TheVyshkaPreodavateli

Необщественный транспорт

Не только студенты, но и преподаватели ВШЭ часто выбирают для передвижения по городу велосипеды, ролики или самокаты. Именно преподаватели делятся сегодня с The Вышкой историями о своих поездках, о дорогах в Москве и размышлениями, какие возможности открывают их транспортные средства

Константин Сергеевич Сорокин

vPN-EXEjG7A

Где преподает: ПМИ, ФКН, менеджмент

Транспорт: ролики

Ролики использую для перемещения по городу и в качестве спортивной нагрузки — сочетаю приятное с полезным. Иногда прямо от Шаболовки езжу до дома в Северном Бутово — по настроению. В 2006-2007 годах мой знакомый, который серьезно и на уровне соревнований занимался катанием на роликах, рассказывал, как катается по Москве, а я подумал: «Чем я хуже?» Гулять по Москве я и раньше любил, а тут то же самое, только быстрее. Пошел в магазин, купил ролики, а до этого катался только на ледовых коньках. Надел ролики, поездил во дворе, потом — по району (я жил с родителями на Таганке), чуть позже —  в местном парке вокруг пруда. Когда понял, что умею более-менее тормозить и поворачивать, доехал до МГУ. Ролики, видимо, были не очень удачные — стирал ноги сильно, но это меня не останавливало. Теперь уже так не стираю: то ли я привык, то ли меньше стал ездить.

Быстрее всего получается, если сочетать ролики-метро-ролики. Спускаясь в метро, я всегда снимаю ролики: там на них передвигаться невозможно. Но зато, как-то раз, опаздывая на электричку в Подмосковье, я заехал в нее на роликах. Ролики вообще хороши тем, что их можно легко снять и возить с собой. Хорошая погода —  на роликах, плохая — убрал в рюкзак. Велосипеды, конечно, тоже разные бывают, и складные, но в рюкзак все же не помещаются. Правда ролики в отличие от велосипеда чувствительны к асфальту, поэтому я езжу там, где комфортно. Иногда — по проезжей части, хотя на тротуаре обычно лучше асфальт. Есть улицы с идеальным асфальтом: Профсоюзная или Севастопольский проспект. Теперь еще на тротуарах кладут плитку: где-то ровную кладут, где-то не очень. Конечно, зависит и от количества народа. От Шаболовской до Тульской почти все еду на тротуаре. Но тротуар может и кончиться, как на Варшавке, приходится ехать по дублеру. Еще, начав кататься на роликах, я заметил, что в Москве дует ветер. Когда он дует в лицо, это сильно влияет даже не на скорость, а на количество прикладываемых усилий.

С неадекватным отношением к себе почти не сталкивался. Немного напрягают водители, которые проезжают мимо и клаксонят, видимо, в знак приветствия.  Сейчас стало меньше собак, а раньше бывало, что с тротуара лает собака, хочется шарахнуться от нее, а там автомобиль. Как-то раз я ехал по эстакаде ТТК  во время страшной пробки между машинами (только не повторяйте) и ловил завистливые взгляды.

 В сообществе роллеров я не участвую, по-моему, даже ни разу не ездил с друзьями покататься на роликах. С женой пару раз катались, но сейчас дети, ее не уговоришь. Ролики на сына у меня есть, но он еще маловат: осенью ему будет четыре. Хотя он уже ездит на велосипеде обычном, без боковых колес. Еще из хороших впечатлений: этой весной в марте удалось покататься на коньках по Байкалу в проливе Малое море возле острова Ольхон. Там зимой сдувает снег с Байкала, много где ровно, хотя есть и торосы. Едешь, а каток за горизонт уходит. После этого, когда покатался на роликах по городу и на коньках по Байкалу, кататься по кругу на обычном катке уже не тянет — скучно.

Арсений Вячеславович Хитров

9mVZQGh15YM

Где преподает: школа культурологии

Транспорт: самокат, велосипед

Как-то в 2010 году в Вене я впервые в жизни увидел на самокате не ребенка, а взрослого человека: это была очень элегантная дама, которая катилась вниз по Бурггассе, не прилагая к этому никаких усилий. И я подумал, что самокат — это очень здорово, потому что он позволяет почувствовать себя горожанином. Я завел самокат только в 2012 году, когда жил далеко от метро, а преподавал на Малом Трехсвятительском и Мясницкой, куда обычно добирался от Чистых Прудов. Самокат сокращал мою дорогу на 25 минут. По рекомендациям друзей в фэйсбуке я выбирал самокат по росту и с рессорами, чтобы была амортизация — в результате купил довольно громоздкий, 5 кг.

Пользуюсь им не каждый день, но достаточно регулярно, если не еду и не возвращаюсь в час пик: нужно держать в голове слишком много, чтобы никого не задеть, не поранить, не замарать. В принципе, езжу даже зимой. Это в целом довольно весело. Иногда, когда еду в магазин неподалеку от дома, и покупок немного, тоже еду на самокате. Есть несколько маршрутов, пешком получалось бы 20-30 минут, а на общественном транспорте слишком много пересадок.

Еще катаюсь на велосипеде, но в метро с ним спускаться очень неудобно: нужно откручивать колесо — за этим очень внимательно следят. Предполагаю, что это делается для того, чтобы не ездили на велосипедах по платформе. Я знаю, что некоторые катаются в метро на самокате, но я бы так не стал делать, потому что люди пугаются, могут упасть под поезд. В вагоне удобно стоять у стенки со сложенным самокатом: я нашел устойчивое положение для своего самоката, так что он не падает, и можно даже читать. Если бы люди уступали мне иногда место у стены, было бы здорово. Я как-то вот уступил человеку с самокатом, когда сам был без, и, мне кажется, он был мне благодарен.

Я сейчас хожу в автошколу, езжу до нее на велосипеде. Лектор, когда узнал об этом, специально посвятил часть урока велосипедам, хотя это и не планировалось. В ПДД в первых пунктах указано: «Дорожное движение — совокупность общественных отношений», и это очень хорошо чувствуешь, когда садишься на велосипед, на самокат или за руль. В городе люди куда-то спешат, машины едут, и у каждого агента есть какое-то пространство, набор возможностей. На машине можно быстро проехать по проезжей части, но нельзя заехать в сад, потому что есть забор, правила, знаки, охранники — тоже агенты. Пешеход, наоборот, может зайти в сад, но не может свободно идти по проезжей части. Есть правила игры, они ограничивают, но и дают возможности. В городе у каждого агента есть какое-то пространство и набор возможностей. Пересадка на новый вид транспорта или превращение из пешехода в человека на самокате включает в новую систему отношений, открывается новая картография. В урбанистике есть теория присвоения пространств. В этой теории есть предположение, что агенты пытаются захватить побольше возможностей в пределах правил. При этом в городе есть возможности люфта, то есть всегда можно немного подстроить город под себя. В критической урбанистике обычно критикуют коммерческие организации, которые апроприируют город, и очень радуются, когда люди и группы людей возвращают себе обратно пространство: обычно в пример приводят граффити. Мне кажется, самокат — тоже в какой-то степени инструмент возвращения Москвы, инструмент настройки Москвы под себя — города в целом недружелюбного для своих жителей.

Шварц Дмитрий Александрович

7OMeLIKxDBw

 

Где преподает: БИ и ФКН

Транспорт: велосипед, самокат

Велосипед — это для меня средство передвижения, которое разбавляет мою, в общем-то, офисную работу физической нагрузкой. Мой отец весит порядка 120 кг — то что ожидает меня, если вести пассивный образ жизни. Я сел на велосипед после долгого перерыва в 2004 году (до этого катался в детстве), когда факультет бизнес-информатики последний год был на Варшавке. Это было довольно давно, поэтому особого выбора не было: асфальт был хуже, так что ролики не рассматривались, а самокаты вообще были в диковинку. Началось все с того, что знакомый, уезжая из России, подарил велосипед. Я не собираюсь придерживаться принципа “Я буду ездить только на велосипеде”, но в этом году на Кирпичную на общественном транспорте не приезжал. Хотя, если ехать в метро по одной ветке, то велосипед проигрывает в скорости. Или вот в метро можно проверять контрольные, а на велосипеде — нет.

В основном езжу по городу, это обычно 20-30 км в день в среднем, бывает до 100 км. Как-то катался в Ярославль, но это все же разовое мероприятие. В метро с велосипедом, в целом,  можно спуститься, но будет неудобно не мне, а другим пассажирам. Когда вожу ребенка в школу, берем максимум мой самокат и велосипед ребенка или мой велосипед и ребенок на багажнике. Во втором случае — велосипед в метро в чехле  и все равно надо выезжать пораньше, чтобы не попадать в час пик.

На велосипедиста люди по-разному реагируют, интересно. Например, когда я ездил с дачи, где-то возле Алексеевской меня регулярно — раз шесть или семь — хлопал по плечу стоявший там полицейский. Очень культурно хлопал, это совершенно не мешало. Водители тоже по-разному реагируют. Страшных рассказов, как меня пытались впечатать в бордюр, у меня нет. Случаются сложные ситуации, могут дернуть рулем чуть-чуть, чтобы показать, что так делать нехорошо. Но намного чаще специально пропускают или едут с моей скоростью, чтобы прикрыть от трафика. Вообще Москва выделяется в лучшую сторону, в Иркутске, где я часто бываю по делам и у друзей, ездить страшно: совсем другие расстояния и другой стиль вождения. Я анализировал разные аварии, которые происходят с велосипедистами в Москве, и пришел к выводу, что большинство разных и страшных случаются в ближнем Подмосковье. Причина в том, что нахальный водитель долго в Москве прожить не может: либо он обучается, либо попадает в какую-то историю. После третьей истории либо обучается, либо не ездит. А в Подмосковье можно долго и успешно водить нахально. Сходу даже не вспомню историй, чтобы в Москве велосипедист не проявил себя полным идиотом и при этом попал в серьезные неприятности.

ПДД соблюдаю, жить-то хочется. Иногда мне приходится выезжать на ТТК, понимаю, что этого делать не следует не только из-за правил, а просто не надо. По правилам ехать нужно по своей крайней полосе, не выезжая без надобности на другие, это теоретически создает проблему левого поворота, его не всегда можно сделать полностью по правилам. В реальности ее скорее нет. Если говорить про безопасность, есть два правила: водитель должен понимать, что делает велосипедист и не допускать водителей до совершения рискованных маневров. Например, если есть возможность обгона с любой стороны, лучше занять всю полосу, хотя это и неприятно для водителя. Если оставить маленькую дырку, может найтись желающий туда заехать, уронив велосипедиста либо потоком воздуха, либо просто толкнув. Когда я это понял, проблемы фактически исчезли.

В основном, все проблемы — от общей задумчивости: едешь, обдумываешь вариант контрольной, а тут столб. К субкультуре fixed gear отношусь спокойно. Фикс в его чистом виде, с моей точки зрения, довольно опасен. Тормоз только кручением педали назад в городе — рискованно, но большинство людей, ездящих не ради тусовки, а действительно ездящих, имеют передний тормоз. Поэтому если людям больше нравится простой велосипед, с которым меньше возни, чем более быстрый, ради бога.

Ландер Юрий Александрович

XT43PbsTCjg

(На фото слева-направо: Даниэль М. А., Ландер Ю. А.)

Где преподает: школа лингвистики

Транспорт: самокат

У нас и еще одного нашего коллеги дни рождения располагаются по соседству. В прошлом году студенты одного из курсов подарили нам каждому по самокату. Мы с Михаилом Александровичем их освоили, хотя раньше не ездили, а коллега не стал. Самокат для меня — удобный вид транспорта. Самокат занимает мало места в пространстве, в отличие от машин и даже велосипеда. Людям свойственно оккупировать новые территории, но самокат почти не таков. Я езжу от метро (где работаю) до всяких мест, где работаю. Нередко от Мясницкой до Старой Басманной, и это удобно, под горку. Сегодня двигался в обратном направлении: на Мясницкую ехать не понравилось. Заняты руки — и это плюс: невозможно ответить на телефонный звонок. Важно, что на самокате нет возможности думать о телефоне.

С освоением любого нового транспорта появляется масса новых вещей, на которые начинаешь обращать внимание. Что касается самоката, то, во-первых, это люди, во вторых, асфальт или плитка, в-третьих, рельеф. Наступило лето и появился новый параметр: внешняя сторона Садового кольца днём всегда солнечная. Раньше ездить по ней было сплошное удовольствие, а теперь — не сплошное. Мне не с чем сравнить самокат: я не люблю ездить на велосипеде по городу и не езжу за рулем, в отличие от Михаила Александровича. Хотя на тротуаре наблюдаешь за психологией пешеходов. И кстати, стараешься огибать углы подальше, потому что из-за них может кто-нибудь вынырнуть. Если говорить о правилах движения, только что я впервые врезался в Михаила Александровича. Всё потому, что я забыл, где поворот в сад Баумана. Ни один нормальный самокатчик сюда не поедет, потому что здесь плитка.

Кстати, о правилах: в метро ездить запрещено. Но очень приятно, по его гранитным полам; только полиция и работники метро порой останавливают.

Самокат извне воспринимается как проявление свободы. Из-под самоката. Но когда привыкаешь ездить на самокате, выясняется, что неплохо и ходить пешком.

Даниэль Михаил Александрович

qaKcoeu1hF0

Где преподает: школа лингвистики

Транспорт: самокат, автомобиль

Я раньше любил ездить по саду Баумана, но потом надоела эта тряска. Она сокращает самокатчикам жизнь на многие годы. Такую же идиотскую плитку положили от моего дома до метро, теперь приходится ездить по проезжей части. Пешеходы обычно отходят в сторонку, но не ругаются, говорят просто: «О, господи!» Они понимают, что мы ближе к ним и представляем меньшую опасность, чем велосипедисты. А для самокатчиков вообще нет правил.

Садясь в автомобиль, начинаешь узнавать топографию города. На самокате — топология, уровневость — как сказать. Только что ехал от метро Университета к своим родственникам, у которых бываю много лет раз в неделю, на улице Крупской, и обнаружил, что к ним можно доехать ни разу не оттолкнувшись. И тут вспомнил, что много лет назад во время дождя у них стояла вода по колено. У меня начали складываться топологические впечатления о мире.

Я использую самокат в качестве средства передвижения: очень удобно ехать в Вышку и обратно на самокате, это сокращает время на дорогу раза в полтора. Корпус на Басманной находится довольно далеко от метро, а на самокате это проезжается довольно быстро. Правда, не приветствую дождливую погоду — очень скользко. В то же время самокат — еще и идеология:  у меня возникает некоторый комплекс превосходства над окружающими и по росту, и по скорости, и вообще просто от того, что я езжу на самокате. На роликах труднее, нужно учиться, а самокат хорош тем, что, в отличие от велосипеда и от роликов, на нем легко и безболезненно заходишь в метро. У меня есть ощущение, что самокат ассоциируется с раскрепощенностью. Во всяком случае, мой поиск раскрепощенности нашел частичный выход в том, что я езжу на работу на самокате. Не знаю, испытывает ли Юрий Александрович этот психологический эффект, но для меня — это отдушина. Не знаю, правда, от чего — от всего, что происходит вокруг, наверное. Может, поэтому на Запад я не беру его с собой.

Хочу пожаловаться в прессу: когда я ездил по корпусу на Мясницкой, там мне никто ничего не говорил, а на Басманной предъявили претензию, что мы расшатываем пол (который был расшатан до нас, и никто, похоже, не собирается его чинить). Я им пытался объяснить, что нам самокат нужен чисто из популистских соображений, чтобы студенты любили. Но мне отвечали, что это травматично, ПДД и все такое. Представьте себе, говорили они, если все будут ездить на самокатах! Когда я ездил в главном здании, это не вызывало ни у кого отрицательных реакций.

Недавно я вот выяснил, что такое рота самокатчиков. Было такое военное подразделение в Первую мировую войну. Я не понимал, как можно передвигаться на самокатах ротой. Оказалось, что тогда самокатами назывались велосипеды. Все равно, правда, непонятно, как передвигаться на велосипеде ротой и воевать на велосипеде. Из забавных историй, связанных с самокатом: я иногда добираюсь до работы на машине, иногда — на самокате. Как-то раз переезжал на самокате садовое кольцо по переходу и увидел гаишников. А меня как раз интересовал вопрос: есть ли поворот с Садового на Басманную или нет, там огородили поворотную полосу. Я подъехал к гаишнику и спросил: «А вон там есть поворот?» Он посмотрел на меня и сказал: «Вам можно везде.»

Текст: Аня Уханаева

Фото: Валерия Бухарова