ФРЭ. Cовсем не страшные три буквы
ФРЭ. А Вам о чем-то говорит эта аббревиатура? The Вышка пообщалась со стипендиатом Фонда Русской Экономики Татьяной Смирновой о втором образовании, перспективах после учебы и структуре фонда
О себе
Родилась, выросла и жила до 23 лет в Санкт Петербурге. Уже год я живу в Москве, а до этого столько же училась в Бостоне. Мне нравится в Москве, потому что я обожаю гулять по городу в свое свободное время и разглядывать архитектуру, а здесь много потрясающих мест.
По образованию я психофизиолог. Мне всегда было интересно все, что связано с тем, как работает мозг и наше сознание. Именно поэтому наука занимает достаточно большую часть в моей жизни.
В данный момент я получаю второе образование в ВШЭ, вторая магистратура, психологическая. Уже 2 года я работаю тренером и активно развиваю проект, посвященный личностному росту и повышению эффективности, помогаю девушкам достигать их целей.
ВШЭ
Второе образование я решила получать, потому что мне хотелось поменять профиль на что-то, связанное с психологией, причем мне нужна была именно практикоориентированная программа. Психофизиология – это как раз более научная специальность. Я думаю, что решающим фактором при выборе Вышки стала ее репутация как современного университета, ориентированного на то, какие специалисты актуальны именно сейчас для общества. Мои Вышкинские друзья много рассказывали мне о создании новых программ в их вузе, о том, как ценятся выпускники на рынке труда, и как им легко найти работу благодаря полученным навыкам. И это было именно то, что я хотела. Поступление прошло очень легко. Я выиграла олимпиаду, которая проводится по всем магистерским специальностям (в моем случае это была олимпиада по измерениям в психологии).
Для тех, кто хотел бы пойти по тому же пути, я бы в первую очередь посоветовала подумать: «Зачем тебе это надо?». Если ты не понимаешь, что ты хочешь получить от этого образования помимо места в общежитии квартирного типа, потом оно мало чем сможет тебе помочь
Я вообще считаю, что у всех студентов должна быть цель, им важно знать, что в будущем они будут делать со своим дипломом и полученными знаниями, им нужно самим учиться, а не ждать, когда к ним «сами придут и сами все предложат».
На своей программе я получаю определённые теоретические знания из области психологии, которые я могу использовать в своей работе. Так как моя основная деятельность – составление тестов и измерительных инструментов, то для меня очень важно, чтобы мое дело действительно приносило людям пользу.
Помимо учебы, значительную часть моего времени занимает проект. Несмотря на то, что это очень кропотливая работа, я люблю свое дело и не воспринимаю его как утомительную работу. Помимо этого я работаю в исследовательских центрах (куда устраивают всех магистров), занимаюсь самообразованием online.
Если сравнить с моим опытом длительного обучения в США, то можно отметить, что Вышка внедрила много эффективных элементов американского образования (поддержка студентов, мотивация, практика общения студента с преподавателем, чего мне не хватало в СПбГУ, например).
ФРЭ – совсем не страшные три буквы
Фонд Русской Экономики – это платформа для личностного и профессионального развития предпринимательского мышления среди молодежи. Это сообщество, где проводятся различные мероприятия, лекции, мастер-классы, каждому стипендиату дают ментора для развития в выбранной сфере, и выделяется стипендия.
Когда я вернулась из Штатов, мне было достаточно сложно в среде российского студенчества, потому что уровень амбиций и открытости гораздо ниже
Несмотря на то, что я училась в Сколтехе, который тоже устроен по американской модели, все равно у меня произошла очень резкая смена обстановки. Поэтому я искала сообщество. Все остальные вещи, которые фонд предлагает, например, менторство, были мне менее интересны. Я их рассматривала как приятные бонусы. Мне не хватало именно сообщества, и то, что я искала, я получила.
Счастливая случайность
Поступление прошло очень интересно. После возвращения из Америки, я прожила лето и кусочек осени в Москве, потом я должна была опять ехать в Америку на работу в лабораторию. Как раз в конце этого периода, прямо перед моим отъездом, я совершенно случайно увидела чей-то репост. Это был то ли последний день, то ли день после дедлайна подачи заявок. Я подумала, мало ли, мне повезёт. Я заполнила заявку минут за 20, отправила, написала Кате Кононовой, которая руководит приемом новых стипендиатов. Она отказала и объяснила, что теперь только на следующий год. Но каким-то чудесным образом мою заявку рассмотрели, и я прошла во второй тур, а потом и в финал. Я помню, что я летела в Америку до объявления результатов финалистов. На следующий день я должна была выступать на бизнес-конкурсе, презентовать свой проект.
Я стояла и читала свою речь, когда мне пришло письмо: «Поздравляем, вы стали стипендиатом!». Но все самое интересное началось уже весной, после моего возвращения в Россию.
В отличие от стипендии Потанина, Фонд – это действительно сообщество. Все новые стипендиаты сразу же в него интегрируются. Позже я вошла в Совет стипендиатов. Это те стипендиаты, которые ведут какие либо проекты. В данный момент я занимаюсь Школой успеха (профориентационная программа для школьников и образовательная программа для новых стипендиатов).
После определенного времени, проведенного в ФРЭ, подтвердилось, что менторство – это очень крутая вещь, потому что я познакомилась со своим потрясающим бизнес-тренером Кириллом Красновым. В общении с людьми он умеет показать свою заинтересованность в тебе, внушить тебе твою важность, а это очень важно для продуктивного общения. Я учусь, глядя на него, каждую секунду.
О людях, ценностях и команде
Самая большая ценность в ФРЭ — это внимание и открытость к твоим идеям. У меня достаточно специфичная деятельность, которая к тому же не очень принята в российском обществе. В Фонде мне нравится интерес, с которым люди реагируют на мой род деятельности, что редко встретишь в России: здесь люди обычно сразу же начинают с негатива. Многие считают подобную реакцию в американском стиле лицемерием, но это и есть современная коммуникация.
Фонд в первую очередь – это люди. В отличие от университета, фонд гораздо ближе к реальной жизни. Здесь работа и общее дело переплетаются с общением. И в итоге мы получаем то самое «сообщество».
Одиннадцатиклассникам советую прийти в Школу Успеха при Фонде Русской Экономики, потому что весной мы сделаем более бизнес-ориентированную программу со школьными проектами. По предыдущему набору я заметила, что то, какие проекты придумывают старшеклассники сейчас, – это проекты того уровня, которые мы могли придумать на третьем курсе. На мой взгляд, это необходимо развивать.
Для всех, но не для каждого
Студенты, которые хотят попасть в ФРЭ должны четко понимать, зачем ты туда идешь. Советую пообщаться со стипендиатами, посмотреть на людей, которые и определяют это сообщество, ведь фонд – это в первую очередь люди. Если ты общаешься с человеком и понимаешь, что тебе это не нравится, то, конечно, не стоит туда поступать. Это как с работой. Люди на собеседовании забывают о том, что не только их оценивают, но и им нужно оценить, подходит ли компания. То же самое с университетами. Стоит поговорить со студентами, успешными выпускниками, людьми, которые уже реализовались и посмотреть, что там на самом деле происходит с человеческой точки зрения.
Не нужно ориентироваться на брошюры. Только человек, который действительно находится в этом, может рассказать подходит ли это тебе.
При поступлении быть собой. Здесь это очень важно, потому что можно научиться проходить собеседования, писать блестящее резюме, но а что потом? Это локальный выигрыш. Ты можешь выиграть битву, но проиграть войну. Ты поймёшь, что ты в окружении совершенно не тех людей.
Не пытайся подстроиться под окружающую среду.
Текст и фото: Виктория Мазитова