап и был готов в него вложиться. На встрече с потенциальным инвестором ребята рассказали свою идею, презентовали приложение и объяснили, с чем они хотят выйти на рынок и как хотят зарабатывать. Также молодые люди рассказали о квартальных планах, тратах и о том, на что могут пойти привлеченные средства. Для инвестора это были венчурные, рискованные инвестиции, так как продукт только создавался. Поэтому ему важно было понять, в чем заключается выгода от финансирования стартапа. По итогу обсуждений инвестор получил долю в компании в обмен на поэтапную выплату средств. Эти средства пошли на производственные расходы проекта.

Во время пандемии коронавируса проект Square не подвергся большим рискам. Если бы за время COVID-19 организаторы потеряли работу, то проект мог использовать средства, которые ребята успели отложить. Иван и Артем отмечают: «Мы заранее продумали векторы нашего развития на случай, если что-то пойдет не так. Без обдумывания рисков никуда». 

Командная работа

Сейчас команда Square состоит из 14 человек и до сих пор готова принять новых сотрудников. Все члены команды — студенты, большинство учатся на пятом курсе. За участие в проекте члены команды не получают зарплату, работают за идею и опыт. Такой формат работы привлекателен в основном для студентов. «Обычно те, кто закончил вуз, не готовы участвовать в долгосрочном проекте без зарплаты и четкой перспективы только ради опыта. При нашем размере команды мы бы 2 миллиона рублей в месяц тратили на зарплату. Сейчас для нас это много», — объясняет Иван.

В самом начале проекта основателям стартапа было важно понять, кем будет создаваться проект, будет ли привлечена команда. «Для нас было очевидно, что проект того масштаба и качества, которые мы себе установили, невозможно в принципе реализовать вдвоем, поэтому мы приступили к поиску людей», — делятся основатели Square.

«В первую очередь мы позвали лучших из тех, кого знали. Мы сказали, что их ждут интересный опыт, новые знания и навыки и крутая строчка в резюме. Объяснили, что инициативные люди всегда получают больше, чем пассивные». К середине сентября команда разрослась до 8 человек: сами организаторы и 6 разработчиков.

На дальнейший приток участников в команду работало сарафанное радио. Кто-то из сотрудников приводил друзей, а кто-то делился информацией о проекте, что привлекало новых участников. «Однажды нам посоветовали дизайнера интерфейсов, а вместе с ней на встречу с нами пришла вся ее учебная группа из 10 человек. В итоге задачами по дизайну интерфейса и логотипа занималась огромная команда. Каждую неделю нам присылали 30 разных вариантов логотипа», — делятся Иван и Артем.

Иван отмечает, что все, кто остался в проекте до сих пор, — это заинтересованные в деле ребята, готовые уделять время проекту, желающие сделать качественный продукт.

«Это отражается в одном очень ярком примере: 31 декабря, 9 часов вечера, а мы сидим и реализуем функционал мессенджера в Square. Никто нас не заставлял, никто не ставил дедлайн, просто мы сами решили для себя, что до нового года мы должны сделать этот функционал».

Как управлять проектом

Перед организаторами стояла задача обеспечить коллективную работу незнакомых друг с другом людей, которые владеют разными технологиями и опытом и не привыкли работать в большой команде. Для этого они выбрали Agile — гибкую методологию разработки, которой пользуются все крупные IT-компании. Из нее Иван и Артем взяли принцип дробления задачи между работниками на независимые подзадачи, а также принцип смещения акцента на обсуждение и коммуникацию между участниками вместо составления жесткого технического задания. Это позволяет сконцентрировать внимание команды на получении хорошего финального результата. «Основная задача на рынке стартапов — не медлить, чтобы не упустить момент выпуска. Важно не уйти в бесконечное доведение до идеала, а как можно скорее получить результат», — говорят разработчики стартапа. 

Выбранная система командной работы позволяет не терять мотивацию: «Когда над проектом работает два-три человека, сдаться очень легко. Очень просто коллективно забить на задачи, а потом и на сам проект. Когда собирается большая команда, запланированы встречи и дедлайны, появляется понимание того, что подводить команду не хочется. Каждый член команды работает, так как не хочет подвести всех остальных». Также членов команды Square мотивирует то, что после выпуска приложения все участники команды смогут указать в резюме, что участвовали в создании этого проекта. Это актуально как для разработчиков, так и для дизайнеров. Организаторы говорят, что для дизайнеров стартап — это не студенческий проект про создание логотипа несуществующей компании, это создание настоящего материала для рынка, это обогащение портфолио.

Важной задачей стала синхронизация работы всех частей команды. Члены команды договорились о еженедельных отчетных встречах. На каждой встрече ребята отчитываются о проделанной работе, обсуждают будущие задачи и улучшения приложения. За счет того, что на задачу дается короткий промежуток времени, а отчитываться о выполнении надо регулярно, можно понять, насколько человек продуктивен и вовлечен в процесс. «Людям банально неловко говорить о том, что они ничего не сделали за неделю, когда все остальные члены команды хорошо и продуктивно работали», — замечает Иван.

До второй волны коронавируса ребята встречались в вузе, обсуждали работу и заказывали пиццу. Во время второй волны некоторые члены команды начали опасаться встречаться вживую, поэтому работать начали онлайн. «Общение стало более формальным и сухим, — отмечают ребята. — Но его стало больше, потому что людям проще созваниваться, чем собираться лично».

От непонимания к интересу

Об идее Артема и Ивана знали родственники и друзья. И если родные относились к происходящему нейтрально, то некоторые друзья высказывали непонимание и даже осуждение. В самом начале они задавали ребятам вопрос «Зачем это нужно?», пытались отговорить от воплощения идеи в жизнь, критиковали подход юношей и пытались предложить свои идеи. По словам Артема, это раздражало. На вопросы и непонимание ребята отвечали объяснением о том, что у них свой взгляд на процесс и они все делают так, как считают нужным. Иван рассказывает, что обычно эти разговоры с друзьями не доходили до конфликта, но иногда были достаточно бурными.

«Проект требует большого количества времени, из-за чего ты начинаешь уделять меньше времени другим людям. Появляется конфликт между твоим интересом в реализации проекта и твоим интересом в общении с друзьями. Друзья не всегда положительно это воспринимали»

Но, как только стали появляться прототипы приложения, друзья начали выражать заинтересованность. Они регулярно высказывали свое мнение и оценивали приложение, иногда даже помогали принять необходимое решение. 

Сейчас со стороны некоторых знакомых все еще есть непонимание происходящего и целесообразности идеи организаторов стартапа. Иван добавляет, что это естественно, ведь эти люди не очень глубоко погружены в тему создания проектов. Им непонятно, зачем создавать собственный проект, если можно работать. Но остальные знакомые, наоборот, заинтересованы в том, что делают ребята, они хотят попробовать пользоваться Square.

Ожидания

Иван и Артем ждут от Square всемирной известности. Они планируют развиваться в топ-20 крупных городов страны и выходить за пределы России. Разработчики добавляют, что участие в создании крутого работающего приложения, которым пользуется весь мир, принесет им удовлетворение и удовольствие.

«Мы создали стартап не для того, чтобы стать известными. Наша цель — качественный продукт, которым будут пользоваться люди»

Текст: Александра Морозова
Редакторка: Анастасия Елфимова
Фотографии предоставлены героями материала