Челлендж: Добрые дела
Челлендж – это новый формат TheВышки. Каждую неделю члены редакции бросают себе вызов и в конце эксперимента делятся историями и впечатлениями
Челлендж: неделю делать добрые дела. Каждый день делать сюрпризы/подарки/помогать окружающим безвозмездно
Участники: Мига Пенкова, Анастасия Душутина, Снежана Лазарева
Челлендж Миги
А что такое «добрые дела»? Пойти помочь сестре помыть посуду, перевести бабушку через дорогу, уступить место в метро? Но ведь мы делаем это и без разных «челленджей», а просто потому, что хотим, чтобы люди вокруг стали чуточку счастливее. Выбирая тему для испытания, я хотела убедиться в том, что в каждом из нас теплится лучик доброты, надо лишь зажечь его. Вставая с утра в первый день, я помогла соседке вынести мусор, в метро перенесла коляску с ребенком вместе с молодой мамой. Но чего-то определенно не хватало: тех самых эмоций, когда даришь подарок на день рождения, и вдруг видишь ту самую, заветную, счастливую улыбку именинника.
В итоге я решила, что должна делать что-нибудь совершенно особенное, то, чего бы постеснялась делать в повседневной жизни, а так совершила бы, прикрываясь тем, что у меня суперсекретное задание от элитного вышкинского клуба. В первый же день после насыщенного трудового дня приходит СМС от школьного друга: «Привет, приезжают родаки, помоги убрать квартиру». Вот с этого момента и определился мой концепт всего «челленджа»: доброе дело состоит в том, чтобы всегда протягивать руку помощи, даже когда это кажется бредовой и совершенно неприемлемой идеей.
Другими словами, я вспомнила знаменитую комедию «Всегда говори да» с неподражаемым Джимом Керри и подумала, что я ничем не хуже.
С другом мы провели сумасшедшую ночь: не только убрались во всей квартире, но и лазанью приготовили, и в мафию с соседями в полпятого утра сыграли. Откровенно говоря, я была безумно рада, что поехала: такого ночного времяпрепровождения у меня еще не было. На следующий день помогла соседям доехать до аэропорта на общественном транспорте (да-да, и с их пятью детьми это было очень необходимо). И снова я смеялась, кажется, даже больше, чем сами мальчишки.
Второй день, когда я была совершенно убитая и при этом неимоверно счастливая, положил начало не менее веселым и запоминающимся событиям.
В среду ездила за овощами в настоящий колхоз в 50 км от сердца России просто потому, что беременная знакомая узнала о моем испытании и не преминула воспользоваться удобным положением.
Но самое запоминающееся событие произошло в четверг. Знакомая с факультета рекламы предложила сходить вместе с ней на собеседование ко всем известным «Ингруп СтС». Так как отказываться я не имела никакого права, а на эту встречу меня пригласили так же, как и ее, пришлось пойти. Дойдя до нужной аудитории, подруга испарилась и оставила меня в полном замешательстве. Не успела я опомниться, как оказалась в группе из 4 человек с полученной темой «Кузьминов на Дне МГУ». Столько смеяться, как в тот вечер, мне не приходилось еще ни разу. Ребята были потрясающие – с чудесным чувством юмора и актерским дарованием. Проведя с ними в общей сумме больше трех часов, я уяснила одно – выбор обучения во ВШЭ был единственно верным. Вокруг было столько творческих и талантливых людей, что невольно и сам заражаешься этим всеобщим энтузиазмом и вдохновением. С подругой, правда, не удалось пообщаться, но само событие стало определяющим в моем понимании доброго дела. Это даже не что-то материальное, а состояние души, когда внутри в начале недели зарождается маленький комочек счастья, а к пятнице ты просто ходишь и излучаешь радость, даже не пытаясь сдерживать улыбку.
В заключение мой вердикт: уже к середине недели «челлендж» перестал быть определенным заданием, а стал частью жизни для меня на оставшиеся дни
Получая от друзей сообщения с просьбами о помощи, я больше не должна работать на преодоление себя – теперь я по-настоящему понимаю самую простую истину, что действительно счастливым оказывается тот, кто это добро сам и совершает. Дописывая последние строки, сижу и не могу сдержать улыбку. Столько совершенно новых эмоций и впечатлений, знакомств и открытий. Чтобы получить самую запоминающуюся неделю в своей жизни, не обязательно ехать покорять новые страны или ужинать в самых дорогих ресторанах. Достаточно ответить «да» на первую просьбу о помощи и приготовиться к самым невероятным приключениям в вашей жизни.
Челлендж Анастасии
Как часто вы совершаете добрые поступки просто так, без чужих просьб/намеков, без особых поводов? Лично я – очень редко. И дело вовсе не в том (надеюсь), что я черствый, холодный человек. Скорее, всему виной то, что повседневные заботы и сложности, связанные с жизнью в огромном городе, не оставляют сил на спонтанное проявление лучших душевных качеств. Итак, я решила попробовать целую неделю следовать правилу «мути добро, бро» и каждый день совершать что-то такое, что принесло бы счастье другому человеку.
В понедельник, твердо решив совершать хотя бы один добрый поступок в день, я прежде всего позвонила своим родным и сказала им о том, как сильно их люблю.
Нужно отметить, что родители не поверили в бескорыстность моего порыва и заподозрили неладное
После того, как мне удалось убедить близких в том, что все мои слова были сказаны от чистого сердца, я услышала искреннее счастье в их голосах. Наверное, это стало моим вдохновением на ближайшую неделю.
Поскольку в понедельник обычно очень мало пар – всего две лекции – я решила провести день с пользой. Закончив учебу в половину второго, я отправилась в самый ближайший к зданию университета суши-ресторан. Мне повезло, цены в «Маки маки» (так он назывался) были не слишком высоки, поэтому я без раздумий купила там несколько видов роллов. Каково было удивление моей очень хорошей подруги, с которой мы не виделись больше двух месяцев, когда я нагрянула к ней без предупреждения, да еще и с любимой едой! Конечно, мне повезло, она оказалась дома. Все же такие сюрпризы лучше устраивать, заранее зная, что человек точно будет дома. Так думала я по пути домой, довольная собой и счастливая от того, что провела день с пользой, доставив удовольствие близкому мне человеку.
Следующий день начался с улыбки. Заранее зная, какое доброе дело на очереди, я встала пораньше. Приготовив соседке и по совместительству хорошей подруге блинчики с вареньем на завтрак, я отправилась на учебу. Спустя час раздался звонок, она благодарила меня за отличное начало дня. «Что ж, неплохо, нужно продолжать в том же духе», – пронеслось в моей голове.
По дороге в университет мне несколько раз посчастливилось уступить место пожилым женщинам, а на выходе из метро «Китай-город» даже нести тяжелую сумку. Может быть, когда мы хотим совершать добрые поступки, жизнь сама предоставляет нам для этого сотни возможностей?
Почему-то день прошел очень быстро и весело. Мне хотелось всем улыбаться, говорить приятные вещи. Кажется, всего ничего – помог кому-то в транспорте, сделал приятное близкому человеку, – а становишься намного счастливее.
Среда началась c того, что я проспала. Терпеть не могу опаздывать. Казалось, все происходило не так, как должно было, второпях. Я не успела на электричку, потом опоздала на пару. Все было против меня, по крайней мере, я так думала. Какие уж там добрые дела, было совсем не до того, хотелось избавиться от преследующих неудач. Так прошло утро, потом день. Наступил вечер. Возвращаясь домой, я понимала, что не выполняю условия челленджа, не успеваю сделать что-то хорошее для другого человека.
Стоя в очереди в магазине, уже совсем вечером, в конце дня, я стала свидетелем довольно недружелюбного разговора между маленькой девочкой и ее мамой. Обеих явно не устраивали позиции друг друга.
Младшее поколение требовало Киндер-сюрприз, в интересы старшего входила экономия. «Это же мой шанс, то самое доброе дело», — подумала я и взяла с полки три сладости, которые так сильно желала девочка
Словив на своей покупке ее жадный взгляд, я улыбнулась и протянула в ее маленькую ручку киндеры. Прежде чем женщина успела опомниться и начать спорить, я выбежала прочь из магазина с чистой совестью и отправилась домой. Что ж, очевидно, когда хочешь быть хорошим, это получается само собой, никакие преграды не останавливают.
С этой же мыслью я проснулась в четверг. Один мой очень хороший друг очень плох в английском языке. Это и немудрено – он математик (кстати, тоже из Вышки, точнее из МИЭМа). Невероятно умный парень, а слетел со стипендии. Знаете, из-за какого предмета?
Так вот, уже неделю он просил меня помочь с одним домашним заданием, которое все откладывал и откладывал, потому что у меня совершенно не было ни времени, ни желания. Работа была объемная и сложная (явно рассчитанная не на среднестатистического математика) и весила очень много баллов. Еще пара дней, и она стала бы неактуальна, учитель бы не принял настолько затянувшееся домашнее задание. Поэтому я решила, раз уж на то пошло, сделать все возможное, чтобы друг получил высокий балл.
Так, вернувшись домой, я первым делом занялась английским. Наверное, сложно представить гуманитария, тратящего на задание по иностранному языку весь вечер, а именно 5 часов, но все было именно так. Поскольку тип работы был мне незнаком, пришлось понять, что требуется в задании и как в нем разобраться. Спустя час и десять открытых ссылок я наконец поняла, что от меня хотят. В общем, около полуночи я закончила с английским. С одной стороны, на душе было очень хорошо, потому что я в очередной раз выполнила условия челленджа и помогла близкому человеку. С другой – было горькое предчувствие бессонной ночи. Которое оправдалось.
Тем не менее за три с половиной часа сна мне удалось выспаться. Встав с постели, я подумала, что конец недели стоило бы провести как-то по-особенному хорошо. Во время третьей пары меня осенило.
А не съездить ли без предупреждения домой? Родители бы, наверное, были невероятно счастливы
Идея оказалась замечательной. Найдя на «БЛА-бла-каре» хороший вариант, в 6 часов вечера я села в машину. Дорога домой казалась бесконечной, хотелось поскорее ворваться в квартиру и увидеть удивленные и счастливые родные лица. Около 12 меня привезли к дому, сбегав в ближайший цветочный магазин за небольшим букетом для мамы, я пулей пронеслась по лестнице на пятый этаж и позвонила в дверь. Из нее раздалось обеспокоенное «Кто?», на что я ответила «Свои». Нужно было видеть улыбки, с которыми меня встретили дома. Да, это, наверное, было самое доброе и правильное дело, которое я совершила за всю это неделю. Не забывайте про добро, особенно про самое важное – внимание к близким людям, которые любят вас больше жизни.
У меня выдалась невероятно продуктивная неделя, которая прошла быстро и весело (почти всегда). Для себя я извлекла один важный вывод: даже самые незначительные поступки, совершенные от чистого сердца, могут сделать другого человека очень счастливым. Поэтому совершать их нужно как можно чаще и не из-за заданий в школе\университете\на работе, а потому что этого просит душа.
Челлендж Снежаны
Мне думалось, что я выбрала самое приятное задание: делать окружающим меня людям подарки, «добрые дела». Очень быстро я столкнулась с величайшей проблемой: на великие свершения у меня просто не хватает времени (пожизненно мой суточный кредит – 24 часа), а на полуфабрикатные добрые дела, которые достаточно просто купить и подарить, – денег нет, ну то есть совсем нет! И оказалась я в ситуации, когда решение делать – принято, а ресурса никакого-то и не существует.
Но жизнь любит играть с людьми: то запутывает совершенно, то чудным образом подсказывает единственно мудрое решение. И вот случилось, что я в тот момент абсолютно случайно перечитывала любимую книгу любимой писательницы – в стотысячный раз – и зацепилась вдруг за очевидно-невероятную мысль, высказанную главным героем. Она заключалась в том, что, когда у человека ничего нет более, у него есть он сам. «Вот и вся мысль», сказал бы Александр Васильев.
Да, вполне возможно, что мне нечего дать людям, потому что ничего у меня нет. Но я могу вручить им себя. И, если подумать, не самое ли это замечательное, чем я обладаю? Не самое ли это лучшее, что я могу подарить окружающим?
Итак, я вдруг просто осознала, что не нужно пытаться делать что-то специально, нарочито, можно просто жить, плывя по времени и пространству, ловя возможности отдавать людям добро, которое они дают мне.
Мне пришлось открыть глаза, чтобы научиться видеть это самое добро и научиться быть благодарной за него. Ведь люди очень ценят благодарность, вопреки бытующим во вселенной идеям вроде «спасибо в карман не положишь». Я стала краем глаза подмечать, что делают для меня совершенно чужие люди: вот парень в белых наушниках уступил место в метро, а здесь, на бульваре, дедушка догнал меня и вручил любимый синий шарфик, который я потеряла по дороге. И я стала просто говорить им с улыбкой: «Благодарю вас!»
Мне пришлось открыть уши, чтобы научиться слышать, что люди говорят мне, понимать их и принимать. Ведь мало что люди ценят так же высоко, как внимающего слушателя. Сколько же интересного я услышала!
Кто-то любит прокалывать зубом ягоду крыжовника и высасывать мякоть… А у кого-то любимый поэт – Заболоцкий… А есть те, кто в ответ просят совета
– Что мне посмотреть у Хичкока? – Посмотри «Головокружение», дорогая.
– Когда я высплюсь? – После смерти, дорогая.
Мне пришлось дать людям свои руки, которыми я могу и готовить, и рисовать, и лепить. Обычно я так занята другими людьми, что забываю о сестре, живущей со мной в одной комнате. И вдруг она обнаружила на своем столе целую миску любимых печенек-завитушек с корицей. И нам стало весело, и мы вспомнили, как любим друг друга.
Мне пришлось дать людям свои вещи, потому что не столько радости я получаю от обладания ими, сколько беспокойства за их сохранность. И пусть я не отдала первому встречному свой ноутбук или не надела на нищего у метро свой плащ и ботинки, но как-то раз у меня дома оказалась старая знакомая. Мы говорили о чем-то, потом она стала рассматривать мою библиотеку. Тут у меня в голове щелкнуло:
– Можешь забрать себе любую книжку, которая понравится. Дарю. Только Ремарка нельзя, он мамин.
Она выбрала «Механизмы радости» Бредбери. Просто совпадение?
Мне пришлось дать людям свои знания, ведь нет никого, кто ведал бы все на свете. Всегда найдется такая область, которая окажется для человека белым пятном. Возможно, даже мои отнюдь не энциклопедические знания могут обернуться чьей-то недостающей частичкой паззла. Да, я читала «Божественную Комедию» по-итальянски, и чем же это не повод рассказать про красоту ее языка случайному встречному в книжном магазине?
Мне пришлось дать людям свою душу, чтобы они могли жить и знать, что есть кто-то, кто им не чужой, кто им доверяет, кто готов по первому зову откликнуться и при этом сам в них нуждается.
Мы сидели на полу на темной кухне, я только что услышала настоящую исповедь от человека, которого видела впервые
Было странно сидеть вот так и понимать, что человек беззащитен передо мной, когда абсолютно честен; молчать теперь – это то же самое, что плюнуть в доверчивое лицо. И я стала говорить в ответ, и в ответ стала уязвима.
Но самое главное, что мне пришлось сделать, – это заново открыть для себя, что каждый человек, которого я встречаю – бесценен, и все, что я могу получить от общения, я должна быть готова преумножить и отдать кому-то еще, ведь если я заслужила встречу с удивительным человеком, то как же я могу кого-то другого лишить таковой?
И поэтому я поняла, что даже если все, чего я добилась своей попыткой прожить неделю «добрых дел», – это всего лишь несколько новых улыбок и переосмысление и без того известных истин, – я должна поделиться своим «новым взглядом» с другими людьми. Может быть, этот опыт был дан мне не ради меня самой, а чтобы пригодиться кому-то еще?