Студент, блогер, либертарианец
Егор Жуков — студент факультета политологии, видеоблогер и либертарианец. На его канале на Youtube больше 30.000 подписчиков. Поговорили с Егором и узнали, что он думает о Навальном, почему придерживается именно либертарианской позиции и за что не любит социализм.
Интерес к политике и блог
Конкретный момент, когда я начал всерьез интересоваться политикой, выделить довольно сложно. Помню, во время митингов 2011-2012 гг. я писал своим друзьям, что Навальный — это западный агент и что США хотят развалить Россию, а те люди, кто сейчас выходит на митинги, просто не придерживаются каких-либо четких взглядов. Потом, в десятом классе, я стал все больше и больше интересоваться конкретными политическими процессами, а после митингов 26 марта, организованных Алексеем Навальным, целиком и полностью погрузился в нынешнюю политическую повестку.
Идеи создания собственного блога о политике появлялись у меня уже очень давно, но я все не решался их воплотить в реальность. События 26 марта подтолкнули меня к реализации. К тому же, прошлым летом Алексей Навальный объявил конкурс видеоблогеров (необходимо было еженедельно вести канал о политике. В сентябре оппозиционер должен был выбрать наиболее понравившийся). Я захотел поучаствовать, но в итоге какие-то криворукие люди эту заявку просто-напросто не добавили, и поэтому меня даже не было в списке. Я не особо расстроился, так как меня не интересовал сам денежный приз, намного важнее было получить сторонников и какое-то влияние, а эти вещи дал мне сам факт создания блога. В самом начале немного пугала мысль о том, как набирать первых подписчиков, но в итоге на помощь пришел алгоритм Youtube: я просто делал качественный контент, периодически ставил теги, и люди сами начали подписываться, так как им была интересна эта тема. За первые два месяца я набрал около 5 тысяч подписчиков. Ролики выходили по графику, правда, потом у меня были периоды, когда я мог месяц ничего не выпускать, потому что у меня совсем не было времени.
Учеба на факультете политологии в НИУ ВШЭ
В Вышку я поступил по Всероссийской олимпиаде по обществознанию. В целом факультет мне нравится, пожалуй, он лучший на российском рынке, но нельзя сказать, что там все идеально. Есть, например, несколько предметов, необходимость которых для политологов неочевидна, но они все равно остаются в расписании. Скорее всего, это остаток советского прошлого, эдакой убежденности в том, что любой специалист должен быть всесторонне развит. Я сейчас окончил второй курс и могу сказать, что 60% университетского материала я уже более-менее знал из-за того, что до этого активно готовился к олимпиадам. Вышка претендует на место университета, в который стремятся многие олимпиадники, и поэтому хотелось бы, чтобы было больше материала, который ты нигде до этого не слышал. Возможно, для новых курсов политфака эта проблема уже решена, я не изучал их учебные планы.
Забавно, но я мало где встречал таких аполитичных людей, как на факультете политологии. C одной стороны, это, наверное, и хорошо, потому что политолог и политик — это разные вещи и для того чтобы быть хорошим социальным исследователем нужно не вариться в этом, а смотреть на ситуацию со стороны. В принципе, есть небольшое количество и тех, кто активно интересуется политикой. Какую-то главенствующую идеологию выделить сложно. У нас есть леволибералы, например. На мой взгляд, это связано с тем, что на факультете учатся представители меньшинств. Но среди них также есть и те, кто поддерживает идеологию либертарианства, потому что, пожалуй, именно либертарианство решает проблемы меньшинств (и не только их) куда лучше любого левачества. Закостенелых ватников у нас нет, правда, есть те, кто поддерживает политику Путина, но их меньше трех человек на курсе.
Либертарианство, Светов и ЛПР
Во время подготовки к олимпиаде я познакомился с такой политической идеологией как либертарианство. В тот момент меня привлекла идея радикальной свободы, учение о том, что ты не применяешь насилие к человеку и его собственности, а в остальной перспективе можешь делать все, что хочешь. Наиболее популярная версия либертарианства основана на принципе самопринадлежности, то есть идее о том, что человеку принадлежит полное право на его тело. Из этого вытекают и основные принципы: неприкосновенность частной собственности, запрет на насилие. В дальнейшем я структурировал свои взгляды и могу сказать, что сейчас поддерживаю либертарианство на утилитаристских основаниях, а не естественно-правовых. Естественные права должно гарантировать нечто внешнее, но, как говорил Сартр, цитируя Достоевского, если Бога нет, то все дозволено. Без религиозных оснований доктрина естественного права несостоятельна.
Что касается Либертарианской партии России, то у меня есть с ней контакты, но я бы не сказал, что общаюсь с Михаилом Световым часто. Мы виделись вживую несколько раз, у нас был один небольшой конфликт, но он сейчас уже забыт. Я больше пересекался с Михаилом Пожарским (публицист, член Либертарианской партии — прим. The Вышки), Григорием Баженовым (кандидат экономических наук, научный сотрудник экономического факультета МГУ, член Либертарианской партии — прим. The Вышки), знаком с людьми из главного совета. Пока я не намерен вступать в какую-то партию, но если бы в этом была острая необходимость, то выбрал бы именно Либертарианскую, потому что она сейчас начинает набирать силу в обществе, организует мероприятия и становится именно тем механизмом, который внушает доверие.
Почему социализм и левые взгляды не работают
Как говорил один из моих любимых политических американских блогеров Стивен Краудер: «Со временем главным врагом социализма становится реальность». Именно та реальность, в которой общество разделяется на людей, которые усердно работают, и людей, которые ленивы, но постоянно думают, что им все вокруг что-то должны. Они утверждают, что богатые люди их угнетают. Однако, если ты глуп и ленив, то это только твои проблемы, а не тех, кто, в отличие от тебя, чего-то добился.
К тому же, широкое вмешательство в экономику под предлогом увеличения финансирования социальных программ гарантированно подрывает предпринимательскую инициативу. Расширение социальных программ увеличивает количество тех, кто считает, что кто-то обязан о них заботиться. В итоге в обществе становится меньше предпринимателей и больше нахлебников, а это очень сильно подрывает экономику.
Действующая власть
С либертарианской точки зрения власть хороша, если она не вмешивается в жизнь общества. Мне не нравится любая ныне существующая государственная модель, но если говорить о российском правительстве, то его вмешательство очень сильно: почти 70% экономики контролируется государством, еще у нас отвратительное трудовое законодательство в совокупности с громадными налогами, плюс вот сейчас собираются повышать НДС. К тому же, сейчас обяжут платить налоги и самозанятых, а у нас половина населения работает сиделками или репетиторами.
Власть сама себя топит без оппозиции: придумывает новые законы и реформы, которые вызывают раздражение у населения. Спасибо, что хоть налога на воздух пока нет.
Навальный и русская оппозиция
По-настоящему сильная оппозиция в России сейчас отсутствует. Даже если она не сможет придумать ничего конструктивного, то до окончания срока Путина все равно случится русский бунт, нужен только повод, нечто похожее на Кемерово. Я думал, что он начнется после того, как сгорел ТЦ «Зимняя вишня», но глубоко ошибался. Возможно, если бы нечто похожее произошло в Москве, бунт случился бы уже сейчас.
Что касается Алексея Навального, то я в нем довольно сильно разочаровался. Алексей – огромный молодец, и именно благодаря нему у оппозиционно настроенного населения в марте прошлого года появилась надежда на изменения. Однако сейчас он совершает очень много необдуманных действий, не слушает чужие идеи. Его рейтинг неустанно падает. Даже когда он был националистом, доверие к нему не было настолько низким, потому что многие попросту не воспринимали его всерьез. Есть в нем и некоторая доля вождизма, против которого он так активно восстает. Но главная претензия состоит в том, что Навальный знает только одну форму протеста — несанкционированный митинг. Однако от постоянных митингов люди устают, и результатов они не приносят. Взять вот хотя бы 5 мая: совершенно бессмысленное мероприятие, на которое пришло в 3 раза меньше людей, чем на все остальные, да и к тому же ОМОН в тот день был особенно жесток. И ради чего все эти жертвы? «Медуза» и «Дождь» запостили фотографии людей с плакатами, и было множество задержаний, но это снова оказалось безрезультатным. Нужны иные формы протеста, но Навальный знает только про митинги.
Он начал компанию «Пенсия.орг», где каждый может поставить подпись против закона о повышении пенсионного возраста. Здесь также есть призыв голосовать против тех, кто поддержал пенсионную реформу. С одной стороны, это правильно, но, с другой стороны, Алексей противоречит сам себе, потому что до этого он призывал бойкотировать любые выборы.
И еще прекрасно видно, что у человека явно проблемы с матчастью: он не разбирается во многих политических тонкостях. Даже если посмотреть его интервью с Ксенией Собчак, я говорю о ней сейчас не как о политике, а как о журналисте, то она его просто уничтожила. Вот именно в тот момент я и перестал быть «навальненком».
Современные политики
Из российских политиков я никому сейчас, пожалуй, не симпатизирую. Что касается западных политиков, то тут мне в некоторой степени импонируют Рэнд Пол, Тед Круз и, c большой натяжкой, Дональд Трамп. Вот только недавно последний снизил корпоративный налог с 39 процентов до 21 – очень либертарианская мера. В принципе я бы, может быть, даже проголосовал бы за него, будь я американцем, потому что, во-первых, видно его стремление дерегулировать американскую экономику, а, во-вторых, он не поддерживает финансирование позитивной дискриминации и других левых мер, которые так любил Обама. Однако и Пол, и Круз, и Трамп негативно относятся к абортам и ЛГБТ, что, конечно, не может не огорчать.
Меня расстраивает, что сейчас почти нет настоящих либертарианских политиков даже на западе. Взять того же самого Гэри Джонсона, который баллотировался на пост президента США в 2016 году от Либертарианской партии: ведет себя словно клоун, знающий о либертарианстве только понаслышке. Несмотря на то, что он мало знаком с либертарианской позицией, он занял третье место, потому что выбор между Хиллари и Трампом — это как выбор между двумя стульями.
Взгляды в семье
Мама у меня была всегда более-менее оппозиционна по отношению к нынешней власти, папа реагирует более сдержанно. Моя бабушка поддерживает советскую власть, но тут уж ничего не поделаешь: дедушка работал в госорганах при Советах, поэтому бабушка особых трудностей не знала.
Интернет-поколение
С одной стороны, интернет — это здорово, потому что он позволяет узнать правду, будущее вообще сейчас за интернет-блогерами, но, с другой стороны, есть множество минусов. Сейчас люди начинают воспринимать лайк, поставленный мему в «Лентаче», как что-то значимое, и интернет их усыпляет. Кстати, именно отчасти благодаря мемному ореолу Навального стали поддерживать молодые люди, но в итоге он не проявил себя в качестве хорошего политика, который может удерживать людей.
Интересная история произошла и с Телеграмом: круто, что Павел Дуров смог сам обойти блокировку, но тем самым начинающиеся протесты в защиту свободы слова очень быстро затихли, даже не успев разгореться.
Есть большое количество людей, которые понимают, что сейчас творится в нашей стране, но столичные технологии их усыпляют: бесплатный wi-fi в метро, каршеринг, велосипедные дорожки отвлекают думающую часть населения от реальных проблем, создавая иллюзию сытости, в то время как за 100 км от Москвы людям элементарно нечего есть.
Дальнейшие планы
Сейчас я пока не вижу смысла снимать ролики только о политике и, скорее всего, буду освещать и другие темы. Люди, которые и так понимают провальность режима Путина, уже обо всем осведомлены, нет смысла лишний раз напоминать им о коррумпированности. Сейчас я вот выпустил ролики о социализме в Скандинавии, о гомофобии в 2018 году. В будущем, может быть, расскажу о других политических идеологиях. Я жду «черного лебедя» (теория, рассматривающая масштабные и внезапные явления, которые кардинально меняют ход истории — прим. Thе Вышки). Сложно будет выдумать новый формат для блога, потому что я не снимаю влоги и не устраиваю челленджи. Будут меняться подходы: в видео о Скандинавии я вставил больше источников, например.
Если история с пенсиями и НДС не приведет к русскому бунту, о котором я уже говорил раньше, то мне очень близок сценарий, который случился в Сербии в 2000 году. Там ребята за 2 года до выборов создали молодежное движение «Отпор», которое работало по методике ненасильственного сопротивления. Я бы хотел работать над созданием чего-то подобного, но сейчас, думаю, этим пока рано заниматься, ведь с момента выборов прошло всего лишь 4 месяца. Можно перестараться, и люди к моменту новых выборов уже забудут про движение. Здорово, что тогда в Сербии им удалось выдвинуть единого оппозиционного кандидата на выборах. На самом деле, если для того чтобы победить Путина, нужно объединиться, я готов сотрудничать и с «Левым фронтом», и с КПРФ, а после победы над режимом уже на честных выборах люди решат, кто будет у власти.
В старшей школе я поспорил с другом на 500 рублей, что стану президентом, но сейчас надеюсь, что к тому моменту, когда мне можно будет баллотироваться, глава страны не будет играть такую большую роль в судьбе страны, как сейчас. В таком случае мне бы хотелось развиваться с либертарианской идеологией, взять большинство мест в парламенте и начать полномасштабные изменения по уменьшению государственного регулирования и переходу к полному невмешательству в частную жизнь человека.
Совет политической молодежи
Главное — не проспать момент. Можно пока заниматься проблемами своего района или перед выборами вступать в движения типа «Отбора», но сейчас не стоит пытаться делать что-то крупное. Когда же наступит тот самый «черный лебедь», необходимо проявить себя и доказать всем, что ты хочешь и можешь менять страну к лучшему.
Текст: Дарья Новичкова
Фото: Матвей Рахматуллин
Редактор: Константин Валякин