Обложка_мобильность

Академическая мобильность в 2022 году: с чего начинали и к чему пришли

Санкции сегодня — это глобальная проблема для России. Ограничения коснулись не только экономики и политики, но и сферы образования. В феврале 2023 года поехать учиться по программе международной мобильности по-прежнему возможно, но общее число вузов-партнеров в мире сократилось. 

О том, как менялась ситуация с мобильностью в 2022 году, мы поговорили со студентами и Николаем Кульбакой, кандидатом экономических наук, преподавателем Института общественных наук РАНХиГС.

Программы двух дипломов. Что изменилось

В ряде российских вузов была возможность учиться на программах двойного диплома, то есть получать образование параллельно в двух университетах. Вот что произошло с этими программами после 24 февраля прошлого года:

  • НИУ ВШЭ, «Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета»

В марте ВШЭ и UoL (University of London) прекратили сотрудничество. Сейчас у Вышки тоже есть программа двойного диплома, но уже другая — с университетом Кенхи в Сеуле. Бюджетных мест по-прежнему нет, но стоимость обучения снизилась с 730 тыс. до 590 тыс. Программа с Лондоном сохранилась, но лишь формально — называется «Международная программа по экономике и финансам». На сайте программы написано, что «выпускники получают экономическое образование, сопоставимое с образованием в лучших университетах мира». Но получить диплом Лондонского университета или поехать в Англию после третьего курса студенты больше не могут.

  • МГИМО, «Политология и международные отношения»

Первый и второй курсы проходят в МГИМО, третий и четвертый — в Редингском университете в Англии. Сейчас сотрудничество этих вузов приостановлено, поэтому студенты, поступившие в 2022 году, не смогут обучаться в Англии на третьем и четвертом курсах. Возможность получить иностранный диплом остается в университете-партнере МГИМО, с которым в 2024 году вуз будет сотрудничать.

  • РАНХиГС, «Право и глобальная юридическая практика»

Два первых года года студенты программы учатся в России, два последних года — в Лондонском университете. Весной 2022 года LoU заявил, что прекращает сотрудничество со всеми уполномоченными центрами в России. Те, кто поступал на первый курс в 2020 году, продолжают обучение на двойной программе. Набор на программу продолжается, но вузов-партнеров уже нет. Название программы на момент января 2023 года — «Юриспруденция (с углубленным изучением английского юридического языка и общего права)».

Международная мобильность

С конца февраля 2022 года большинство европейских вузов постепенно прекращали сотрудничество с российскими университетами. Но международная мобильность не исчезла полностью: скорее, поменялся ее вектор. Сейчас количество вариантов для учебы в Европе или США сильно ограничено, но направление Азии и Африки стремительно развивается. 

Вузы, которые исчезли из числа партнеров для ведущих российских университетов:

НИУ ВШЭ: До февраля 2022 года студент мог выбрать 52 университета, после — 29. Сегодня в этом списке нет университетов Франции, Финляндии, Нидерландов, США, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Великобритании, Эстонии и Чехии. Но теперь можно поехать в Бразилию, Мексику или Казахстан. Сотрудничество с этими странами началось уже весной прошлого года, когда Европа и Америка стали массово разрывать сотрудничество с российскими вузами. 

МГИМО: До февраля 2022 года — 138 университетов-партнеров во всем мире. За полгода список сократился больше, чем вдвое. Сегодня для заявки на весенний семестр доступно 53 университета. Из европейских осталось два: Университет Белграда (Сербия) и Варшавская школа экономики (Польша).

РАНХиГС: На сайте Академии указано, что университет сотрудничает с более чем 200 вузами в 44 странах мира. Однако в списке партнеров указано 147 университетов, а стран стало больше, чем 44. Большинство партнеров, как у ВШЭ и МГИМО, — в Азии, в основном — это Казахстан, Узбекистан, Китай и Япония. Но партнеров из Европы, тем не менее, все еще много — больше 50. 

МГУ: До февраля 2022 года студенты могли поехать в 112 вузов по всему миру, с начала весны выбор постепенно сократился до 41 вуза. Из европейских университетов осталось 10 — три в Италии, три в Испании и четыре в Турции.

По статистике РАНХиГС может показаться, что ситуация в целом позитивная — 50 вузов-партнеров в Европе. Но лишь единицы из них — крупные государственные университеты. В центральной Европе (Франция, Германия, Нидерланды) это в основном небольшие частные университеты, высшие школы управления и бизнеса. Исключения: например, Университет Людвига-Максимилиана в Мюнхене, университеты Ла Сапьенца и Тор Вергата в Риме. 

Эксперт в области международной мобильности, преподаватель РАНХиГС Николай Кульбака о том, есть ли преимущества партнерства с новыми университетами

Единственное преимущество [сотрудничества с новыми вузами] состоит в том, что они пока еще продолжают взаимодействовать с российскими университетами. Это если не обращать внимания на их рейтинг. Из первой сотни университетов мира в рейтинге QS World University Rankings 2022 две трети учреждений находятся в Европе и Северной Америке. Следовательно, для российских студентов остаются потенциально доступными менее одной трети. И это, конечно, печально.

Как университеты отказывали в мобильности

Мы поговорили с тремя студентами, которые должны были поехать по мобильности в 2022 году. По разным причинам и при разных обстоятельствах их заявки на обучение были отклонены. 

Катя Павлова учится на «Журналистике» в ВШЭ, осенью она должна была поехать в Karlshochschule International University (Карлсруэ, Германия). Принимающий университет долго задерживал письмо об утверждении мобильности. Екатерина написала им сама и вскоре ей ответили, что вуз придерживается политики DAAD (Немецкой службы академических обменов) и не могут принять ее заявку из-за текущей политической ситуации.

Заявление DAAD, в котором они пишут, что ожидают от всех немецких вузов прекращения сотрудничества с Россией и Беларусью, можно прочитать по ссылке

Письмо с отказом за девять минут до поезда 

Ева учится на факультете политологии МГУ. Весной она должна была поехать по программе мобильности в Университет Марии Кюри-Склодовской в Люблине. Она долго собирала документы. Купила билеты на самолет, которые пришлось сдать, потому что воздушное пространство закрыли, поэтому пришлось взять билеты на поезд до Люблина. А когда до поездки оставалось меньше суток, получила отказ от польского университета. Новость об отмене мобильности застала Еву за несколько минут до отправления ее поезда в Польшу. Координатор из Люблина знала о всех планах Евы. В день отъезда 2 марта ей пришло письмо об отмене мобильности .

«Ну и вот, я была в поезде, который отправлялся, если не ошибаюсь в 22:07, и в 21:58, примерно, мне пришло сообщение на почту о том, что все научные контакты были приостановлены и моя программа обмена отменена»

Такое письмо с отказом получила Ева от Люблинского университета

Крупные государственные немецкие университеты до сих пор не сотрудничают с Россией, придерживаясь политики DAAD.

Вот что Свободный университет Берлина (Freie Universität Berlin) ответил The Vyshka по поводу дальнейшего сотрудничества с Россией:

Скриншот письма от Свободного университета Берлина

Главное из этого письма — университет не собирается сотрудничать с российскими университетами. Вуз ссылается на пресс-релиз от 25 февраля 2022 года, где написано, что все программы обмена приостановлены, пока продолжается «агрессия на территории Украины»: «As long as the Russian aggression continues». В письме представители университета отмечают, что к ним возможно свободно поступить из России — политическая позиция отдельных студентов их не интересует.

Тенденция на прекращение сотрудничества с Россией — общеевропейская. Из числа партнеров уходят даже венгерские вузы, несмотря на политику государства, которое не придерживается политики осуждения СВО на территории Украины. 

Отказ без объяснения причины 

У Арины, которая учится на экономическом факультете ВШЭ в Нижнем Новгороде мобильность не состоялась, потому что принимающий университет отклонил ее заявку. Она должна была поехать в Венгрию в марте, но долго ждала утверждения поездки. В итоге она получила письмо с отказом без причины.

Они просто мне написали, что вы не подходите, сказали „у нас есть право не оглашать причину, почему вы нам не подходите“

Еще один фактор, который значительно усложняет возможности поездок по программам мобильности — уход программы Европейского союза Erasmus+ из России. «In view of Russia’s war against Ukraine» — так начинается заявление с сайта программы от 25 августа. В нем говорится говорится, что Erasmus+ больше не сотрудничает с российскими вузами, но обмен отдельных студентов и преподавателей по-прежнему возможен. 

«Российская наука и так с трудом пробивалась к международному сотрудничеству, а сейчас это сотрудничество становится еще более сложным», — комментирует разрыв контактов с европейскими университетами Николай Кульбака. 

Мобильность после 24 февраля

Начало боевых действий на территории Украины стало большим потрясением для людей, которые в это время находились за границей. Степа Антропов учится на третьем курсе факультета журналистики МГУ. На весенний семестр 2022 года он ездил по программе мобильности в Университет братьев Люмьер города Лион. Степа учился в Институте коммуникаций на программе «Журналистики». Сейчас программа обмена закрыта.

Мы поговорили со Степаном о его обучении во Франции в первые недели специальной военной операции: о его ощущениях от происходящего, о реакции университета, преподавателей и студентов на действия России.

В годовщину присоединения Крыма 18 марта он выходил с плакатом «Крым — это Россия» в центре Лиона напротив администрации города. Когда Степа ехал к месту акции и стоял с плакатом, он сильно волновался, что его могут арестовать или депортировать.

«Чувство, что ты должен быть здесь на этой площади в такое время, конечно же, было сильнее страха»

Находиться за границей в момент начала боевых действий в Украине было психологически очень тяжело для Степана. По его словам, никто из русских студентов не знал, что происходит и сколько это [вооруженный конфликт на территории Украины] продлится.

У нас, у русских ребят, было ощущение, что начнется третья мировая война

У Степана создавалось ощущение, что европейцы хотели от русских раскаяния, чтобы они «ходили на коленях и говорили, мол, бедные украинские детишки не доедают».

Тем не менее негатива со стороны преподавателей, студентов или окружающих он не заметил. Единственное, что давило психологически, — повсеместная поддержка Украины и русофобия. По словам Степана дополнительный негатив создавали флаги Украины, постоянные концерты и благотворительные акции в поддержку Украины.

Когда у тебя перед глазами только — Украина, Украина, Украина… это очень тяжело

Самое неприятное, что произошло со Степаном в университете, — это дебаты студентов и преподавателей на тему России и Украины. По словам Степана, высказать свою позицию у него не получилось. Когда участники узнали, что Степа из России, ему не дали слово, потому что его слова — это «кремлевская пропаганда». 

Позже он написал «довольно жесткое» письмо в администрацию университета с вопросом, зачем такое организовывать, «вмешиваясь в дела русских и украинцев».

Все время от начала СВО до окончания весеннего семестра он получал сообщения от администрации своего университета об их готовности предоставить психологическую помощь. Также российские студенты могли запросить несколько килограммов бесплатной еды. Когда банковскую карту Степана заблокировали, он воспользовался этой услугой: получил немного овощей, консервы, какао и готовые супы.

Несмотря на тяжелое психологическое состояние, блокировку карт, негативное отношение со стороны французов к своей позиции по поводу конфликта России и Украины, Степан остался доволен своей поездкой.

Большинство государственных французских университетов к концу 2022 года также не планируют сотрудничать с Россией. Например, Институт политических исследований в Париже (Sciences Po), в котором преподает российский экономист Сергей Гуриев, сделал официальное заявление на своем сайте 30 марта, в котором выразил поддержку Украине и осудил действия России.

В конце институт сообщил о прекращении сотрудничества с пятью (НИУ ВШЭ, МГУ, МГИМО, РАНХиГС, СПбГУ) своими партнерами в России: «Finally, Sciences Po has suspended all academic cooperation with its five partner universities in Russia».

Мобильность в ноябре 2022

Несмотря на общеевропейскую политику, есть примеры стран, которые продолжают активно сотрудничать с Россией, не разрывая контрактов.

Испанская университетская организация Crue Spanish Universities 25 февраля выразила поддержку Украине и одновременно заявила о том, что собирается по возможности сохранять отношения с российскими партнерами.

О том, как сейчас выглядит мобильность в Испании, мы поговорили с Лешей Попковым, студентом «Журналистики» в ВШЭ. Леша поступил на полгода на программу журналистики в университете Pompeu Fabra (Помпеу Фабра, Барселона). На программу мобильности он подавался одновременно с Катей Павловой, которая получила в апреле отказ от университета Карлсруэ (Германия). Никаких проблем с подачей документов и на дальнейших этапах подготовки к поездке не возникло.

В Испании Леша не заметил ни к себе, ни к русским негативного отношения. Единственная «дискриминация», с которой он столкнулся, — это неработающие банковские карты. По его словам, все, что говорят о Европе на российском телевидении, — это вранье.

«Мне кажется, негативное отношение ко мне могло бы быть, если бы я поддерживал войну (Роскомнадзор обязывает называть события на территории Украины «специальной военной операцией» — прим. The Vyshka). Так как я ее не поддерживаю, я с этим не сталкиваюсь. Люди понимают, сочувствуют, удивляются, что у нас заблокированы карты, что вместо Макдональдса — «Вкусно — и точка». Но это смешно и грустно одновременно», — говорит Леша.

Также сохраняется возможность поехать по мобильности в частный европейский вуз. Если посмотреть на списки университетов-партнеров, можно увидеть, что большинство — это частные вузы. Они не занимают высоких позиций в мировых рейтингах — в топ-100 рейтинга QS нет ни одного частного европейского университета или высшей школы. Но тем не менее возможность получить европейское образование остается. 

Катя Павлова подала заявку Университет Ингольштадта на весенний семестр 2023 года и скоро поедет по мобильности в Германию. Так как это частный университет, то сотрудничество с ВШЭ он не прекращает. 

Я верю, что политическая обстановка не касается учебы. И Вышка, и некоторые зарубежные университеты продолжают академический обмен — это очень круто

Университеты, которые готовы принимать российских студентов, есть и останутся. Но число их уже сократилось, не исключено, что в будущем их станет еще меньше. Активное сотрудничество в перспективе в текущей обстановкой возможно только с университетами центральной и юго-восточной Азии — сейчас больше всего партнеров у российских вузов именно там.

«Мобильность станет намного более редким событием для российских студентов. Впрочем, индивидуальные контакты студентов с европейскими и американскими вузами безусловно возможны, только уже без поддержки собственных российских вузов» — Николай Кульбака о перспективах мобильности на момент ноября 2022 года.

Автор:  Михаил Красников
Редакторы: Ангелина Трефилова, Алина Хафизова
Инфографика: Юлия Теплова
Обложка: unsplash.com