Не текстом единым
Они не заканчивали курсов литературного мастерства и пока не рассчитывают на многомиллионный тираж. Однако уже сделали то, что выделяет их из сотен других авторов, пишущих «в стол», — решились на издание собственной книги. The Вышка пообщалась с авторами, чьи мысли теперь реализованы на бумаге.
Роман Ермаков
Студент факультета мировой экономики и мировой политики
Автор поэтического сборника «Памфлет»
Предыстория
Я пишу стихотворения около четырех лет, начал еще в школе. Сразу взялся за философские темы, рассуждал о жизни. В исполнении семнадцатилетнего подростка это выглядело нелепо, но я захотел развиваться именно в этом направлении. Принялся за совершенствование слога, по большей части это приходило само — с практикой. Еще читал много стихотворных сборников, особенно английских романтиков: Байрона, Томаса Мора.
Когда поступил, решил свое увлечение не бросать, хоть университетская жизнь и требует много времени. Теперь почти не пишу на бумаге, все больше — в телефонных заметках. Конечно, есть и положительные моменты: интересные темы стали шире, а материала — больше.
И вот однажды я понял, что логичным продолжением моего творческого пути станет издание книги, как некий итог этого периода творчества.
Идея
Наверное, главный посыл книги — протест против сухости. У нас сейчас очень много требовательного сухого общения, академического письма. Поэтому я хотел найти какую-то романтику в том, что нас окружает
А вдохновляли меня мои друзья и знакомые. С кем-то общаюсь и сейчас, с кем-то уже давно не контактирую, однако эта книга вся о людях.
Работа над книгой
Первый этап — это концепция книги, ответ на вопрос «Что я хочу изложить?». Потому что неинтересно просто сделать сборник, накидать стихотворений в любую книгу можно за пять минут. Необходимо было донести какую-то законченную мысль, потом уже найти форму выражения этой концепции и понять, чего именно я хочу.
Писать сам текст было сложно. Не сложно издать — это уже приятные мелочи: редактировать, выбирать обложку. Это пять процентов всей работы. Девяносто пять процентов приходится на написание связного текста
В процессе верстки порой находился в тупике, думал, как сделать переход, как совместить два отрывка. Что-то приходилось убирать, что-то переделывать.
Но работа того стоила. До сих пор помню, как шел забирать первую партию на Кочновский (типография НИУ ВШЭ на Кочновском проезде — прим. The Вышка). В синей обложке с серебристым тиснением, совсем еще свежие, книги получились такие красивые! Я был очень счастлив, ехал в метро и улыбался, не мог перестать трогать и рассматривать свою книжонку.
В заключение
Бумажная печать никогда не утратит своей актуальности, потому что в любой момент телефон или другое электронное устройство может взять и выключиться. Мне кажется, изданная книга — некий показатель признания, наличия у человека таланта. Я не говорю сейчас про себя. Но если автор смог написать и издаться, то он может писать по-настоящему. Не каждому человеку это дано. Поэтому, если есть возможность издаться, это нужно сделать. Визуализируйте ваши мысли.
Повторюсь, печать никогда не уйдет. Возможно, люди сейчас меньше читают, но книг при этом меньше не становится.
Алексей Алюшин
Кандидат философских наук, преподаватель Школы Философии НИУ ВШЭ
Автор книги «Зверек человеческой породы. Автобиографические заметки»
Начало
Я получил творческий отпуск, который дается преподавателям один раз в пять лет, и задумался, как мне его использовать. Решил, что самое оптимальное — написать автобиографию. Были какие-то другие варианты — научные книги, статьи. Но к моим пятидесяти с чем-то годам назрело желание вспомнить, выразить то, что я пережил, поэтому я этим и занялся. На удивление, работа пошла очень легко. В своем доме, в доме творчества, я был совершенно отделен от всех людей. Ничего меня не теребило, и за полгода я написал целую книгу.
Жанр
Позиция, с которой я писал, — максимальная искренность. С самого начала решил ничего не скрывать, никаких белых пятен не оставлять, а писать, как все было на самом деле. Поэтому книга получилась, как ее назвали некоторые мои читатели, «превышенно искренняя». В особенности, в области описания половых отношений и моих личных недостатков.
Я написал автобиографию, потому что, по моему мнению, каждому человеку, дожившему примерно до тридцати пяти лет, то есть до своего пика, есть что рассказать. Как раз жанр автобиографии, причем, подчеркиваю, малоизвестных людей, не знаменитостей, на мой взгляд, наиболее перспективный. Главное здесь — не пытаться что-то затушевывать, это сразу будет видно.
Издание
Издательство «Алетейя» мне подсказал человек, который имел там связи, ведь, чтобы опубликовать книгу в хорошем издательстве, надо все-таки иметь какие-то контакты. Так просто с нуля прийти куда-то и добиться своего намного сложнее. К сожалению, «Алетейя» располагается в Петербурге, и поэтому приходилось переписываться. К тому же, это удовольствие для малоизвестных авторов не бесплатное.
На последней стадии действительно возникли сложности. В издательстве посчитали, что книга закончена, а я хотел еще над ней поработать. Возник своего рода конфликт, пришлось вести напряженную переписку. В итоге все завершилось благополучно — книгу издали.
Впечатление
Это было приятно. Но такой у меня характер — мне делается совершенно неинтересным отработанный материал, как только я заканчиваю над ним работать. Я об этом забываю, мысли переносятся на что-то другое.
Как только книга была опубликована, интерес я к ней потерял
Какой-то момент удовольствия, длящийся, может быть, день, безусловно, присутствовал. Я перелистывал книгу, какие-то фрагменты перечитывал, вспоминал, как писал их, но потом я больше ее не открывал.
Надежда
(имя изменено по просьбе героини)
Студентка НИУ ВШЭ
Автор детских сказок
Общее дело
Сочиняю я с раннего детства и особенно люблю добрые и волшебные истории. Давно пыталась написать что-то такое, но то не хватало времени, то быстро теряла интерес. Идея этой сказки пришла ко мне во сне, и воплотила я ее очень оперативно — утром текст был уже написан. Так, с легкой руки, появилась первая сказка, посвященная дружбе и борьбе со своими страхами. Потом и остальные — для конкурса «Новая детская книга». В шорт-лист моя работа так и не прошла, но получился неплохой и довольно объемный текст, готовый к реализации. Поэтому мы с родителями решили, что книга должна увидеть свет.
Но, как оказалось, написать текст — это еще полбеды. На личном опыте мы убедились, как сложно собрать деньги. Несмотря на старания моей мамы, суммы, пожертвованной пользователями краудфандингового ресурса «Бумстартер», оказалось категорически недостаточно. Однако, нам сказочно повезло — благодаря одной замечательной женщине моей книгой заинтересовалась местная ГЭС, выделившая из бюджета девяносто тысяч на печать книги в областном издательстве.
Сложности
Отправив текст в издательство, мы столкнулись с трудностью в виде федерального закона, по которому книге, написанной мною в шестнадцать лет, был присуждён возрастной ценз 18+. Эксперт открыл нам глаза на то, что (цитата) «в книге есть провоцирование опасного поведения среди детей и подростков: склонение к анорексии, суицидальному поведению, неосторожному обращению с огнем, небезопасным играм и экстремальным прогулкам». В течение нескольких месяцев мы с родителями изучали закон и боролись за каждую строку. Мы пытались, например, сохранить манипуляцию двойным смыслом глагола «планировать». У меня был эпизод в сказке, когда один из героев путается с этим словом. Эксперт оценил это как «шестнадцать плюс». Обидно, так и не смогли доказать, что про некоторые аббревиатуры можно знать детям и до двенадцати лет.
Но сейчас эта история воспринимается мной скорее как забавный, но поучительный случай, благодаря которому я стала внимательнее относиться не только к тому, что я пишу, но и что говорю.
Слава
Городок у нас маленький, да и находится в небольшом регионе, так что сразу получилось стать знаменитостью. Написали про меня в газете, даже показали на местном канале. Было немного неловко, но приятно. Книг на руках почти не осталось — половину отдала спонсорам, какую-то часть раздарила друзьям, раздала библиотекам. Радостно, что дома меня запомнили успешным автором.
Сейчас из-за нагрузки успеваю писать только рефераты, но надеюсь однажды издаться снова. Есть какой-то готовый материал, хочется сочинять еще, хоть и нет пока возможности.
Все-таки здорово в новой компании между делом сказать: «А я вот книгу издала»
Автор: Полина Зеленова
Редактор: Екатерина Воробьева
Фото: предоставлены героями материала