lX1xZJuSeTg

Учеба с ОКР

Опоздания, медленное усвоение материала, тревожный сон — обсессивно-компульсивное расстройство у студентов может проявляться неодинаково. У некоторых оно вообще не влияет на учебный процесс. Мы нашли людей с разным опытом и постарались понять, как сделать обучение более комфортным

Что это такое

Обсессивно-компульсивное расстройство, оно же ОКР — это психическое расстройство, при котором люди страдают от повторяющихся мыслей и вынужденных действий. Согласно международной классификации болезней, мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые раз за разом приходят в голову человека.

Навязчивые действия, или ритуалы — это «стереотипные манеры». Больному приходится повторять их, чтобы, по его мнению, избежать некого плохого события. Всё это сопряжено с тревожностью и мыслями о том, что он или другое лицо могут пострадать.

Согласно статистике, ОКР болеют 1-3% населения. Однако стоит помнить, что не все люди, страдающие расстройством, обращаются к врачу. Кто-то не видит в этом необходимости, кто-то боится стигматизации. В любом случае, болезнь не имеет культурных и географических границ: в Азии люди переживают ОКР примерно так же, как и на Западе.

Как это может проявляться

На первый взгляд ученики с ОКР могут показаться ленивыми или скучающими. На самом деле при всём желании включиться в учебный процесс они вынуждены отвлекаться на тревожные мысли и ритуалы — компульсии.

Студент с ОКР может периодически опаздывать в университет, потому что не уверен в том, закрыл ли он дверь перед выходом. Из-за страха сделать ошибку такой человек вынужден несколько раз переделывать одно домашнее задание. Отвлекаясь на тревожные мысли или ритуалы, студент может долго усваивать пройденный материал. Ему приходится читать дополнительную литературу и прибегать к альтернативным источникам информации.

Чтобы избежать недопонимания, лучше всего сообщить преподавателям о своём недуге. Рассчитывать на поблажки или отсроченные дедлайны не стоит, но можно надеяться на грамотный подход и понимание во время очных занятий.

Истории студентов

Дисклеймер: мнение героев может не совпадать с позицией редакции.

Динара училась в НИУ СГУ в Саратове. Диагноз ей поставили в 2016 в психиатрической больнице, хотя заболела она ещё в 2008, как только поступила в вуз.

«По ощущениям мне стало проще. Стало понятно, что это за «чупакабра» в моей голове. Как будто хаосу дали порядок, и появился план действий. Насчет учебы я не переживала, так как тогда еще не знала, что это болезнь. Поэтому мыслей о походе к психиатру вообще не возникало. А вот из-за работы я очень волновалась, потому что тоже была под влиянием мифа советских времен «вот поставят меня на учет, сообщат на работу, и меня уволят». Я спрашивала врачей об этом учете, они вежливо хихикали и говорили, что даже в СССР его толком не было. Морально меня это не грузило. Я считала это просто странностью».

На вопрос о том, мешало ли заболевание работать в коллективе и как на это реагировали одногруппники, девушка отвечает легко. «Этой темы не было в разговорах, ведь тогда я ещё ничего не знала. Друзей у меня всегда было мало, и в силу некоторых событий в течении нескольких лет после окончания университета я избегала близкого общения».

Особых затруднений во время сессии у неё тоже не было.

«Я училась там, где хотелось. Мне все нравилось. Только на 3 курсе у меня бывали панические атаки незадолго до начала сессий. Наступающий стресс нагнетал. Я не знала, что такие волны резкого плохого самочувствия имеют специальный термин. В период экзаменов, как человеку, находящемуся в эпицентре событий, мне не было страшно. Ещё я тщательно соблюдала режим дня. Просыпалась, ела и ложилась спать строго по часам. На каждый вопрос билета выделяла ровно по часу. Это помогало мне не утонуть в куче конспектов и учебников, когда я старалась выучить по максимуму. И обязательно ложилась пораньше перед самим днем экзамена, чтобы у меня была свежая голова на утро».

Компульсии у Динары были разные. Раньше она постукивала по дереву, чтобы снизить тревожность, и считала шаги определённое количество раз, пока ходила по улице. Сейчас она пересчитывает все предметы вокруг себя до четырёх раз.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»
Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

Наташа училась лечебному делу. Диагноз ей поставили три года назад — на втором курсе.

«Эмоций не было. Я была уверена, что у меня ОКР, просто не решалась пойти к врачу. Считала, что общество меня отвергнет. В учёбе это мешало лишь моментами, когда были панические атаки из-за необходимости совершить ритуал. Ни одногруппники, ни родные, ни друзья об этом не знали — страшно было делиться».

Рассказывая о том, что больше всего напрягало в учебном процессе, Наташа говорит:

«На первом месте — иностранные студенты. Не хочу уточнять страну, но соблюдение гигиены у них не приветствовалось. И они были буквально везде: выходишь с пары — заходят они, заходишь на пару — выходят они. В коридорах, столовой, студгородке, туалете. Буквально везде. Касание их или мест, где они только что были, напрягали больше всего. Также напрягали практики в больницах, конкретно пациенты, у которых просто не было возможности пойти в душ. По возвращении домой я мыла руки 13-15 раз, стирала все вещи, которые надевала в этот день, потом опять столько же мыла руки, шла в душ, мылась по 6-7 раз и отходила от всего этого. Еще десять раз проверяла, закрыла ли я дверь, выключила ли плиту, чайник, свет. Помогало только заснять на камеру, как я это делала, а по дороге в универ смотреть, чтобы отпустило от тревожных мыслей.

Со стрессом во время сессии я не справлялась. Голова была заполнена мыслями, что всё вокруг грязное, и мне нельзя это трогать. Иногда везло, потому что во время сессии иностранцев было не так много, так как в универ ходили группами».

Как с этим справляться

Клинический психолог Джерри Бубрик занимается исследованиями, которые призваны помочь детям с психическими расстройствами. Однако его статья о помощи школьникам с ОКР применима и к студентами.

  1. Печатайте на ноутбуке. Если вы сталкиваетесь с постоянным переписыванием, и вам это доставляет серьёзные проблемы, используйте для заметок компьютер.
  2. Дробите домашнее задание. Если 10 страниц работы вызывают тревожность, разбейте их на пять групп по две страницы и делайте с небольшими перерывами.
  3. Позаботьтесь об обстановке. Чтобы внешние факторы не отвлекали вас от задачи, заранее обеспечьте себя тишиной и чистым рабочим местом, где вас полностью устраивает расстановка предметов.
  4. Чтение книг может занимать вечность, поэтому подумайте о том, не заменить ли их аудио-аналогами.
Кадр из сериала «Бесстыжие»
Кадр из сериала «Бесстыжие»

Полезные ресурсы

Подборка статей о ментальном здоровье: vk.com/wall-66036248_29524

Self-care ресурсы: vk.com/wall-66036248_39991

О том, как справляться со стрессом: vk.com/wall-66036248_38758

Автор: Лена Демченко