Один в группе не воин
О гендерном дисбалансе на гуманитарных и технических направлениях пишут и студенческие журналы, и информационные агентства, и даже официальные сайты самих вузов. Все это — следствие стереотипов о «женских» и «мужских» профессиях. Герои нашего материала рассказали The Vyshka о том, каково это — быть единственным мальчиком и девочкой в группе.
Антон
ОП «Филология», НИУ ВШЭ
Поступление
Антон изначально не планировал поступать на филфак. Это направление служило «запасным аэродромом», и им все же пришлось воспользоваться: скидка на обучение на журфаке была в 2 раза меньше.
«У нас поток — 160 человек, 5 из которых — мальчики. Я ожидал, что соотношение мальчиков и девочек на факультете будет неравным. В моей группе 28 девочек и я — единственный студент».
Обучение в кругу девочек — не такая большая проблема для Антона: «Меня никогда не пугала эта перспектива. Наоборот, я думал, что так даже лучше: преподаватели точно запомнят».
Родители
Родственники Антона не руководствовались гендерными стереотипами и не были против филфака, но у них были другие представления о будущем сына.
«Родители хотели, чтобы я стал юристом. Папа раньше был полицейским, и у него выработалась сильная тяга к справедливости. Это чувство, по его мнению, должно быть и у меня, поэтому он до сих пор говорит, что после окончания филфака я обязан закончить и юрфак».
Нет мужских и женский профессий, если это, конечно, не маникюр и не стройка
Шутки
«Перед поступлением родители не заводили со мной разговор на тему неравного соотношения мальчиков и девочек на направлении. Сейчас, когда я все-таки оказался в такой ситуации, это их забавляет. Прошло уже больше месяца, а они до сих пор хихикают по этому поводу».
Антону комфортно учиться в женском коллективе, и шутки от одногруппниц его совсем не задевают, а наоборот, очень забавляют.
«Они часто подшучивают надо мной, передают бутылки с водой, чтобы я их открывал. «Барон цыганского табора», «петух в курятнике», — как только не называют. В общем, смех! Даже сделали меня старостой группы, ведь я — единственный представитель “сильного пола», хотя пока не отличался исполнительностью».
Шуток от преподавателей Антон в свой адрес пока не слышал. Его выделяют только на занятиях по французскому: «Преподавательница по французскому меня сразу запомнила, в отличие от фамилий девочек. И еще меня радует тот факт, что мне всегда достается мужская роль в диалогах».
Катя
ФКН, НИУ ВШЭ
Поступление
«Всего в группе у нас 26 мальчиков и я — единственная девочка».
Катя закончила математическую школу и поступила на Факультет компьютерных наук по олимпиаде по информатике. В школе у Кати в классе девочек было мало, но она совсем не ожидала, что в университете ситуация будет еще хуже: «В нашем классе девочек было даже больше обычного: 6 девочек на 26 человек».
Катя по-прежнему чувствует себя не в своей тарелке: «Если мне в том коллективе было некомфортно, то что говорить о ситуации сейчас».
«Обычное дело»
Такие группы у Кати на факультете — обычное дело. Она знает еще как минимум две группы на потоке с аналогичной ситуацией, где всего одна девочка.
«Конечно, я не выбирала направление с целью обучения в кругу парней. Я вообще не могу сказать, что мне нравится такое гендерное соотношение».
Ощущения
Катю не пугает и не радует ситуация с гендерным дисбалансом в университете. Девушка признается, что ей просто не хватает женского общения.
«Немного обидно, что я одна студентка в группе. В непилотных группах (группы с более легкой программой — прим. The Vyshka) девочек больше, и я не верю, что ни одна из них не потянула бы продвинутую программу. Кто-то из них не захотел, кто-то подумал, что не сможет. Это расстраивает. Я же смогла».
Семья
Родители отговаривали Катю, когда она переходила из гуманитарной в математическую школу. Поначалу ей там было очень тяжело и непривычно. А дальше уже было понятно, что на какое направление она бы ни пошла, парней там будет больше, чем девушек, потому что технические специальности, по мнению родственников Кати, все еще недостаточно распространены среди девушек.
«Программирование — это достаточно перспективная и хорошо оплачиваемая специальность, в отличие от профессий гуманитарного профиля. Это понимали и мои родители. К тому же моя сестра и мой папа также вовлечены в технические специальности, поэтому конфликтов с семьей не было».
Одногруппники
Кате сложно находиться в университетском коллективе еще и потому, что в ее группе изначально не сложилась дружеская атмосфера: «Все мои одногруппники — в основном олимпиадники, и они привыкли работать автономно, сами за себя. Более того, хорошо общаются друг с другом только те, которые живут вместе в общаге. А я из Москвы — пить с сокурсниками или готовиться с ними к коллоквиуму два дня подряд не буду. Поэтому точек соприкосновения у нас не очень много».
Конфликты
Один товарищ открыто заявлял, что мне не место в этой группе, ведь я девочка
Обычно Катя не конфликтует с одногруппниками: «Иногда только создается ощущение, что они меня аккуратно игнорируют. Например, меня никогда не спросят о том, что было на предыдущей паре, и никогда не попросят о помощи с домашним заданием. Мальчики просто не признают меня как студента, который тянет программу. При всем этом, я еще не слетела со стипендии, и у меня не самые плохие оценки в группе. Для них девочка и математика — несовместимые вещи. Они очень старательно держат со мной дистанцию, как будто снисходительно терпят девочку в своем обществе».
Шутки от преподавателей
Кате случалось слышать шутки от преподавателей в свой адрес: «Самые яростные из них были от историка. “Отмороженные женщины” фигурировали на каждой его лекции и на каждом этапе истории. Это был единственный гуманитарный предмет, и как хорошо, что он длился всего 1 семестр».
Стереотипы
«Наверное, было бы странно, если бы я жила согласно гендерным стереотипам. Я учусь на пилотном (группа с более сложной программой — прим. The Vyshka) потоке по информатике и по математике, стажируюсь в «Яндексе», где тоже не так много девушек».
Катя привела в пример историю программирования, чтобы развенчать все бытующие стереотипы о «мужских» и «женских» специальностях.
«На самом деле эта профессия началась именно с женщины. Это была Ада Лавлейс. И первыми программистами были женщины. Они обладали именно тем набором качеств, которые раньше требовались для этого занятия: точность, аккуратность и развитая мелкая моторика. Позже программирование стало приносить большие деньги, и к делу приступили мужчины».
Текст: Анастасия Желтова
Редактор: Анастасия Ларионова
Иллюстрации: Лиана Гайнутдинова