MyCollages (1)

Бизнес в сфере образования: как создать онлайн-школу

Пока все те, кого перевели на карантин, пытаются освоиться на платформах дистанционного обучения, мы поговорили с теми, кто работает с таким форматом уже давно. Студентка питерской Вышки и создательница онлайн-школы OhMySoc Елизавета Васильева рассказала, как с нуля создать свой бизнес в образовании и с какими трудностями пришлось столкнуться во время работы.

Провал на ЕГЭ и работа в магазине

Я училась в обычной краснодарской школе, хотела сдать основные предметы на проходной балл и поступить в Чехию на архитектора. Но за несколько месяцев до экзамена я узнала, что у меня проблемы с документами и уехать за границу не получится. Тогда я взяла свободное посещение в школе и начала усиленно готовиться к предметам, которые знала лучше всего, — к обществознанию и истории.

Но подготовка не была достаточно эффективной, потому что я была в депрессивном состоянии, потому что не понимала, зачем мне все это нужно и что я буду делать дальше. За тот период из-за стресса я набрала так много веса, что мне даже пришлось перешивать своё выпускное платье.

Перед экзаменами учителя нам постоянно повторяли, что мы должны переносить все задания из черновиков в бланк ответов. Я думала: «Господи, каким нужно быть дебилом, чтобы не перенести задания из черновика в чистовик?» Собственно, я стала этим дебилом. Я сидела с открытым ртом, когда увидела результаты за экзамен по русскому языку, потому что не могла поверить, что я набрала баллов меньше, чем парень, который у меня постоянно списывал. Тогда я решила, что я тупая, а такие люди не должны получать высшее образование и занимать места умных людей.

Тем летом после сдачи экзаменов я работала в обувном магазине. Маме сказала: «Мам, я не пойду в университет, потому что я слишком тупая для этого, прости. Я буду работать в магазине, и это мой предел». Она буквально за уши вытащила меня оттуда и в последние часы работы комиссии заставила принести оригинал аттестата в вуз. Только благодаря этому я поступила в КубГУ (Кубанский Государственный университет. — прим. The Vyshka) на исторический факультет.

Социальный проект и проблемы с администрацией вуза

Когда я пошла в университет, то надеялась, что там будет интересно. Но я была разочарована, потому что учеба оказалась безумно скучной. Я еще параллельно работала в магазине по графику 2/2, то есть пару дней была на работе, потом два дня просто спала или сидела в соцсетях, вообще ничего не делала. На протяжении этого времени у меня было подавленное состояние.

Тогда мне попала в руки серия документальных фильмов про российские авторские школы «Ищу учителя», которая меня очень воодушевила. Это был переломный момент, я начала выходить из кризиса.

У меня появилась цель в жизни: я поняла, что хочу заниматься образованием, потому что есть возможность сделать его действительно интересным, чтобы оно привлекло как можно больше людей.

Я присоединилась к студенческому совету, стала активисткой и придумала свой социальный проект: вместе с другими студентами мы нашли несколько школ, в которых стали вести бесплатные дополнительные занятия для учеников. Директора были счастливы, но вскоре дети начали уходить от платных репетиторов и посещать только наши занятия. После этого несколько женщин, которые зарабатывали репетиторством в школах, при этом ничего не давая ученикам, начали возмущаться. Дошло все до того, что позвонили в мой университет и сказали, что если мы такие умные, то пусть институт и берет ответственность за результаты учеников.

Мне кажется, что КубГУ испугался ответственности, и нам сказали, что если мы продолжим заниматься этим, то не под эгидой университета. Я продолжила заниматься проектом и планировала переводить его в НКО (Некоммерческую организацию. — прим. The Vyshka).

Но чем больше я занималась бесплатными продуктами, тем больше понимала, что людям это не нужно. Мало кто был заинтересован в том, чтобы сделать что-то бесплатно

В тот момент меня нашел один парень и предложил заняться репетиторством по истории и обществознанию. Он находил мне учеников, брал с них 1000 рублей, а мне платил 350–400 за то, что я ездила к ребятам и проводила занятия. Немаленькая такая комиссия получалась. Со временем благодаря сарафанному радио у меня появилось настолько много учеников, что я физически не могла вести их всех одновременно. Это был второй курс, я осознала, что уперлась в потолок и мне нужно выходить на более высокий уровень.

Первый неудачный бизнес

Тогда мне папа дал около полумиллиона рублей и сказал, что я могу либо купить себе машину, либо сделать бизнес. Естественно, я выбрала второй вариант. Хотела открыть школу по подготовке к экзаменам. Я думала, что курсы для бизнесменов абсолютно бесполезны и пренебрегла ими, поэтому совершила большую ошибку при открытии своего первого дела: я занималась всем, кроме основного — маркетинга. Я не продумала, как привлекать учеников, из-за чего их было слишком мало.

Я начала думать, как мне развивать маркетинг, и поняла, что оптимальный для меня вариант — социальные сети.  Я начала интересоваться SMM и прошла курсы в Москве, потратила на это очень много времени и сил. Тот бизнес я закрыла, потому что было невозможно платить за такую дорогую аренду офиса. Решила, что попробую еще раз чуть позже.

В 2017 году я переехала в Санкт-Петербург, потому что перевелась в Вышку, где продолжила изучать маркетинг. Я так хорошо начала в нем разбираться, что какое-то время даже проработала в этой сфере в достаточно крупной строительной компании.

Как-то раз я решила развивать свой аккаунт в Instagram, и я начала этим заниматься, как основным способом маркетинга, чтобы меня стали узнавать. Тогда я не совсем осознавала, к чему это в итоге приведет, и не думала, что это станет крупной школой.

Создание онлайн-школы

Когда я начинала вести аккаунт, у меня не было цели создать онлайн-школу. Сначала я просто бесплатно консультировала ребят, а чуть позже стала вести индивидуальные и групповые занятия по Skype. Но, работая в таком формате, я не могла одновременно рассказывать и показывать презентации. К тому же я решила, что лучше буду больше времени уделять подготовке материала и его улучшению, чем по 10 раз повторять одно и то же. Я провела исследование конкурентов и выяснила, как они ведут вебинары и все организовывают.

Первым был запущен интенсив по политологии в октябре 2018 года. Я набрала 50–60 человек и проводила по 3 вебинара в неделю. Всем очень понравились эти занятия, поэтому после этого я решила создать курс по подготовке к ЕГЭ. Я была не уверена в своих силах, поэтому предложила ребятам первую неделю позаниматься бесплатно, и те, кто захочет, могли остаться. Ушла только одна девочка, и то только по семейным обстоятельствам.

Новые сложности и первые достижения

Возникали большие сложности с платформой, организацией процессов, потому что у меня до этого был исключительно преподавательский опыт. Чуть позже я начала углубляться во все тонкости выстраивания бизнес-процессов, училась, как правильно продвигать и продавать продукт. На тот момент школой я полностью занималась сама, что было достаточно трудно, поэтому я нашла двух помощников. Мы начали продвигать экспресс-курс по подготовке к ЕГЭ, который имел настоящий успех. Так мы заработали первые большие деньги. Именно тогда мы начали переходить от самозанятости, «детского предприятия» к большому бизнесу. Это сопровождалось дикой нервотрепкой, потому что мы делали все наощупь. 

Многому я учусь в процессе, совершая, такие ошибки как, например, подбор неправильных специалистов, принятие неверных стратегических решений. Вот так, до сих пор набивая шишки, я многое узнаю и получаю бесценный опыт.

Зато теперь все очень здорово. За прошлый год из моей школы выпустилось чуть больше трех тысяч учеников. Понятное дело, что мы до сих пор работаем над улучшением процессов, но самое важное, что я вынесла из всего этого: ошибки — это нормально. В первое время ведения бизнеса, когда я ошибалась, мне казалось, что жизнь рухнула. Зато сейчас я спокойно реагирую на все проблемы и понимаю, что это пункт для будущего роста.

Думаю, основное отличие моей школы от других заключается в том, что мы честно выстраиваем отношения с учениками. Например, в отличие от других преподавателей, я всегда отвечаю сама на директ. Он у меня существует не для того, чтобы продавать, а для того, чтобы помогать. Также у нас есть правило, что если ученик сдает ЕГЭ меньше, чем на 70 баллов, а ОГЭ на 2 или 3, я возвращаю полную стоимость занятий, но при условии, что он выполнял все домашние задания, не списывал и участвовал в жизни курса. Основная задача состоит не в заработке денег, а в том, чтобы делать крутой продукт.

Текст: Лиза Шевченко
Фото: личные архивы героини
Редактор: Евгения Мурзаева, Анастасия Елфимова