У дизайна есть свой звук: что такое саунд-дизайн и где этому учат
Саунд-дизайн, или звуковой дизайн, — искусство создавать, «конструировать» уникальные звуковые эффекты, грамотно их распределять и управлять ими. К таким эффектам относятся и звук выстрела из бластера в научно-фантастическом фильме, и «щелчок» после отправки сообщений в мессенджерах. Студенты, которые получают образование в области саунд-дизайна, рассказали, где в России можно освоить эту профессию, какими качествами должен обладать саунд-дизайнер и почему высшее образование для работы со звуком не всегда обязательно.
Владислав Андреев
выпускник Института звукового дизайна
Алексей Белой
студент кафедры звукорежиссуры ВГИКа
Никита Михеев
студент Школы дизайна НИУ ВШЭ
Кто такой саунд-дизайнер
Звуковой дизайн используется во многих современных медиа: от небольших выставочных инсталляций до крупных фильмов-блокбастеров. Чтобы разработать звуковое оформление для медиапродукта, недостаточно создать один уникальный аудиоэффект. Важно учитывать контекст и обращать внимание на детали: звуки выстрела из бластера в сухую погоду и во время дождя, в горной долине или в узком помещении могут кардинально отличаться друг от друга. Поиск и отражение подобных отличий — и есть работа саунд-дизайнера.
Саунд-дизайн напрямую связан со звукорежиссурой. «Если вы звукорежиссер, создаете звуковое оформление для кино, вы так или иначе работаете с саунд-дизайном. Если вы работаете над звуком рекламы или видеоигр, это тем более саунд-дизайн. Звукорежиссер работает в кино, в связке со звукооператором. Саунд-дизайнер — в различных аудиовизуальных медиа, но может делать звуковое оформление и для кино или трейлеров», — считает Владислав, выпуск Института звукового дизайна.
Такого же мнения придерживается Алексей: «Обычно саунд-дизайнер и звукорежиссер сотрудничают между собой во время производства, так как музыка в фильме должна соответствовать звуковому решению, которое формулирует звукорежиссер».
Должен ли быть звукорежиссер композитором? Нет. Может ли звукорежиссер быть композитором? Да.
Как учатся саунд-дизайнеры
Профессия звукового дизайнера на территории РФ и СНГ становится все более востребованной. Освоить ее можно как самостоятельно, так и на курсах или в университете.
Большинство специалистов — выпускники узкопрофильных курсов от Skillbox, GeekBrains, IndustryFilm School, Института звукового дизайна (Institute of Sound Design). Желающие получить образование не только в области саунд-дизайна, но и в сфере звукорежиссуры могут поступить на курсы Московской школы кино или Петербургской школы нового кино.
В Институте звукового дизайна изучают Csound — язык программирования для работы с шумами и звуком. Владислав называет занятия по этой дисциплине «трудными и необычными»:
«За пару лекций в тебя впихивают большой объем технической информации, ты буквально учишься с нуля азам программирования на довольно сложном и архаичном языке. Нужно писать свои собственные музыкальные фрагменты, которые генерируются в реальном времени. Это просто потрясает воображение».
Обучение саунд-дизайну во ВГИКе включает в себя работу над этюдами. «Аудиовизуальный этюд: дается фрагмент из фильма без звука, который нужно озвучить любыми средствами с помощью своей звуковой библиотеки. Звуковой монтаж — передать три состояния в музыке, свести фрагменты из трех разных музыкальных композиций так, чтобы дорожка звучала цельно», — рассказывает Алексей.
Самообразование — более доступный, но, по мнению наших героев, более спорный способ обучения: без наблюдения со стороны сложно улучшать свои навыки.
«Сколько бы вы сами ни учились самостоятельно какому-то делу, ничто не заменит живых уроков с преподавателем, которому можно задать вопросы и который, что самое важное, даст обратную связь по вашей работе. Профессионал сразу обратит внимание на ошибки и покажет, как сделать правильно, как улучшить работу», — считает Владислав.
Самостоятельно учиться можно. Но поиск актуальной информации от компетентных специалистов занимает много времени. Не говоря уже о том, что вы можете запутаться в каких-то областях и концепциях работы со звуком или неправильно применить полученные знания.
Практика
Серьезных различий в образовании композитора, звукорежиссера и саунд-дизайнера нет. И Владислав, и Алексей, когда осваивали профессию, учились рассказывать историю или создавать сюжет без слов — только с помощью звуков.
«Самым полезным была работа со студентами других курсов над проектами — игровыми и документальными в качестве звукорежиссера площадки и пост-продакшна. Это огромный опыт, который может получить любой звукорежиссер в институте», — вспоминает Алексей.
«В рамках практики записи звука на съемочной площадке мы сотрудничали со студентами киношколы «Арка», участвовали в съемках короткометражных фильмов», — рассказывает Владислав.
Никита, студент Школы дизайна НИУ ВШЭ, вспоминает: на его курсе студенты озвучивали рекламу, за день писали альбом, собирали сэмпл-пак (набор небольших звуковых фрагментов. — Прим. The Vyshka) из голосов своих родственников. «Мне наиболее интересно было выступать с оркестром из синтезаторов», — делится опытом Никита. Самым полезным ему показалось создание эффектов и музыки: «Нам давали технические задания для треков, но их, в основном, можно было понять по-разному. Они звучали, например, так: «Трек должен быть максимально эмоциональным»».
Что должен уметь саунд-дизайнер
Несмотря на то, что саунд-дизайнер взаимодействует со звуками, шумами и аудиоэффектами, музыкальная грамотность для него — вещь, по мнению двух героев, необязательная. Алексей считает, что «теория музыки необходима, в первую очередь, саунд-дизайнерам, которые используют звуковое конструирование, чтобы создавать музыкальные произведения». Для специалистов, которые применяют его с другой целью, эти знания не являются необходимыми.
По мнению Никиты, музыка — это, в первую очередь, язык:
«Мы все говорим на русском языке, и понимаем друг друга, но чтобы создавать великие произведения искусства, надо изучать свой язык. Для этого нужна музыкальная грамотность. Она помогает четко понимать, что ты говоришь на языке музыки».
Будущему студенту программы по саунд-дизайну стоит определить конкретное направление, в котором он хочет развиваться, оценить свои возможности и амбиции. Но не стоит переживать, если ранее вы не изучали музыкальную грамотность и теорию или практически не пробовали писать музыку.
«Достаточно тех навыков, которые по умолчанию есть у многих людей, особенно у тех, кто часто слушает музыку, — объясняет Владислав. — Даже если вы учитесь писать электронную музыку, понять, как работать с аккордами, тональностями, ритмом можно очень быстро. Достаточно просто практиковаться, чаще писать музыку».
Главное, чем должен обладать абитуриент, — желание работать со звуком и аудиооборудованием. Никита также выделяет «желание учиться на 10 из 10; терпение и настойчивость, чтобы “вытаскивать” информацию у преподавателей и получать дополнительную практику; умение справляться с недостатком свободного времени и сна; желание познавать теорию и философию, а еще писать тексты».
Чтобы учиться на саунд-дизайнера и работать по специальности было комфортно, достаточно ноутбука с установленными приложениями для работы со звуком и музыкой, а также хороших наушников. Инструментарий звукорежиссера — особенно на съемочной площадке — намного шире. Он включает в себя мониторы, петлички и микрофоны, рекордер (внестудийное звукозаписывающие устройство для производства кино- и телевизионной продукции — прим. The Vyshka).
Как построить карьеру
Важная задача для любого саунд-дизайнера — составить обширное и качественное портфолио. Именно портфолио и его наполнение определяют, получите вы крупные заказы или нет. «Как правило, люди, которые не работали во время учебы над портфолио, склонны потом винить в своих неудачах не себя, а институт, работодателей или саму специальность», — считает Владислав.
Наполнить портфолио можно не только учебными проектами, курсовыми и дипломными работами. Владислав предлагает дополнительные способы. В их числе — кооперация с начинающими инди-разработчиками(малоизвестными, независимыми от инвесторов разработчиками — прим. The Vyshka) компьютерных или мобильных приложений, видеоигр; работа звукорежиссером на съемках студенческих короткометражных фильмов, поиск заказов на фрилансе. Так можно не только сделать качественные проекты, но и получить постоянное место работы или договориться о продолжительном сотрудничестве:
Главное — делать свою работу качественно, не срывать дедлайны. Вариантов масса, и каждый специалист найдет свой путь, если не будет сидеть сложа руки.
На российском рынке саунд-дизайн относительно недавно. По мнению Владислава, «в нашей стране специалистов по качественному саунд-дизайну не так много», мало кто из работодателей понимает, что такое саунд-дизайн, какие у него функции. Оптимизма добавляет тот факт, что в последнее время появляется все больше студий-разработчиков и разных видов рекламы: «Весь этот контент нуждается в качественном саунд-дизайне. Без работы специалист в этой области не останется».
Выделиться на фоне конкурентов и получить достойное рабочее место в качестве саунд-дизайнера возможно, главное — найти нечто особенное и индивидуальное:
«Если вам есть что предложить — спрос найдется, ведь звук — понятие многогранное. Чем быстрее вы поймете, как хотите завлечь аудиторию и что реально можете показать заказчику, тем быстрее профессия саунд-дизайнера станет вашим ремеслом», — уверен Алексей.
Текст: Николай Воробьев
Фотографии предоставлены героями материала
Редактор: Полина Меньшова