О чем говорит ректор?
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов пообщался с корреспондентами газеты «Вышка», учениками Лицея НИУ ВШЭ, и рассказал о начале преподавательской карьеры, о своих студенческих годах, о шпорах и стипендии, и, конечно же, о появлении Вышки
Школьная мечта
Когда учился в 10-м классе, а затем на первом курсе, у меня была одна мечта – стать начальником всего, то есть Генеральным секретарем ЦК КПСС. В итоге меня даже в партию не приняли, и я перестал предаваться ложным мечтаниям. После этого у меня мечты как таковой уже не было. Я жил и просто занимался тем, что мне интересно.
О студенческих годах
Я не ходил ни в какие клубы, кружки не посещал. Состоял в комитете комсомола, работал активно в союзе молодых ученых, экономико-математической школой руководил. Это была школа, где студенты совершенно безвозмездно преподавали школьникам, она до сих пор жива
Я всегда был человеком неспортивным и не был особо компанейским. Никогда не относился к экстремалам, которые очень много пили. В свободное время ходил в кино и в театр.
Подготовка к экзаменам
Учиться некогда было, а сдавать надо. Это было нечто совершенно противоположное нынешней Высшей школе экономики. Я где-то за неделю садился, все читал, писал огромные шпоры… Они, конечно, не использовались, но были весьма эффективны. Чтобы конспекты иметь, нужно на лекции ходить, а тут, пока пишешь, все запоминаешь. Многие мои товарищи пользовались шпорами, но я, как ни странно, так ими ни разу и не воспользовался, даже не прятал никуда. Я такой неловкий, даже жене соврать не могу, меня сразу «наколят», поэтому даже не пробую.
Стипендия
Стипендия у меня была 40 рублей, потом 55 рублей, так как я учился на идеологическом факультете, политической экономике. В принципе, на 40 рублей можно было вполне прожить. На булку с кефиром в столовой всегда хватало. У меня были нормально зарабатывающие родители, поэтому я не могу сказать, что я выживал на эти деньги. А вот потом папа мой умер, и мне пришлось выживать и семью кормить на 120 рублей.
Поколение 70-х
Наше поколение в сознательном возрасте пережило целый ряд колоссальных трансформаций. Наверное, найти еще одно такое поколение, которое пережило бы столько же социальных изменений, очень трудно. Мы начали развиваться на фоне полного отсутствия возможностей, что в политике, что в экономике. Главное отличие молодежи семидесятых годов — мы не работали, тогда не было возможности работать, тем более по специальности, если ты учишься. Все-таки это Советский союз, все было очень строго. А с 90-х годов люди сильно поменялись, стал важен личный успех. Тем более что появилось огромное количество возможностей для реализации себя и своих идей.
Как создать университет мечты
На третьем курсе я начал преподавать у первого курса. Это была неожиданная вещь для МГУ в семидесятых годах. В итоге я преподавал в МГУ 10 лет, и, кстати, был самым молодым преподавателем в этом вузе в течение 5 или 6 лет
А поскольку я человек энергичный, то все время выступал с какими-то проектами. В МГУ существует определенная планка для реализации чего-то нового, своего рода потолок. В 89-ом я ушел из МГУ, как и многие мои коллеги, и перешел в Институт Российской Академии наук.
Мы хотели создать команду из людей, которые смотрят только вперед, а не назад. И первоначально у нас была очень скромная задача — создать достаточно маленький колледж. ВШЭ — это государственный вуз, но он целиком задуман и реализован командой людей, которые в него пришли. Мы сами создали и пробили этот проект, в этом, наверное, и есть уникальность Вышки
Наша команда состояла из двадцати человек как моих ровесников, так и моих первых учеников. Мы решили, что надо добиваться создания совсем новой экономической школы, которая не была бы переполнена кадровым балластом людей, которые мыслят и живут в старой парадигме. О том, что это свершившаяся реальность, вы можете удостовериться прямо сейчас.
Все очень быстро стало развиваться: мы начали делать полноформатную Высшую Школу Экономики с бакалавриатом, с магистратурой, с экономикой и менеджментом – в самом начале было всего два направления. Наша модель заработала, к нам стали приходить люди: политологи, социологи, потом юристы пришли.
Все мы хотели жить в нормальном университете. Не в том, который создан начальством и управляется чиновниками, а в университете, который управляется нами самими. Мы постепенно стали очень большим университетом, сейчас мы, наверное, почти как МГУ. ВШЭ стала очень многофункциональным вузом. Последними пришли физики, так что у нас будет через пару лет физический факультет довольно мощный.
О культуре
Надо заниматься собой и тратить свободное время в том числе и на саморазвитие. Человек, который лишь учит ответы на вопросы, а кроме этого ничем не интересуется, – дико плоский и обедненный. Человек не сможет сочинить своего, если он никого не читал, если у него нет привычки усваивать информацию, слушать других, если он привык решать только мелкие практические задачи. Большого успеха можно добиться лишь будучи культурным человеком. У нас две трети студентов работают полный рабочий день. Такого рода прагматизация сознания – беда.
Если говорить именно о литературе, то есть писатели и поэты, которых я больше люблю и знаю наизусть. Это Шекспир, Мангейм, Пушкин, Л. Толстой, безусловно, Гоголь, Лесков, Тынянов. Из поэтов – Державин, Мандельштам, Бродский, Вознесенский, Хемингуэй, Манн, Элиот. У меня вообще такая странная культура, я, когда вошел в возраст минимальной романтики, сильно подсел на поэзию. Поэт, мне кажется, гораздо лаконичней может выразить те же самые эмоции. Сам пробовал писать стихи, конечно. Любой человек в возрасте от 15 до 20 пишет стихи. Вопрос в том, он полный «идиот», который еще и печатается, или неполный.
Не сотвори себе кумира
У меня не было кумиров. Никогда. Кумир — это что-то похожее на сфинкса, только более грубо, мне кажется. Это то, куда приносят всякую дрянь и объявляют это жертвой, и обвязывают ее грязными ленточками. И я бы не хотел быть кумиром для кого-то. Большинство публичных людей — это те, кто тебе неинтересен и кого ты не уважаешь
Ректор
Мне кажется, ректор – это последнее, что должно волновать студента, выбирающего вуз. Ректор – это чиновник, которого выбирает профессорат, чтобы он представлял их интересы. Любой университетский начальник в первую очередь страдалец, если он хороший начальник, потому что он не занимается тем, ради чего он исходно пришел в университет.
Я не так давно написал заявление, чтобы меня уволили с поста профессора, потому что я не люблю просто значиться. Я сейчас очень мало преподаю, только by occasion. Я скорее возглавляю исследовательский коллектив. Все-таки Вышка – это исследовательский университет, у нас важно не только образование, но и наука.
Если начинать все с начала
Я бы пошел в Вышку. Не знаю, на какой факультет. Сейчас я занимаюсь теорией образования в большей степени, чем экономикой, хотя и ей тоже. Я мог бы пойти, наверное, на экономический факультет. Или на философский, чего не сделал в свое время. Мог стать социологом или психологом. Но технарем все равно бы не стал.
Текст подготовила Алина Уклеина
Редактура: Полина Кленова-Ленская
Фото: Александра Мареева