image description

Челлендж: я не матерюсь

Челлендж – это новый формат  The Вышки. Каждую неделю члены редакции бросают себе вызов и в конце эксперимента делятся историями и впечатлениями

Челлендж: отказаться от употребления бранных слов и слов-паразитов

Участники: Виталий Лапиков, Александра Полякова

челлендж Виталия

Виталий

*Звук телефонного звонка*

-Алло?

-Привет! Слушай, у нас для тебя новое задание!

-Всегда готов! Какое?

-Ты всю неделю обязан следить за своей речью: не ругаться матом, не использовать слов-паразитов и сокращений…

-Ну… Эм… ОК…

-Никаких «нуэмок»! И забудь об авторитете Сергея Шнурова! Желаем удачи.

*телефонные гудки* разговор оборвался

-Ох @&%*$…

На этой неделе мне было предложено поучаствовать в очередном испытании воли, а именно, на 7 дней полностью ограничить себя в нецензурной брани, отказаться от слов-паразитов и вообще тщательно «фильтровать базар». И вот результат прошедшей недели.

Для начала небольшая справка! Для меня это действительно было испытанием, так как «косноязычить» в неформальной обстановке, равно как и использовать мат, я считаю за высшее благо (чудно для студента журналистики, на самом деле). Поэтому выделять отдельное место среди прочих мыслительных процессов под «цензуру» стало достаточно занимательным опытом.

Первый день носил несколько ознакомительный характер. Я мало говорил, пытаясь осознать, что из всего моего богатого словарного запаса можно произносить всуе.

С непривычки несколько (в масштабах всей своей жизни) раз, честно признаюсь, проштрафился, за что по личной просьбе отхватывал беспощадные пощёчины от своей подруги.

Трудно быть эмоциональным, скажу я вам. Всё ради чистоты эксперимента.

Самое странное во всём этом то, что, оказавшись в полном одиночестве, мне не хотелось нарушать правила игры. Много было внутренних соблазнов: «Да кто услышит!? Кто узнает!? Ты же все равно потом с три короба сможешь наплести ерунды и станешь большим молодцом!» — говорил мой внутренний голос. Однако не срослось, мне почему-то не хотелось.

Вообще это достаточно многогранное явление: с одной стороны, будучи на эмоциях, можно выплеснуть всё, что на душе лежит, а с другой – немного некультурно. Ну… По мнению современного общества, естественно.

Через пару-тройку дней на меня снизошло озарение: мат действительно может нести в себе негативную энергию (нет, я не увлекаюсь эзотерикой). После целого дня в университете и прочего актива я вышел покурить во двор родного общежития. Сел, задумался и понял, насколько легко обходиться без якобы украшающих нашу речь оборотов, да и на душе просто приятное чувство лежало.

Будто превратился в высококультурный божий одуванчик.

Под конец я стал обращать внимание на то, как перестраиваются мыслительные процессы, когда одна часть постоянно обращена к контролю твоего «бла-бла-бла». Нагрузка слегка увеличивается, но в этом кроется реальная польза! Чаще всего соображать приходиться на ходу, а тут получается челленждевый параллелизм. По ощущениям сравнимо с попыткой сходу ответить на вопрос Тины Канделаки в «Самом умном», пока она ещё не дочитала его.

К сожалению, эта неделя закончилась, все табу были сняты и пришлось понять: за неделю от привычек ни за что не откажешься, только если сильно хотеть. А мне не хотелось. Единственное, если вы действительно хотите облагородить свою речь, то начните просто больше задумываться об этом, старайтесь контролировать себя и не идти на поводу у своих эмоций. Это то, что усложняло мне жизнь все 7 дней. Однако это реально, так же как бросить пить или курить. Советую попробовать!

челлендж Александры

circle (6)

Задумывались ли вы когда-нибудь, какое место в вашей жизни занимают суки? Я не про тех, что умудряются стоять на вашей ноге в полупустом вагоне метро, но о самом слове, некогда литературном, а теперь же обозначающем нечто большее, чем просто собаку женского пола. Иногда, особенно на пике эмоциональных треволнений, я могу лихо одарить окружающих потоком небывалых производных от словечка из трех букв. И если несколько лет назад каждое ругательство взвешивалось, произносилось осторожно, словно заклятие, и оставляло после себя едкий осадок, то сейчас, повзрослев и охамев, мы не всегда замечаем, как ругань слетает с губ вместо прилагательных. Мы давно впустили в речь слова-паразиты, научившись думать сокращениями.

Теперь красноречив тот, кто не оставляет после себя блинов и не вставляет «это самое» каждый раз, когда мозг уходит на перезагрузку.

Проснувшись, я не сразу вспомнила, почему эта неделя особенная. К тому же, когда тебе к 4 паре, даже солнце ярче светит, пусть московское небо и затянуто серой пеленой сутки напролет. Вальяжно расхаживая по квартире и радуясь свободной в утренний час ванне, я просматривала ленту Инстаграма (кстати, ваша мама не говорила, что вы Интернет-наркоман?) и была готова окунуться в новую жизнь без мерзких словечек и крепкой брани.

Пока не была застукана с щеткой в зубах за десять минут до отхода последней электрички. Сокрушительный провал, мать твою.

 

Начинаю замечать свои промахи. Порой получается вовремя заменить рвущееся сквернословие на нечто нейтральное, но в пылу спора оно выскакивает прежде, чем я успеваю отобразить его хотя бы в голове. Следовательно, мы не задумываемся, как говорим, когда спешим озвучить нечто гениальное. Шутку, аргумент, да просто вздыхаем, не подумав, но произнеся. Предложение не успевает выстроиться в мозгу, как уже оказывается в воздухе. Моя большая проблема – чёкание. Можно держать благородную осанку, бесстрашно заглядывать в глаза и даже потратить полчаса на идеальный контур губ, но, если из них то и дело вырывается третьесортное «че», весь образ дает трещину. Контроль речи – тяжело, но эффективно.

Вечер проходит в компании редакции, где то и дело проскальзывают шутки об армянских овощах и голых женщинах, поэтому сдержаться не удается. Раз за разом.

Два первых дня проходят под лозунгом «Я завалила челлендж». Попробуйте догадаться, какое слово здесь не прошло цензуру.

Это похоже на диету. Каждый день начинаешь заново, постепенно заменяя сметану на обезжиренный йогурт. Только вкуса в грамотной речи ощущается гораздо больше. Постоянно приходится думать наперед не только о том, что сказать, но и как, а это немного затормаживает. Мне кажется, я даже немного завидую людям, что могут себе позволить лишний раз ругнуться. И одновременно начинаю замечать, как скисла речь у сверстников.

Больше половины шуток веселят отнюдь не своей искрометностью, но удачно подобранным матюгальником.

Красиво ругаться умеют единицы. Преподаватели – и те подсели на слова-паразиты. Не раздражает, но режет слух.

Постоянно приходится перепечатывать свои сообщения. Дописывать буквы в сокращениях и рыться в памяти, пытаясь обратить полюбившиеся обращения к друзьям в нечто такое, от чего у моих прародителей не встали бы волосы на голове. Увидев наши переписки, они бы наверняка подумали, что мы друг друга ненавидим. Поначалу это утомляло, поиски альтернативы занимают время, а мы вечно боимся упустить момент. Но сейчас мне удается отвечать на сообщения с былой скоростью, хотя мои ненаглядные похоже так и не заметили моего одухотворенного слога.

С детства знаю, что существует два родных языка: русский литературный и русский матерный. Обоими нужно владеть, и, только умело соединив их в разговоре, зазвучишь гармонично.

Это не значит, что через слово нужно режим Пушкина переключать на гоблина, но для начала хотя бы не вставлять ругань там, где можно обойтись и без нее.

А это сложно, учитывая то, что с конкретными выражениями у нас в голове связаны не просто образы, но целая эмоциональная палитра, которую легче передать одним лишь словом, ссылаясь на то, что даже Есенин с Маяковским, бывало, грязнословили. Дала себе поблажку, исказив любимое словечко английским языком.

Срок моего испытания подходит к концу, и я честно могу сказать, что совладать с чертями во рту задача непростая. И хотя на шестой день начинаешь говорить значительно чище, в голове рогатенькие танцуют румбу. Зато теперь у меня есть полное право ощущать себя супергероем, в чьем разуме кроется могущественная, никому неведомая сила управлять своим врагом. Говорят ведь, что язык твой – враг твой.

Если вы любите ругаться, то делайте это красиво. Не засоряйте чужую карму своей несдержанностью или претензией на чувство юмора. От каждого крепкого слова остается осадок, если оно выплеснуто без смысла. А смысл в нем будет, только когда двери последней электрички захлопываются прямо у вас перед носом. Тогда уж и грядет она, мощь, начинающаяся на Б и заканчивающаяся на –лять.