suic3

«Правда, что кто-то покончил с собой?»: почему студенты совершают самоубийства

22 марта аспирант МФТИ, украинец Константин Ольмезов покончил с собой. Ему не дали уехать из России, назначив 15 суток административного ареста. Математик жил в городе Долгопрудный — там же находится общежитие, печально известное самоубийствами студентов. Похожее общежитие есть и у СПбГУ. Мы попытались разобраться, говорят ли университеты — СПбГУ и МФТИ — о студенческих суицидах и что вузы вообще могут с этим сделать.

«Отдохнуть не получится»

За пределами Москвы, в Долгопрудном, находятся главные корпуса МФТИ — одного из лучших российских вузов согласно большинству международных рейтингов. Университет называют Физтехом из-за главных направлений обучения — физики, математики и информатики. Здесь готовят ученых и инженеров для работы в научных областях. Попасть в МФТИ сложно: чтобы поступить на бюджет бакалавриата, в среднем нужно набрать не менее 94 баллов по каждому из ЕГЭ. Не легче становится и в самом университете: «В сравнении с другими вузами нагрузка тут высокая, — рассказывает студент третьего курса Александр. — Отдохнуть не получится. Но это норма. Исторически сложилось, что в Физтех мало кто попадает. Сюда поступают люди, которые разбираются в предметах и в школе были отличниками. Так что нам не привыкать учиться». 

По данным Esquire, с 2010 по 2016 кто-то из студентов МФТИ совершал самоубийство каждый год. Однако многие студенты называют суициды «страшилками» и не верят, что это происходит на самом деле. Нам не удалось найти описания подобных случаев за последнее время — ни в новостях, ни даже в «Подслушано» Долгопрудного. 

Общежития МФТИ расположены по соседству с учебными корпусами. Это одиннадцать зданий, большинство из которых — многоподъездные высотки. На территории Физтеха все в пешей доступности: можно выйти из дома и за две минуты дойти до учебного корпуса. Студенты непрерывно курсируют между зданиями, так что поговорить с ними несложно. 

Фасады зданий общежития в Долгопрудном. Фото: Любовь Карасева

«У меня из соседей не убивался никто, но истории всякие ходят, — рассказывает Егор со второго курса. — Довольно древние, в основном это тема для шуток». «Не скажу, что в МФТИ студенты постоянно кончают жизнь самоубийством, — добавляет Артур с первого курса магистратуры, — но когда это происходит, то откладывается в памяти». С ними соглашается и студент, желающий остаться анонимным: «Мне известны только определенные случаи [самоубийств], но не думаю, что это масштабно». 

«Я здесь учусь уже три курса, — рассказывает Кирилл, — и на моей памяти никто из общежития не покончил жизнь самоубийством. Слышал только о случае в девятом корпусе, завершилось без смерти. Парень упал в сугроб и выжил. Это было в начале зимы». Пара ребят, которые весело болтали и шутили рядом с девятым корпусом, вовсе отказываются говорить на эту тему, просят отойти и мрачнеют, когда их спрашивают о самоубийствах. «Не уверен, насколько эта информация общедоступна, — говорит еще один студент, решивший остаться анонимным, — и не думаю, что об этом стоит открыто разговаривать. Это не очень этично». 

«Регулярно прыгают студенты с физфака и матмеха»

Студенческий городок СПбГУ в Петергофе — это несколько 13-этажных зданий, соединенных между собой каменными перегородками-козырьками. Городок находится далеко от учебного корпуса университета, дорога от него до Санкт-Петербурга занимает у студентов от полутора до трех часов. Живущие там студенты называют студгородок ПУНКом — Петродворцовым учебно-научным комплексом. В него селят иногородних студентов, поступивших в вуз только по результатам ЕГЭ.

18 июня 2020 года на козырьке между двумя зданиями ПУНКа нашли тело студента, который жил в одном из общежитий. Погибший учился на первом курсе факультета прикладной математики СПбГУ. Из-за смерти юноши начали проверку, ее результаты так и не стали известны, но другие студенты вуза уверены, что это было самоубийство. «Фонтанка» пишет, что последней записью на странице студента ВКонтакте была фраза «Жизнь — боль. Извините». 

В 2019 году «Бумага» опубликовала новость о гибели еще одного студента-первокурсника из тех же общежитий. Его нашли у здания на Ботанической улице. Издание не называет имя студента, но говорит, что он был студентом физического факультета СПбГУ. Следователи тогда тоже проводили проверку по статье о доведении до самоубийства, однако о возбуждении уголовного дела ничего не известно. О подобных случаях писали и до этого —  в 2014, 2015 и в 2018 году.

Выпускник СПбГУ Петр Романов говорит, что о смертях студентов из ПУНКа знает большинство учащихся и сотрудников университета, и там полагают, что они все действительно покончили с собой. «Я знаю, что регулярно — один-два раза в год — прыгают студенты с физфака и матмеха», — говорит Петр. Роман Раков, тоже студент СПбГУ, подтвердил, что каждый год они узнают как минимум о двух самоубийствах, причем, известно это только из сплетен внутри университета. «Я отучился в СПбГУ один год, за который по сарафанному радио узнал о двух самоубийствах, которые произошли в ПУНКе», — говорит Роман. 

В студенческих группах «Подслушано» ВКонтакте тоже часто видны записи с очередным вопросом: «Правда, что кто-то покончил с собой?». Под одной из таких записей студентка ответила:

Аура 10 общаги. Я его прекрасно понимаю.

Студентка Анна Кузько рассказывает, что жить в студгородке ПУНК и правда тяжело: рядом — лес, через который нужно ходить до остановки каждый день. «На дорогу до университета я тратила часов пять каждый день. Сначала ты 20 минут идешь до электрички через лес, 50 минут едешь на ней, еще минут 30-40 тратишь на метро, пересаживаешься на автобус и уже едешь в университет».

Некоторые студенты СПбГУ, хоть и признают большое количество самоубийств в ПУНКе, но не считают их чем-то необычным. «Исходя из моих наблюдений, количество суицидов в ПУНКе не превышает среднее количество суицидов по России и СПб в возрастной группе 18-26 лет», — говорит студент Дмитрий Беспалов. — «Эта паника вокруг смертей, по моему мнению, работает согласно высказыванию «смерть одного человека — это трагедия, миллиона — статистика»»‎.

«Нужна помощь — приходи»: психологическая поддержка в МФТИ

В 2011 году после смерти студента Ильи Крупина, который зарезал друга из-за ссоры и затем выпрыгнул из окна общежития, в МФТИ создали службу психологической помощи. Сегодня, 11 лет спустя, поддержка студентов — как в сессии, так и в остальные периоды обучения — один из главных методов борьбы с самоубийствами. По словам самих учащихся, в университете есть штат бесплатных психологов, к которым обращаются за помощью. «К ним даже не нужно заранее записываться, — говорит студент Филипп. — При желании можно попасть в любой момент. Это работает так: нужна помощь — приходи». 

При этом на сайте МФТИ указано, что обращаться можно не только из-за проблем в учебе: юношам и девушкам также помогают найти способы справиться со стрессом, разобраться в отношениях с близкими людьми и решить ситуации, которые кажутся безвыходными. В учебных корпусах вуза развешаны постеры с телефонами университетских психологов, а у самих учащихся есть возможность обратиться в социальный деканат в пяти минутах от общежитий. Кроме того, на задней части пропусков для входа в здания университета указан круглосуточный номер бесплатной психологической помощи. 

Пропуск в здания общежитий и учебных корпусов. Фото: Любовь Карасева

Необходимость в поддержке студентов объясняется трудностью обучения в стенах вуза: «На Физтехе в принципе сложно учиться, поэтому не все студенты, которые поступают, сразу осознают нагрузку. Некоторые из-за этого испытывают психологические проблемы», — говорит Кирилл, один из учащихся. Александр Болтасов, студент второго курса магистратуры прикладной математики и физики, добавляет: «Сложно сказать, почему это [самоубийства] происходит. Здесь учатся люди, которые в школе уделяли много времени урокам. Были лучшими в школах. А когда попали в МФТИ, оказались обычными. Чтобы успевать, приходится еще больше работать. Поэтому они могут резко отреагировать на низкую оценку, например. Но, помимо содействия вуза, справиться с этим помогают и сами студенты». 

Пример МФТИ во многом образцовый: руководство университета отреагировало на новости о самоубийствах, приняв ряд мер для поддержки своих студентов. В СПбГУ же по-прежнему молчат и не разглашают цифры о количестве суицидов и сотрудники, и деканы факультетов. Служба психологической поддержки там тоже работает, но только благодаря группе энтузиастов — студентов факультета психологии под контролем преподавателей. А студенткам-активисткам приходится добиваться того, чтобы на проблему самоубийств, наконец, обратили внимание.

Сказать нельзя молчать

Активистка «Психоактивно» Анна Кузько — студентка СПбГУ и бывшая жительница ПУНКа. Год назад она участвовала в поисках студента, который ушел в лес и там повесился на дереве. «Много моих друзей были в предсуицидальном состоянии, я много историй получила от тех, чьи знакомые погибли», — говорит Анна.

Студентка жила там с 2015 по 2018 год — и говорит, что в общежитии постоянно происходили то самоубийства, то конфликты между студентами. «Когда я съезжала из общежития и разговаривала с вахтершей, она рассказала, что насчитала до 12 самоубийств в год, о которых университет конечно не говорит», — рассказывает Анна.

Вахтерша выходила по утрам во двор общежития и видела там зеленую траву, покрытую пятнами крови. 

В октябре 2020 года участницы активистского сообщества «Психоактивно» провели в Санкт-Петербурге несколько акций #СказатьНельзяМолчать. В тот день одна из девушек держала плакат «Здесь умирают люди», а другие спрашивали прохожих, знают ли те о самоубийствах в СПбГУ и согласны ли они с тем, что случаи суицида не должны игнорировать. 

Акция #СказатьНельзяМолчать. Фото: из личного архива активистки. 

«Люди занимаются активизмом, потому что им не все равно. В МГУ тоже каждый год происходили суициды среди студентов, мы об этом знали и переживали, даже совершали попытки организовать психологическую помощь студентам», — считает психологиня Адриана Имж.

«Два человека с зарплатой уборщика»

Запись к психологу СПбГУ открывается только на два ближайших дня — и сразу же появившиеся слоты оказываются кем-то забронированы. На многих встречах присутствует студент-практикант, который слушает весь разговор психолога и клиента и записывает, что там говорят. Учащийся Роман Раков рассказывал, что, несмотря на то, что на сайте указано много специалистов, на самом деле в этой службе попеременно работают «два человека с зарплатой уборщика, которые через личные консультации и телефонные разговоры помогают ребятам, у которых внутри пустота». 

По словам активистки Таисии, им говорили, что в студгородке кто-то из студентов убивает себя каждый семестр — то есть самоубийства происходят два раза в год. «Цифры разнятся и всем понятно, что СПбГУ пытается замять большинство случаев», — рассказывает она. — «Какие-то случаи пытаются спихнуть на алкоголь. Мистики никакой, есть сочетание нескольких факторов, которые дают возможность совершить суицид».

Я не верю в нехорошие места, но верю в некомпетентность людей, к которым в руки попадают студенты, которым в большинстве случаев нет даже восемнадцати лет.

«Большая учебная нагрузка и страх провала сессии вполне могут стать причиной для усиления тревожного состояния или даже самоубийства. Опять же, люди молодые, думают, что если тебя отчислили — это позор», — говорит Адриана Имж.

По словам активисток, администрация СПбГУ никак, помимо создания небольшой психологической службы, не реагирует на проблему самоубийств студентов. Об акции у общежития в администрации тоже ничего не говорили. По словам Кузько, тогда университет «проигнорировал эту акцию, отозвались только студенты и несколько преподавателей, которые выразили поддержку и одобрение».

Адриана Имж считает, что в первую очередь администрация университета должна не замалчивать проблему. «Важно рассказывать, что несданный экзамен — это не катастрофа, развешивать листовки с указанием ссылок на бюджетную или бесплатную психологическую помощь. Сами разговоры о самоубийстве не провоцируют на его совершение». 

Текст: Валерия Арнаут, Любовь Карасева, Татьяна Колобакина
Обложка: Юлия Теплова