IMG_1620

«Я второй политик в стране»

Интервью с Борисом Надеждиным, единственным кандидатом в президенты, который называл себя «последовательным противником политики Путина». 

— Сегодня два года с начала военных действий в Украине. Как вы думаете, очереди людей, которые стояли, чтобы подписаться за вас, как-то приблизили их окончание?

Я думаю, что это имело большое значение, потому что впервые за два года была абсолютно легализована мирная повестка. Люди же стояли, и понятно, почему — потому что они за мир. Я сегодня выпустил пост в моем телеграм-канале, можете посмотреть. Там я привел опрос, который мы сейчас проводим, из которого следует, что большая часть жителей России выступает за немедленное начало мирных переговоров, а не за продолжение боевых действий до полной победы. Но там есть данные еще интереснее. Если Вы посмотрите, то хорошо видно, что вся поддержка СВО — это люди в возрасте 60+. А если Вы посмотрите на молодых людей, которым от 18 до 30, то там вообще нет никакой поддержки. Там все за мир. И это, кстати, было видно и по очередям, в которых стояли молодые люди.

Источник: телеграм-канал «Надеждин»

— Да, вот Вы как раз часто говорите, что ваша основная поддержка — это молодежь. Несмотря на то, что, по Вашим же словам, самая высокая узнаваемость у вас была среди избирателей старше 65 лет.

Все сильно изменилось. Я вам сейчас точно могу сказать, какая у меня узнаваемость. Мы опрос провели. У меня большая узнаваемость. Самая большая поддержка среди молодых, пожилые за меня плохо голосуют. Узнаваемость у меня уже на уровне 55-60%, это очень много.

— Среди молодых?

Вообще в целом по стране. Среди молодых примерно такая же. На вопрос о том, доверяют ли они Надеждину, молодые отвечают замечательно, лучше, чем пожилые.

— То есть молодежь была готова ставить подписи даже за политика, которого раньше многие не знали, только бы он был противником политики Путина. И на ваш взгляд, почему так много молодых людей придерживается оппозиционных взглядов и так мало в старшем поколении таких людей?

Две причины. Первая: на войну-то* отправляют, как правило, молодых. 60-летних особо не отправляют, а 25-летних — запросто. А кому охота-то? Вторая причина тоже совершенно понятна. Дело в том, что 60+ — это поколение, которое, в основном, смотрит телевизор и не смотрит YouTube. А вот те, кто моложе 30-ти — это поколение, которое не смотрит телевизор, но смотрит YouTube, Telegram и так далее. И это имеет огромное значение, потому что на нашем телевидении пропаганда совершенно отмороженная.

Там про меня много интересного рассказывают, мол то ли украинцы меня завербовали, то ли Ходорковский** заплатил. Разные есть версии, в общем, одинаково удивительные. И это, кстати, рассказывают люди, у которых, в отличие от меня, недвижимость за рубежом есть. Я такой русский патриот, а у них, значит, все наоборот.

Борис Надеждин общается со СМИ после подачи документов в ЦИК. Источник: пресс-служба Надеждина

И что еще важно? Важна еще особенность этой путинской, как бы помягче выразиться, мифологии — есть другое слово, но я его не скажу — что кругом враги, Запад нас хочет поработить, а у нас тут скрепы, а Запад — это сплошной разврат. И они [западные страны] специально, видимо, разжигают тут ЛГБТ*** и гомосексуализм, чтобы Россия рухнула уже, наконец. А в Украине власть захватили фашисты, нацисты, прямые наследники Гитлера. Это все можно запихать в голову 60-летних, вот эту всю хрень — слово, подходящее для молодежной аудитории, но цензурное.

В головы 30-летних это не заходит совершенно, совсем. Потому что, во-первых, для этого поколения бандеровцы, нацисты и фашисты — это что-то совершенно непонятное. Во-вторых, это поколение живет в глобальном мире. Оно прекрасно понимает, что в Париже, Берлине и, страшно сказать, Нью-Йорке, в принципе, абсолютно такие же люди живут. И более того, это поколение толерантно и к геям, и ко всем остальным, которые вызывают священный ужас у пожилых людей. Хотя не у всех, конечно. Я тоже пожилой человек, мне как раз 60+, но у меня не возникает какого-то ужаса, что сейчас придут геи, и Россия рухнет из-за них.

Вот отсюда и огромная разница. Это разница мировоззрений, разница представлений о мире, разница источников информации. Все это вместе дает тот результат. Просто зайдите в мой телеграм-канал, посмотрите на картинку, которую я там выложил. На ней видно, чем отличаются молодые от пожилых.

Вы призываете молодых людей участвовать в выборах, но ведь, как показал пример вашего недопуска, потолок для независимого политика сегодня — это региональное заксобрание, в котором один депутат, в общем, не имеет больших полномочий, не может на что-то сильно повлиять. Зачем же тогда выдвигаться?

Вода по капле камень точит. Я просто хорошо помню, как Советский Союз распадался, что там было. Уже была партия, называлась КПСС, которая говорила, что мы тут коммунизм строим. Так назывались скрепы тогда: мы строим коммунизм. А там, на Западе, сплошные империалисты, которые хотят нас завоевать и всякие гадости сюда засылают. В то время не было YouTube, но были так называемые вражеские голоса по радио: «Голос Америки», «Радио Свобода»**. Эти коммунисты получали на выборах вообще 99%, и явка была 99%. А потом я участвовал в выборах в 90-м году: первый раз, когда еще коммунисты все были. И выиграл эти выборы. Через год после того, как я выиграл эти выборы, Ельцин стал президентом (The Vyshka — по итогам выборов в июне 1991-ого года). Советский Союз развалился вместе с КПСС.

Кроме участия в выборах, вы не видите каких-то других альтернатив?

Альтернативы есть, но они все очень плохие. Самый хороший способ сменить власть — мирный путь через выборы. У нас выборы кривые и косые, но они есть.

Я вас уверяю, что в Советском Союзе были куда более кривые и косые. Там вообще был один кандидат на выборах. Когда я первый раз голосовал, мне было 18 лет. Выборы проходили так: мне вручили маленький листочек, а на нем было написано: «Иванов Иван Иванович, кандидат от нерушимого блока коммунистов без партии». И все. Ни квадратика, ничего. А сейчас уже, видите, несколько кандидатов, и квадратики есть. Или голосуйте за Надеждина, или еще за кого-нибудь. Все можно. Именно такой путь хороший.

А всякие революции, перевороты, иностранные оккупации — это все плохие истории. И честно говоря, маловероятные в России.

Вы возглавляли кафедру права на Физтехе с конца 90-х до 2016 года. Вы ушли оттуда по собственному желанию, или вас попросили?

Там много чего было. Давайте я расскажу, это же интересная история. На Физтехе, как и во всех советских вузах, были кафедры, в том числе такие, знаете, коммунистические: политэкономия, социализм, научный коммунизм, история КПСС. Это были общественные науки, которые все обязательно изучали. Когда все это развалилось, остались помещения, библиотека, ставки и преподаватели. И как-то непонятно было, чему дальше учить, потому что коммунизм-то закончился.

И тогда руководство Физтеха предложило двум уважаемым людям возглавить кафедру экономики и кафедру права. То есть на месте старых общественных кафедр создать две новые, потому что в любом, даже техническом вузе, есть гуманитарный цикл, гуманитарный стандарт. Кафедру экономики предложили возглавить Егору Тимуровичу Гайдару, покойному, а кафедру права — мне. Но ученый совет института не утвердил Егора Тимуровича Гайдара, потому что советские академики плохо к нему относились. А я вроде как свой, тоже закончил Физтех, и меня утвердили. И я возглавлял кафедру права много-много-много лет.

Лекция Бориса Надеждина в МФТИ. Источник: телеграм-канал «Надеждин»

Кстати, мои лекции были самые популярные на Физтехе. Есть фотографии, где-то я их выкладывал, просто полный зал был. Хотя пары проходили в 9 утра в субботу. В 9 утра в субботу толпы ходили на них! Я в другое время не мог читать, потому что именно в этот период, в 90-е, в нулевые, я занимал всякие важные государственные посты и совещания могли назначить в любое время. Но не в 9 утра в субботу. И я читал эти лекции гораздо дольше, чем Вы сказали. Кафедра была создана в 99-м, а читать лекции начал, наверное, в 93-м или 94-м году. Но перестал, потому что произошла оптимизация.

Путин издал указ о повышении денежного содержания профессоров, вроде меня, и завкафедрами вузов. А денег на это не дали. Ректор собирает нас, руководителей кафедр, профессоров, и говорит, что у него для нас отличная новость: ставка профессора была 60 тысяч рублей, а теперь будет 80 тысяч рублей. И я думаю: «Как хорошо! Я получал 60, а стану получать 80». Но не тут-то было: я стал получать 20 тысяч рублей (смеется). Когда я был заведующим кафедрой, то получал как заведующий кафедрой, по должности. Но когда выяснилось, что нужно платить 80 тысяч рублей таким как я, институт провел так называемую оптимизацию, а именно: сократили все кафедры, слили в департаменты. Я перестал быть заведующим кафедрой, от меня разбежались все сотрудники. И оказалось, что то количество часов, которое я читал, хватало на четверть ставки. Понимаете разницу? У меня полная ставка стоила 80 тысяч, только у меня теперь четверть ставки. Но это еще не все.

Поток в Физтехе — это где-то 600-700 человек. И пока у меня была кафедра, мне несколько преподавателей помогали принимать зачет. А когда все разбежались, и я оказался на четверть ставки, выяснилось, что мне одному нужно принять зачет у 600 студентов. И когда я один раз это сделал за 20 тысяч рублей в месяц, я пришел к ректору и сказал: «Николай Николаевич, ищите другого идиота». Вот так и кончилась моя карьера советского преподавателя.

— А со студентами вы разговаривали о политике?

Да, разговаривал. Некоторые «добрые» студенты однажды даже записали мой разговор после лекции и выложили. Был большой скандал, кстати. Я слишком откровенно говорил про Медведева.


О чем речь?

Вероятно, Борис Надеждин имеет в виду слитую запись его разговора со студентами МФТИ 2011-ого года. На ней он признавался, что партия «Правое дело» была проектом Дмитрия Медведева, который попросил бизнесмена Михаила Прохорова провести в Госдуму либеральных политиков. По словам Надеждина из слитого разговора, Медведев хотел выдвинуться от «Правого дела» на второй срок. Но Прохоров закрыл партию. Сам Надеждин сначала отрицал подлинность записи. В 2020 году в интервью Life News он признал, что «некоторые фразы» действительно произносил в телефонных разговорах. При этом политик отрицал, что говорил об этом со студентами: «никаких выступлений о политике я там [в МФТИ] не делал».

The Vyshka не смогла найти полную запись разговора. Ее содержание пересказано по текстам журналиста Андрея Мальгина** и Газеты.ru.


— Как вы относитесь к принципу «университет вне политики»?

Так и должно быть. Кстати, Физтех в этом смысле держится, то есть там такого маразма, как в других вузах, точно нет. Туда никакие герои СВО не приходят, не объясняют студентам, как жизнь устроена.

— А как вы понимаете этот принцип «университет вне политики»?

Я это понимаю очень просто. Во-первых, ректор университета должен не присылаться Министерством образования, а избираться в результате голосования профессоров, доцентов, преподавателей, возможно, с каким-то участием даже студентов. Самоуправление — так делается во всем мире. А у нас [ректор] это чиновник, который вынужден подчиняться указаниям министерства. И ладно бы эти указания шли только по линии образования, но там полно политических указаний. Сейчас сплошь и рядом мы видим такие истории: «Всем студентам велели записаться на ДЭГ (дистанционное электронное голосование)». Или: «Всем студентам велели явиться на концерт какого-то Газманова, который приехал рассказывать, какой хороший Путин».

— А могут ли, на ваш взгляд, сами студенты или преподаватели высказывать свою политическую позицию?

В частной жизни могут, конечно, а на лекциях это вряд ли надо. Вы можете с друзьями собраться в общежитии и рассказывать все, что хотите. Без фанатизма и экстремизма, конечно.

— Но вы сейчас сказали, что обсуждали со студентами какие-то политические вопросы.

Да, но я это делал не на лекции, обращаю внимание, а в курилке, где меня и записали. Я выходил покурить, со мной выходили студенты, и мы болтали о том режиме.

Тогда многие курили, кстати, а сейчас перестали. А я курил, дурак, надо было раньше бросать, тогда не было бы проблем с сердцем. Когда я начинал читать в 90-е годы, со мной выходила большая часть парней, — девочек совсем было мало. Потом в нулевые стало меньше выходить. А в конце, когда я читал уже в 2012-2014 году, вообще один выходил. Никто со мной не выходил курить, а если и выходили, то курили не сигареты, а какие-то устройства, мне неведомые.

— Несмотря на антивоенную позицию, вас приглашали читать лекции в российские вузы. Например, уже когда вы объявили, что собираетесь выдвинуться в президенты, вы выступали на дне физтеха. Вы знаете, было ли какое-то давление на руководство МФТИ в связи с этим?

Борис Надеждин выступает на конференции выпускников МФТИ. Источник: телеграм-канал «Надеждин», 25.11.2023

Я на Физтехе вырос, мой папа закончил Физтех. Мои воспоминания детства — это Физтех: я первый раз там оказался, когда еще в детский сад, по-моему, не ходил.

Физтех — это вся моя жизнь, меня там все знают. Я 30 лет там лекции читал, постоянно там выступаю. Я же не просто преподаватель, а еще и один из столпов студенческой песни Физтеха. Я со студенческих лет был в агитбригаде Физтеха: мы ездили по Союзу, выступали. И я до сих пор в концертах участвую, стараюсь помогать, чтобы сохранялась культура Физтеха. Поэтому со мной особо сделать ничего нельзя. Не хочется называть себя одной из легенд Физтеха, но точно один из динозавров.

— Что вы имеете в виду, когда говорите, что с вами ничего нельзя сделать? Если ректору сверху поступит распоряжение не пускать вас в МФТИ, вас все равно пустят?

Понимаете, еще когда не было ни то что Путина, а даже Ельцина и Горбачева, я уже был на Физтехе.

— Чувствуете ли вы, что президентская кампания вас изменила?

Да, очень сильно. Я вышел на совершенно другой уровень. Я был локальным деятелем, моим уровнем был Долгопрудненский городской совет. Самое большое, что у меня было, — выборы губернатора Московской области. И ответственности стало больше, работы стало больше.

— Как это отразилось на ваших политических планах?

Они стали другого масштаба. Я, на секундочку, второй политик в стране. Сейчас у меня рейтинг больше, чем у всех остальных кандидатов в президенты вместе взятых, кроме Путина. На гипотетических выборах я получаю второе место с результатом точно больше 10%.

— Вы предполагали, что такое станет возможным?

До того, как я увидел очереди желающих поставить подпись в мою поддержку, я такого не предполагал. А когда увидел, понял, что я на правильном пути.

— Хотели бы Вы когда-нибудь вернуться на Физтех как преподаватель?

Лекция Бориса Надеждина в Финансовом университете. Источник: пресс-служба Надеждина

Я хотел бы вернуться в то время, когда мне было 20 лет. Это была совсем другая жизнь. Намного, кстати, веселее, чем сейчас. В качестве преподавателя, наверное, нет. Кроме того, что там идет идиотская история с оптимизацией, я, если честно, немножко устал. Представляете себе, каково на протяжении более 20-ти лет читать одни и те же лекции? Это как с футболистами. Месси бегал, хорошо играл, а в какой-то момент он наигрался. Тут так же. Я наелся. Но я с удовольствием читаю лекции. Меня приглашают не только на Физтех: я в самых разных вузах читал лекции для студентов, но это уже не совсем то. Ты не ведешь курс, где отвечаешь за программу, проверяешь посещаемость, принимаешь зачеты: в это я уже не влезу. А выступить с одной лекцией — запросто.

*Роскомнадзор обязывает называть события на территории Украины «специальной военной операцией»
**Михаил Ходорковский и Андрей Мальгин признаны российскими властями иностранными агентами
*** Международное движение «ЛГБТ» признано экстремистской организацией. Ее деятельность запрещена на территории России.
В материале упоминается «Радио Свобода», признанная Минюстом нежелательной организацией.

Автор: Михаил Масеев
Редактор: Мария Инкина
Фото: zaks.ru