Учеба с ОКР
Опоздания, медленное усвоение материала, тревожный сон — обсессивно-компульсивное расстройство у студентов может проявляться неодинаково. У некоторых оно вообще не влияет на учебный процесс. Мы нашли людей с разным опытом и постарались понять, как сделать обучение более комфортным
Что это такое
Обсессивно-компульсивное расстройство, оно же ОКР — это психическое расстройство, при котором люди страдают от повторяющихся мыслей и вынужденных действий. Согласно международной классификации болезней, мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые раз за разом приходят в голову человека.
Навязчивые действия, или ритуалы — это «стереотипные манеры». Больному приходится повторять их, чтобы, по его мнению, избежать некого плохого события. Всё это сопряжено с тревожностью и мыслями о том, что он или другое лицо могут пострадать.
Согласно статистике, ОКР болеют 1-3% населения. Однако стоит помнить, что не все люди, страдающие расстройством, обращаются к врачу. Кто-то не видит в этом необходимости, кто-то боится стигматизации. В любом случае, болезнь не имеет культурных и географических границ: в Азии люди переживают ОКР примерно так же, как и на Западе.
Как это может проявляться
На первый взгляд ученики с ОКР могут показаться ленивыми или скучающими. На самом деле при всём желании включиться в учебный процесс они вынуждены отвлекаться на тревожные мысли и ритуалы — компульсии.
Студент с ОКР может периодически опаздывать в университет, потому что не уверен в том, закрыл ли он дверь перед выходом. Из-за страха сделать ошибку такой человек вынужден несколько раз переделывать одно домашнее задание. Отвлекаясь на тревожные мысли или ритуалы, студент может долго усваивать пройденный материал. Ему приходится читать дополнительную литературу и прибегать к альтернативным источникам информации.
Чтобы избежать недопонимания, лучше всего сообщить преподавателям о своём недуге. Рассчитывать на поблажки или отсроченные дедлайны не стоит, но можно надеяться на грамотный подход и понимание во время очных занятий.
Истории студентов
Дисклеймер: мнение героев может не совпадать с позицией редакции.
Динара училась в НИУ СГУ в Саратове. Диагноз ей поставили в 2016 в психиатрической больнице, хотя заболела она ещё в 2008, как только поступила в вуз.
«По ощущениям мне стало проще. Стало понятно, что это за «чупакабра» в моей голове. Как будто хаосу дали порядок, и появился план действий. Насчет учебы я не переживала, так как тогда еще не знала, что это болезнь. Поэтому мыслей о походе к психиатру вообще не возникало. А вот из-за работы я очень волновалась, потому что тоже была под влиянием мифа советских времен «вот поставят меня на учет, сообщат на работу, и меня уволят». Я спрашивала врачей об этом учете, они вежливо хихикали и говорили, что даже в СССР его толком не было. Морально меня это не грузило. Я считала это просто странностью».
На вопрос о том, мешало ли заболевание работать в коллективе и как на это реагировали одногруппники, девушка отвечает легко. «Этой темы не было в разговорах, ведь тогда я ещё ничего не знала. Друзей у меня всегда было мало, и в силу некоторых событий в течении нескольких лет после окончания университета я избегала близкого общения».
Особых затруднений во время сессии у неё тоже не было.
«Я училась там, где хотелось. Мне все нравилось. Только на 3 курсе у меня бывали панические атаки незадолго до начала сессий. Наступающий стресс нагнетал. Я не знала, что такие волны резкого плохого самочувствия имеют специальный термин. В период экзаменов, как человеку, находящемуся в эпицентре событий, мне не было страшно. Ещё я тщательно соблюдала режим дня. Просыпалась, ела и ложилась спать строго по часам. На каждый вопрос билета выделяла ровно по часу. Это помогало мне не утонуть в куче конспектов и учебников, когда я старалась выучить по максимуму. И обязательно ложилась пораньше перед самим днем экзамена, чтобы у меня была свежая голова на утро».
Компульсии у Динары были разные. Раньше она постукивала по дереву, чтобы снизить тревожность, и считала шаги определённое количество раз, пока ходила по улице. Сейчас она пересчитывает все предметы вокруг себя до четырёх раз.
Наташа училась лечебному делу. Диагноз ей поставили три года назад — на втором курсе.
«Эмоций не было. Я была уверена, что у меня ОКР, просто не решалась пойти к врачу. Считала, что общество меня отвергнет. В учёбе это мешало лишь моментами, когда были панические атаки из-за необходимости совершить ритуал. Ни одногруппники, ни родные, ни друзья об этом не знали — страшно было делиться».
Рассказывая о том, что больше всего напрягало в учебном процессе, Наташа говорит:
«На первом месте — иностранные студенты. Не хочу уточнять страну, но соблюдение гигиены у них не приветствовалось. И они были буквально везде: выходишь с пары — заходят они, заходишь на пару — выходят они. В коридорах, столовой, студгородке, туалете. Буквально везде. Касание их или мест, где они только что были, напрягали больше всего. Также напрягали практики в больницах, конкретно пациенты, у которых просто не было возможности пойти в душ. По возвращении домой я мыла руки 13-15 раз, стирала все вещи, которые надевала в этот день, потом опять столько же мыла руки, шла в душ, мылась по 6-7 раз и отходила от всего этого. Еще десять раз проверяла, закрыла ли я дверь, выключила ли плиту, чайник, свет. Помогало только заснять на камеру, как я это делала, а по дороге в универ смотреть, чтобы отпустило от тревожных мыслей.
Со стрессом во время сессии я не справлялась. Голова была заполнена мыслями, что всё вокруг грязное, и мне нельзя это трогать. Иногда везло, потому что во время сессии иностранцев было не так много, так как в универ ходили группами».
Как с этим справляться
Клинический психолог Джерри Бубрик занимается исследованиями, которые призваны помочь детям с психическими расстройствами. Однако его статья о помощи школьникам с ОКР применима и к студентами.
- Печатайте на ноутбуке. Если вы сталкиваетесь с постоянным переписыванием, и вам это доставляет серьёзные проблемы, используйте для заметок компьютер.
- Дробите домашнее задание. Если 10 страниц работы вызывают тревожность, разбейте их на пять групп по две страницы и делайте с небольшими перерывами.
- Позаботьтесь об обстановке. Чтобы внешние факторы не отвлекали вас от задачи, заранее обеспечьте себя тишиной и чистым рабочим местом, где вас полностью устраивает расстановка предметов.
- Чтение книг может занимать вечность, поэтому подумайте о том, не заменить ли их аудио-аналогами.
Полезные ресурсы
Подборка статей о ментальном здоровье: vk.com/wall-66036248_29524
Self-care ресурсы: vk.com/wall-66036248_39991
О том, как справляться со стрессом: vk.com/wall-66036248_38758
Автор: Лена Демченко