Лучше вы к нам
Студенты из пяти стран – Великобритании, Турции, Китая, Америки и Кении – приехали в Россию, чтобы учиться в Вышке. Предлагаем взглянуть глазами иностранцев на Москву и жителей нашей страны, узнать, какие слухи о России ходят за рубежом, и понять, что же подталкивает иностранных гостей получать образование в нашем университете
Учеба до Вышки
Tim Kemp, 35 лет, США (Калифорния)
«Я был студентом колледжа «Wehaton» в Чикаго. Это небольшая школа на 2000 студентов. Я закончил колледж в 2003 году по образовательной программе «Бизнес и Экономика». Затем работал в течении 10 лет: руководил различными строительными проектами. Также я был в Армии Соединенных Штатов».
Odoyo Kephas, 40 лет, Кения (Кисуму)
«Я закончил Университет в Восточной Африке, Baraton».
Miradil Saidin, 28 лет, Китай (Синьцян)
«Закончил среднюю и старшую школу в Синьцян. Затем я поехал в столицу Малайзии – Куала-Лумпур. Там я проходил обучение по программе английского языка в течении года. Затем я бросил эту программу по некоторым причинам и остался дома на время. После этого я продолжил обучение по программе «управление бизнесом». Далее я переехал в Турцию и продолжил учиться в “Istanbul Şehir University” в Стамбуле по другой образовательной программе. После того, как я получил степень бакалавра, поступил в Москву на Большие данные в системотехнике».
Kaan Burak Sener, 24 года, Турция (Измир)
«Я учился в Университете Измира, в моем родном городе. Получил степень бакалавра по программе «разработка программного обеспечения». Есть несколько различий между моим предыдущим университетом и ВШЭ. Когда приехал сюда, я не знал системы, по которой мы учимся: например, в Турции у нас были только семестры, а в Вышке – модули. Система оценок также различается. Если сравнивать мой предыдущий университет и ВШЭ, конечно, Вышка лучше».
Benjamin Thorpe, 31 год, Великобритания (Эксетер)
«В настоящее время я все еще учусь в Университете Ноттингема в Великобритании».
Почему Россия
Tim: «Во-первых, у меня есть две сестры, которых удочерили мои родители, когда им было десять лет. Мои сестры – дети-сироты из Санкт-Петербурга. Их зовут Маша и Вера. Сейчас им около 20-ти. Маша замужем за американцем, а Вера работает в Чикаго.
Во-вторых, моя семья иммигрировала в Соединенные Штаты после Октябрьской революции 1917 года: они бежали через Азию в Соединенные Штаты в начале 1920-х годов, поэтому в моих жилах течет еще и русская кровь. Моя бабушка и сестры бегло говорят на русском языке, мама тоже немного понимает по-русски. Я чувствую Россию в своей крови, в семейной истории.
Kephas: «Первоначально я собирался учиться в Норвегии, потому что я бывал там уже несколько раз, и мне очень понравилось. Затем я подумал, почему бы мне не поехать в Россию. Это любопытно и интересно».
Miradil: «На самом деле я нашел несколько стран для получения высшего образования: Финляндия, Италия и Россия. Я выбрал Россию, потому что это одна из немногих стран, в которой преподают «большие данные в системотехнике». А мне нужна была именно эта программа. Кроме того, ВШЭ обеспечила меня стипендией и общежитием. Это очень важно для меня. Также Москва дешевле по сравнению с другими странами».
Kaan: «Я долго думал над тем, стоит ли идти в магистратуру на программу «разработка программного обеспечения». Сперва я хотел поступить в магистратуру в Соединенных Штатах. Однако условия изменились: я не мог позволить себе расходы на обучение в американских университетах, у меня не было достаточно времени, чтобы подготовиться к GRE тесту, и последнее, но не менее важное, – моя девушка рассталась со мной.
Затем я решил поискать университеты, которые находятся в России и Европе, потому что они дешевле, чем американские, и в них не требуются вступительные экзамены. Таким образом, я подал заявку в несколько университетов: в University of Gothenburg and Chalmers University of Technology в Швеции, в Lappeenranta University of Technology в Финляндии и в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в России. Заявление, которое я отправил в шведский университет, было отклонено из-за отсутствия одного документа. Остальные два университета – ВШЭ и The Lappeenranta University – приняли меня. В Вышке учебный план был намного лучше, чем в The Lappeenranta, ВШЭ наградила меня полной стипендией, а также её программа предоставляла студентам возможность получить второе высшее образование в Eindhoven University of Technology. Эти причины повлияли на мое решение о выборе университета».
Я приехал в Россию, чтобы провести исследование в архиве. Главный архив организации the Pan-European Union находится в Федеральном казенном учреждении «Российский государственный военный архив» (РГВА). Мое партнерство с ВШЭ позволило мне приехать и выполнить мою работу.
Реакция родственников и друзей
Tim: «Моя семья была очень рада, что я поехал на свою родину, чтобы изучить её культуру. Россия для американца – это уникальное, захватывающее место, наполненное традиционными ценностями и удивительным межкультурным опытом. Побывать в такой огромной и мощной стране – это честь для американца. Нас так мало здесь. Для меня каждый момент, проведенный здесь – привилегия».
Первый вопрос, возникший у моих друзей, когда я прибыл сюда: «Ты в безопасности?» Вам нужно убедить всех, что они говорят не о той России, которая есть сейчас. На самом деле, я обнаружил, что молодые люди очень дружелюбны по отношению к иностранцам. Например, когда я потерялся в метро, мне помогли – показали нужное направление. Это здорово!
Miradil:
«В Турции у меня было несколько друзей. Это очень религиозные люди. Они говорили мне, что если я поеду в Россию, то не смогу вести исламский образ жизни. К тому же, некоторые мои друзья и моя сестра говорили, что Россия очень плохая страна: везде мафия, бандиты, которые заберут мои деньги и телефон и побьют меня. Отец просто помогал мне. Он сказал: «Если ты хочешь поехать учиться куда-то, просто сконцентрируйся на своей учебе. Ты будешь в безопасности везде».
По-моему, Москва – не такой уж плохой город. Россия развивается очень быстро по сравнению с другими странами. Поэтому я думаю, что Россия – хорошее место, чтобы учиться».
Kaan: «Сначала мои родители просто помогали мне поступить в зарубежные ВУЗы. Но когда я получил пригласительные письма от the Lappeenranta и ВШЭ, они начали беспокоиться за меня, потому что я первый в своей семье, кто решил жить один в другой стране. Мои друзья на протяжении всего времени мне помогали, но в то же время они не хотели, чтобы я уехал заграницу, потому что тогда они бы начали по мне скучать».
Benjamin: «Мои родители немного переживали, отчасти из-за политической напряженности, но по большей части потому, что я поехал зимой. Они представляли себе три метра снега и температуру -30°C каждый день – еще один стереотип о России теперь разрушен».
Стереотипы о России
Benjamin: «Так как я не говорю по-русски, я был немного обеспокоен тем, что не смогу найти людей, говорящих по-английски. К счастью, этот стереотип оказался по большей части необоснованным».
Tim: «В моей семье есть русские, поэтому я был достаточно хорошо подготовлен к поездке в Россию. Во-первых, россияне говорят исключительно то, что они думают – у американцев есть «фильтр».
Мы думаем и стараемся сделать так, чтобы все, что мы говорим, было правильно воспринято человеком. У Россиян нет «фильтра» политкорректности, они говорят только то, что думают.
Однако, и сам русский язык очень суров для слуха американца. Простой вопрос русского человека, который не знает английского, может звучать очень требовательно и инвазивно для понимания американца.
Во-вторых, существует понятие «русский лед». Сперва россияне будут холодны к вам, не заинтересованы в том, кто вы есть. Однако как только вы разрушите этот лед, они будут чрезвычайно теплыми и открытыми с вами. Просто не ждите открытого разговора первые 3-5 минут».
Miradil: «Меня не пугал ни один стереотип. Но первое впечатление было, что люди очень грубые. Когда я спрашивал о чем-то, они просто проходили мимо. Возможно, они просто не знают английский. Последний раз, когда я хотел поехать в Ашан, то не мог найти, где он находится. Я спросил нескольких людей, но они ничего мне не ответили. К тому же, здесь не увидишь улыбок на лицах людей».
Kaan: «Существует множество стереотипов о России, но могу с точностью сказать, что большинство из них – мифы, а не факты. Говорят, что русские пьют слишком много алкоголя, особенно водку. Я был очень удивлен, когда увидел пожилую женщину в магазине в то время, как она покупала пиво и бутылку водки. С другой стороны, в моем общежитии, когда я спрашиваю моих русских друзей, не хотят ли они чего-нибудь выпить, они говорят, что не пьют ни один вид алкогольных напитков. Конечно, иногда я замечаю пьяных людей на улице, но это можно увидеть в каждой стране. Также я читал о случаях расизма, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Однако сам я с этим не сталкивался. Кроме того, я также читал, что если ты встретил полицию на своем пути, нужно постараться сменить свое направление, чтобы с ней не столкнуться».
Что шокировало по приезде в Россию
Tim: «Впервые я приехал в Россию в апреле этого года. Россия очень удивила меня.
Помню тот момент, когда я оказался за пределами аэропорта. Я стоял около Невского проспекта в Санкт-Петербурге и не мог поверить, что нахожусь в Российской Федерации. Это было для меня практически мечтой. Я немедленно пошел в Эрмитаж и провел там несколько часов.
Я застыл перед комнатой, в который был взят Император Николай II, и думал об истории моей семьи: как она изменилась с того момента. Затем из Санкт Петербурга я отправился в Москву на Сапсане. После того, как я провел в Москве неделю, мне захотелось вернуться обратно в Питер, чтобы узнать больше о России. Россия – особенное место для западного человека. Здесь есть традиционные ценности, которых нет больше нигде в мире. Я очень ценю русский взгляд на мир».
Kephas: «Меня удивил ошибочный стереотип о России, потому что до того, как я приехал сюда, я услышал множество ужасных историй. Например, я слышал, что здесь много бандитских группировок, которые не любят иностранцев и тому подобное. Мои родственники и друзья очень беспокоились за меня. Однако с того момента, как я приехал сюда, я совершенно уверен, что Москва – один из самых безопасных городов мира. Я чувствую себя в безопасности, когда иду ночью домой. Это меня приятно поразило».
Miradil: Я был в шоке, что так мало людей говорит по-английски в Москве. Я думал, что раз Москва – столичный город с большой долей иностранных жителей, то многие люди хорошо владеют английским. Но я был разочарован тем, что многие таксисты, полицейские и большинство жителей не говорят по-английски.
Во-вторых, привычка выпивать. Люди пьют в водку в общественных местах. Кажется, будто они пьют водку вместо воды. Возможно, пришло время задуматься о том, как влияет употребление алкоголя на детей, которые это видят на улице.
В третьих, во второй день моего пребывания в России я хотел купить сигареты и искал магазин. Но целый день не мог его найти. Я был в нескольких странах до этого, там магазины и супермаркеты имеют отличительные знаки, чтобы каждый мог их заметить. Но в России у магазинов не достаточно внешних витрин для того, чтобы можно было распознать магазин. К тому же, все вывески на русском, нет обозначений для иностранцев. Это удивляет».
Kaan: «Московское метро изумительно. В Измире у нас тоже есть метро, но оно состоит лишь из одной прямой линии, и поезда приходится ждать как минимум три минуты даже в час пик. Во-вторых, до своего приезда в Москву в интернете я прочитал много постов о России. Они гласили, что русские похожи на лед: они не улыбаются, ведут себя строго и никому не помогают. Однако в день, когда я прибыл в Москву, у меня не было соединения с интернетом и я не знал, как добраться до общежития. Это был ужасный момент. Но после того, как я вышел из Метро, я решил попросить кого-нибудь помочь мне добраться до места. И один парень, который шел в другую сторону, поменял свое направление, чтобы помочь мне. Он довел меня до общежития и просто сказал: «Пока!». Я сказал: «Позволь мне купить что-нибудь для тебя». Но он ответил: «Нет, нет, спасибо большое». Он спас мой день и помог мне понять, что большинство этих ужасных историй о России просто стереотипы!»
Benjamin: «Я был в шоке от самых необыкновенных проявлений гостеприимства от незнакомых мне людей. Я часто чувствовал себя удачливым и очень благодарным, когда люди, видя, как я не могу справиться с чем-то, меняли свой путь, чтобы помочь»,
Русская кухня
Tim: «Я не очень люблю русскую кухню, но обожаю борщ. Я могу все время его есть, это мое любимое блюдо в России. Тем не менее, я не фанат русской кухни».
Kephas: «Удивительно, но русская еда такая же, как и у меня дома: обычно я покупаю рис и фасоль в супермаркете. Но я скучаю по свежим овощам, рыбе из озера и, самое главное, по Ugali. Ugali – это хлеб, сделанный из кукурузной муки. Он очень вкусный. Однако настоящей русской традиционной кухни (борщ, блины и другое) я еще не пробовал».
Miradil: «Я люблю узбекский плов в России. Я еще не пробовал национальную русскую кухню. Я готовлю сам каждый день, поэтому у меня нет времени для экспериментов».
Kaan: «У меня не было возможности попробовать русскую еду. Я ел только борщ и сырники. Большую часть времени я ем в McDonald’s и KFC, но я очень хочу попробовать новые русские блюда».
Benjamin: «Безусловно! Особенно я люблю гречку, которую мы не часто едим в Англии. Я также очень ценю в Москве международную кухню стран – бывших советских республик. Неподалеку от архива находится один грузинский ресторанчик, в обеденное время я исследовал его меню!»
Русские vs. Жители твоей страны
Tim: «В отличие от россиян, американцы меньше ориентированы на общество, на семью. Они по большей части индивидуалисты. Американцы – авантюристы, они считают, что могут достигнуть все, что захотят. Мы считаем, что каждый человек в любой стране мира должен иметь те же возможности, что и мы».
Kephas: «Существует одно различие между русскими и кенийцами. Как правило, западные люди не такие социальные. Вы можете жить по соседству, но не знать своего соседа. В Кении в целом мы очень социальные. Мы можем знать каждого человека в здании, в котором живем. Мы едим вместе, общаемся, социализируемся. Но этот феномен существует не только в России. В некоторых европейских странах такая же ситуация».
Miradil: «Стиль жизни в России и Китае очень разный. В Китае богатые люди тратят деньги на бессмысленные вещи, в то время как бедные не могут позволить себе купить хлеб, чтобы утолить голод.
В Китае люди не соблюдают многие правила общественного порядка, а в России люди ведут себя очень хорошо, например, в метро. Они дисциплинированы. Когда они поднимаются вверх по эскалатору, люди стоят по правую сторону и не мешают подниматься тем, кто спешит, слева. В Китае не так
В студенческой жизни мы тоже очень отличаемся друг от друга. В Китае у студентов нет времени на развлечения, а в России жизнь студентов сбалансирована. Вдобавок, Россия развивалась очень быстро в начале 20-го века, в то время как Китай быстро развивается в настоящее время».
Kaan: «Первое различие: русские девушки очень красивые. Второе, большинство российских граждан хорошо образованы. Например, когда я разговаривал с моей русской подругой, она сказала, что её бабушка – инженер. Я был очень удивлен, моя бабушка не могла закончить и среднюю школу. К сожалению, 60 лет назад в Турции у девушек не было много возможностей для обучения, их родители находили девушкам подходящих мужей для вступления в брак, вместо того чтобы отправлять их в школы».
Benjamin: «Я не хотел бы делать национальные обобщения. Кроме того, я не встретил достаточное количество россиян, чтобы качественно все оценить».
Что не нравится в россиянах
Kaan: «Россияне тратят слишком много воды. Например, однажды один из моих соседей открыл кран с водой в ванной, вернулся в свою комнату и начал что-то делать в течении пяти минут. А вода из крана продолжала течь. Затем он вернулся в ванную опять, помыл руки и закрыл кран. Он потратил более 50 литров воды на мытьё рук. Если бы парень из Африки был рядом в тот момент, он бы попытался его убить. Всем известно, в некоторых частях Африки люди не могут найти и капли воды».
Независимо от того, что делает «Почта России», это требует ужасно много времени. Однажды я около часа ждал в очереди, хотя работали три окна, когда все, что я хотел сделать – это послать открытку!
Tim: «Россияне всегда торопятся. Жизнь в Москве слишком быстрая. Я привык к жизни в Калифорнии, там все движется немного медленнее. Москва – очень напряженный город, а я привык к медленному темпу жизни и постоянному солнцу. Без солнца и океана я, как правило, впадаю в депрессию».
Kephas: «Я не люблю людей, которые много пьют. Вообще, не могу сказать, что мне не нравится, потому что я редко выхожу на улицу. Обычно я предпочитаю оставаться дома после занятий. Почему? Просто на улице слишком холодно. Но я люблю наблюдать, как падает снег, находясь при этом дома. Думаю, Москва слишком холодная. По сравнению с другими Европейскими странами, это ужасно холодно».
Miradil: «Люди слишком грубые».
Планы на будущее
Tim: «Я стараюсь наслаждаться временем в России настолько, насколько могу: заводить новых друзей, расширять свой взгляд на мир. Однако я хочу вернуться в Калифорнию и продолжить работать по профессии. Надеюсь, что в России я встречу по-настоящему замечательного человека, с которым смогу продолжить свою жизнь».
Kephas: «Мой план №1 – выучить русский язык. Я чувствую себя обделенным, потому что не могу общаться. После этого я начну писать докторскую здесь. Моя докторская может быть и на русском языке, потому что здесь действительно хорошие преподаватели и мой класс очень интенсивный и экстенсивный. Я изучаю народонаселение и развитие. Это включает в себя множество исследований, расчетов и математики».
Miradil: «Нет, я не хочу оставаться в России. Во-первых, слишком холодно. Во-вторых, я не люблю этот образ жизни. Я имею ввиду, что люди здесь только и делают, что ходят на работу. Нет мест для развлечений, мало баров и клубов. Но, возможно, я еще слишком мало здесь нахожусь, поэтому не знаю, как найти такие места. Мой план – поехать в другие страны, например, в Австралию, после того, как я закончу обучение в Вышке. Но все может измениться, если я найду девушку и она захочет остаться здесь».
Ранее у меня не было цели остаться в Москве после того, как я закончу Вышку. После мои планы на будущее стали меняться. Например, если я найду работу в «Яндекс», я смогу остаться в Москве еще на два года
Kaan: Тем не менее, после того, как Правительство России ввело санкции против Турции, у гражданина Турции нет возможности устроиться на работу в России.
Поэтому я планирую найти работу в Европе, Скандинавии или Соединенных Штатах. Я не хочу становиться академиком, поэтому я не заинтересован в получении докторской степени. В будущем я очень хочу поехать в США, потому что Америка – лучшее место для работы инженеров программного обеспечения. Возможности в США намного лучше, чем в Турции, России и даже Европе».
Benjamin: «В конце моего путешествия я вернусь в Ноттингем, чтобы получить PhD. Но я был бы рад вернуться сюда. Архив, в котором я работал, достаточно большой, чтобы оправдать мое возвращение. Надеюсь, я скоро вернусь!»
Текст: Екатерина Бороздина
Фото:Ксения Филимонова