dkxnuagj3va-1

«Любить себя и работать над собой»: зачем нужен бодипозитив

Бодипозитив обсуждается в интернете уже не один год, но до сих пор не утихают громкие споры о том, что он из себя представляет и как влияет на поведение людей. Нередко бодипозитивные персоны сталкиваются не только с обсуждением, но и травлей со стороны окружающих. Мы поговорили с людьми, которых волнует проблема бодипозитива, о том, почему возникает бодишейминг, как прийти к принятию себя и что, по их мнению, ждет движение бодипозитива в будущем

ИРИНА ЛИ

студентка 2 курса НИУ ВШЭ

ЕВГЕНИЯ ХОМЯКОВА

ученица 10 класса

ПОЛИНА ХАРЬКОВСКАЯ

студентка 4 курса ТИ имени А.П. Чехова 

Что такое бодипозитив

По научному определению, бодипозитив — это движение, которое направлено на репрезентацию людей с разными телами. Бодипозитив оспаривает стереотипы о человеческом теле и требования к нему. Центральная идея движения состоит в том, что красота субъективна и не должна определять самооценку человека. Бодипозитив как мировоззрение означает принятие себя и своего тела вне зависимости от его физических особенностей. 

Однако бодипозитивный посыл часто понимается искаженно и осуждается. Одна из причин – смешение понятий «бодипозитив» (англ. body-positivity) и «принятие полноты» (англ. fat empowerment). Движение принятия полноты распространяется только на людей с высокой массой тела, в то время как бодипозитив охватывает все типы телосложения, вне зависимости от веса и других особенностей тела: шрамов, следов болезней, типа фигуры или черт лица.  

Хотя для всех бодипозитивных людей важно принятие своего тела, личные трактовки этого движения могут сильно отличаться. Для нашей героини Ирины бодипозитив — это возможность выбора, выход из-под социального давления: «Ты выглядишь именно так, как тебе комфортно, как тебе удобно, как тебе нравится видеть себя в зеркале». «Для меня бодипозитив — это дорожка восприятия себя», — дополняет она. Для Полины, наоборот, важно, что в бодипозитивном мировоззрении упор идет не на внешность человека, а на его личность: «Ты не обращаешь внимание на какие-то внешние человеческие недостатки — тебе важен сам человек, а не то, как он выглядит». Похожего мнения придерживается и Евгения: «Бодипозитив — это любить себя и быть готовым работать над собой», — утверждает она. —  «Ты понимаешь, что твоему телу нужно, и делаешь то, что ему нужно. Но другим людям не должно быть важно, что у тебя с телом происходит». 

Путь к бодипозитиву

Поскольку бодипозитив заявляет о важности любви и уважения к себе, пути к нему всегда очень личностны. Кто-то начинает задумываться об этом через призму шейминга (практика публичной критики и унижения человека или группы людей –— прим. The Vyshka). По мнению интернет-активистки Екатерины Кареловой, в условиях многолетней травли проблема любви к себе становится буквально вопросом жизни и смерти. «Для меня это было вопросом выживания, к тому моменту я смертельно устала себя ненавидеть (это продолжалось с самого детства), и дивный новый мир, в котором меня поддерживают, считают ценной и важной не вопреки моему телу, а вместе с ним, стал спасением. Я начала жить», — отмечает она в интервью для Wonderzine. Другие люди приходят к принятию себя через последовательное изучение этого вопроса или знакомство с творчеством людей, которые увлечены бодипозитивом. Так, активистка @sophie_soft начала свой путь с группы «We know how beautiful you are» и творчества художницы Полины Музыки.

Для нашей героини Ирины движущим фактором прихода к бодипозитиву стал феминизм, которым она начала интересоваться несколько лет назад. Рассуждая о равноправии, она все больше начала задумываться о социальных стереотипах, которые влияют на людей: «Моя история началась с того, что я была против насилия — не только физического, но и морального, социального давления. А про бодипозитив, это пришло вместе. Ты уже не можешь как-то отстаивать права женщин, все еще осуждая внешность людей в принципе — мужчин и женщин. Можно сказать, что я пришла к такому восприятию самой себя, других людей: перестала смотреть осуждающе и оценивающе».

 У Евгении, напротив, путь к бодипозитиву был связан только с собственным желанием стать лучше, «перестать просто сидеть и киснуть». Мама смотивировала ее начать заниматься спортом, «и вот когда я начала заниматься, когда начала видеть, как мое тело работает, то я стала относиться к себе лучше, начала любить себя». Полина же отмечает, что любовь к себе и своему телу — естественный образ мыслей в ее семье, поэтому родители с детства приучали ее «любить свое тело таким, каким оно является». Несмотря на это, она все еще находится на пути принятия себя: «Я не могу сказать, что я для себя полностью пришла к этой идеологии, потому что себя я даже особо не люблю». Однако Полина считает, что с этим сталкиваются многие люди: «полюбить и принять себя — достаточно сложный вопрос».

Проблемные вопросы бодипозитива

В бодипозитиве есть много вопросов, к которым бодипозитивные персоны могут относиться по-разному, и иногда — даже противоположно. Например, инстаграм-активистка @miliyollie в своих постах продвигает отказ от парадигмы «женщина должна краситься всегда», а наша героиня Ирина считает, что макияж «не связан с бодипозитивом или принятием себя, его можно рассматривать как форму искусства». Не менее полярны мнения и по вопросу пластических операций: Полина плохо относится к пластическим операциям из-за возможных последствий для здоровья, а Евгения, напротив, отмечает, что «пластические операции — это личное дело каждого», и их «можно считать одной из форм работы над собой». 

Один из вопросов, который вызывает больше всего споров о боди-активизме в интернете, — это наличие и удаление волос на теле. Активистка Мария Тункара (@youngmasha) выступает против осуждения бодипозитива из-за «пропаганды цветных волосатых подмышек»:

Бодипозитив — о том, что у человека могут быть розовые волосатые подмышки, а могут быть бритые и это не должно влиять на наше отношение.

Наша героиня Полина соглашается с этим мнением: «волосы на теле — это тоже только твой выбор», а у Ирины сама постановка этого вопроса в интернете вызывает недоумение: «Я искренне не могу понять, почему такая мелочь, как наличие волос на теле, которые у нас элементарно на голове, вызывает столько споров». По мнению Евгении, волосы — это вопрос каждого, но осуждает тех, кто делает акцент именно на них: «Одно дело просто не брить, а другое дело — когда специально фотографируют, например, волосы в подмышках, прямо в камеру. Это некрасиво, неэстетично». 

И хотя «розовые подмышки» по-прежнему вызывают споры в интернете, один из самых опасных стандартов, с которыми борется бодипозитив, — это представление о нормативной женской худобе и навязанном культе мышечной массы у мужчин. По результатам опросов, примерно 91% женщин во всем мире хотя бы часть своей жизни были недовольны своим телами и прибегали к диетам для похудения, что нередко приводит к расстройствам пищевого поведения, в том числе в тяжелой форме. Среди американских мужчин 34% опрошенных выражали недовольство своим телом и желание изменить его для достижения идеала. Наша героиня Евгения отмечает: «Стандартный вес — это вообще странная вещь, с одним весом и ростом можно выглядеть совершенно по-разному в зависимости от телосложения». Однако травмирующая практика стандартного веса все еще существует: по исследованию 2018 года около трети немецких девочек-подростков считали ИМТ менее 18 идеальным размером женского тела (ИМТ менее 18.5 считается недостаточным весом; нормальный ИМТ составляет от 18.5 до 25 — прим. The Vyshka). 

Чем опасен бодишейминг

Одной из опасных практик в контексте бодипозитива является бодишейминг — дискриминация людей на основании того, как выглядит их тело. При этом перечень особенностей, за которые человека могут шеймить, очень широк: это может быть как полнота, так и худоба, а также рост, прическа, формы лица и так далее.  По данным National Association of Anorexia Nervosa and Associated Disorders (США), бодишейминг может иметь три основных проявления: субъективная критика собственного тела, открытая и скрытая критика тела других людей путем транслирования на них существующих стандартов красоты. 

Бодишеймингу в разных формах подвергается  огромное количество людей во всем мире: по данным 2017 года, 94% девочек-подростков и 64% мальчиков-подростков хотя бы раз в жизни страдали от бодишейминга. С бодишеймингом в своем окружении сталкивались и наши героини: Евгения отмечает, что «вообще всегда слышала от родителей, от семьи, что я слишком толстая, что у меня проблемы с весом», а Полина вспоминает, что у нее «в классе оскорбляли одну девочку из-за того, что она была очень полная». 

В своей жизни мы можем столкнуться с бодишеймингом от самых разных людей: не только от незнакомых людей в интернете или жестоких школьных хулиганов, но и от самых близких —  друзей, семьи. Ирина считает, что к такой ситуации приводят существующие в обществе стандарты красоты:

В вакууме невозможно, что человек будет сидеть и думать: “Я полный, я выгляжу как-то не так”. Это происходит из-за того, что в обществе есть стандарты красоты .

Евгения считает, что травля тела среди подростков не отличается от других видов травли: «если людям хочется поиздеваться, то они повод найдут в любом случае», а родители могут навязывать травмирующие практики своим детям, не осознавая последствий: «они (родители — прим. The Vyshka) привыкли к некоторой модели поведения: чтобы тебя не осудили, нужно быть худой, нужно краситься, нужно иметь, там, волосы длинные. Потому что в их время так нужно было жить. А сейчас это уже не так важно, но они об этом не знают». 

Даже ненамеренный бодишейминг может привести к действительно серьезным последствиям: согласно опросам Фонда психологического здоровья в Великобритании, чуть более трети взрослых заявили, что когда-либо испытывали тревогу (34%) или депрессию (35%) из-за образа своего тела, а каждый восьмой (13%) взрослый испытывал суицидальные мысли из-за своего образа тела. Важно помнить, что даже такие безобидные на первый взгляд фразы, как «ты слишком полная для пуантов, ты сломаешь себе пальцы» (из опыта Полины), могут привести возникновению у человека серьезных психологических проблем. 

Будущее бодипозитива

Бодипозитив — относительно молодое движение, и ему только предстоит закрепиться в общественной жизни. По последним данным, более половины россиян никогда не слышали о бодипозитиве. Основной проблемой развития бодипозитива активистки и бодипозитивные персоны считают проблему «отцов и детей» (феномен, при котором ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старшего — прим. The Vyshka). Евгения отмечает: «Старшему поколению присущ другой образ мыслей, они обычно подстраиваются под общество, под мнение большинства. А молодежь сейчас хочет жить так, как считает нужным, в том числе и в отношении своего тела. Люди старшего возраста бодипозитив чаще всего не понимают, или даже ругаются на него, потому что такие движения — непривычные, и они думают, что так можно ребенку жизнь испортить». 

Еще одна проблема, с которой сталкиваются бодипозитивные персоны даже в молодежной среде — действие устоявшихся стереотипов и нежелание их критически осмыслять. «Люди просто не готовы это принять, они хотят продолжать мыслить стандартами. Они думают, что это не навязано, что это не давление, что это не социальный конструкт, который создавался долго, и что его также можно уничтожить за какой-то период времени. Они думают, что так и должно быть»,  — считает Ирина. 

Одним из решений этой проблемы может стать изменение стереотипов, которые мы видим в СМИ. Уже сейчас наши героини замечают, что в массовой культуре появляется все больше людей с разными телами: «Мы больше видим подобных (бодипозитивных – прим. The Vyshka) мыслей, которые транслируются из интернета, из тех же сериалов американских, в которых достаточно много людей, которые как-то отличаются. Если посмотреть на сериалы из нулевых и девяностых, то там все женщины размера XS, очень худенькие, и старшие поколения выросли на вот этих вот моделях», — отмечает Полина. О роли государства и общественных организаций в продвижении бодипозитива говорила и Ирина: «Я бы хотела, чтобы государство продвигало такие идеи — не напрямую, а косвенно, как это могут делать разные организации», — уточняет девушка. – «Однако, мне кажется, что я не могу этого представить, по крайней мере, в российском контексте».

Наши героини перспективно оценивают будущее бодипозитива:

Ирина отмечает, что уже сейчас боди-активисты «стали куда активнее, стали больше предлагать свои идеи и понимают, что это влияет на жизнь

Полина же считает, что с годами количество бодипозитивных людей будет только расти: «Я надеюсь, что это долговременное течение. Мне кажется, вряд ли мы перепрыгнем от принятия себя опять к каким-то жестким рамкам. Потому что люди уже начинают привыкать к бодипозитиву. И с каждым годом становится все больше людей, поддерживающих это движение». «Молодежь в любом случае к этому придет», — соглашается Евгения. 

Как принять себя?

Наши героини считают самым важным в процессе принятия себя общение, поддержку со стороны семьи и близких людей: «Надо семью, друзей попросить, чтобы поддержали», — говорит Евгения. Ирина считает очень важной роль друзей в процессе принятия себя:

Друзья могут сказать, что тебе не нужно думать о каких-то негативных словах, а только о том, что происходит внутри тебя. И когда человек приходит к выводу, что он не вполне доволен собой, нужно услышать от друзей вопрос: любишь ли ты себя и как можешь так плохо к себе относиться? 

Полина отмечает важность групповой терапии и общения в сообществе единомышленников: «Сообщества могут помочь — хотя бы пообщаться с другими людьми, посмотреть на их проблемы, посмотреть на свои». Так, например, self-care группы Вконтакте «по ту сторону изгороди» и «Про самое важное» имеют специальные пространства для обсуждения травмирующего опыта и взаимопомощи. 

Принятие себя и своего тела — это важная часть выстраивания личных границ и отношений с обществом. Ирина отмечает: «Если ты не любишь самого себя, если не ценишь то, каким ты являешься, то и людям будет легко на тебя надавить». 

Психолог также может стать выходом, если Вы пережили буллинг по поводу своего тела, подвергаетесь бодишеймингу со стороны своих близких либо сожителей, испытываете проблемы с пищевым поведением или просто нуждаетесь в помощи на этом пути: неважных вопросов на приеме не бывает. «Многие думают, что психологи нужны, только когда у тебя депрессия, что к ним нужно ходить только по показаниям. Но мы живем в таком мире — социально сложном, когда на тебя накладывается очень много. Часто, как мне кажется, тут требуется психологическая помощь», — считает Ирина. 

Текст: Нина Кулюлина
Редактор: Елена Лемясова 
Иллюстрации: Дарья Егорова