33323f87-31b1-40f3-9e7f-cc92ac5c6aac

Дома не лучше: как студенты переживают пандемию за рубежом

Пандемия коронавируса ввела в оборот новые слова. Одно из них  самоизоляция, или домашний карантин. Поговорили со студентами, которые переживают этот новый для всех опыт во время учебы в США, Европе и Азии. Они рассказали нашей редакции о социальной ответственности местного населения и о предпринимаемых в их странах мерах борьбы с коронавирусом, а также поделились впечатлениями о том, каково остаться в стране мечты, но без возможности путешествовать по ней.

Лиза Болдина

Студентка МГУ, сейчас находится на стажировке в Неаполе в университете L’Orientale

Я улетела в Италию 28 января. На тот момент всё было более чем спокойно. Мы знали, что есть какие-то вспышки в Китае, но была надежда на то, что за пределы одной страны это не выйдет. Однако уже в середине февраля появились новости, что на севере Италии растет количество инфицированных, есть жертвы. Несмотря на это, до последнего никто не верил, что ситуация опасна. Я поняла, что все серьезно, когда отменили последние дни Венецианского карнавала. Пока проводятся праздники, пока люди радуются жизни, есть какая-то надежда, что ситуация не так страшна. Но буквально за несколько недель дело приняло колоссальные масштабы.

В Италии сначала не особо верили в серьезность происходящего. Пока что-то плохое с тобой не случилось, тебе кажется, что это как-то нереально, зыбко и вообще невозможно

Об этом сейчас говорят многие из тех, кто недавно выписался из реанимации. Чума, холера  всё где-то в прошлом, не веришь, что сейчас может что-то такое случиться. Хотелось бы, чтобы и соотечественники серьезнее относились к вирусу, потому что это реальная опасность, реальна угроза, от нее действительно, к сожалению, умирает большое количество людей.

Сейчас приняты достаточно серьезные меры, но вводились они с трудом. Дело в том, что карантинные меры для итальянцев идут вразрез с их повседневной жизнью. Выпить утром кофе в баре с друзьями, сходить на совместную тусовку  это для местного населения привычный образ жизни, который им сложно изменить.

Теперь для того, чтобы выйти, нужно иметь какую-то вескую причину из перечисленных в специальном заявлении. Его можно заполнить либо дома, либо у сотрудника полиции: если тебя остановят на улице, то ты можешь подписать этот документ прямо при них. В нём указано, что я, такой-то, знаю, что карантинные меры приняты и что за них есть наказание. Причины, по которым можно выйти  это работа, поход за продуктами или поход в аптеку. Так как это всё, что открыто в городе, то по сути никуда больше и не выйти. Если ты идёшь по городу, и у тебя нет уважительной причины, то ты можешь заплатить штраф 206 евро.

Еще одной мерой стал перевод учебных заведений на дистанционное обучение, мой университет тоже закрылся. Занятия проходят в Microsoft Teams, и у нас есть также отдельный сайт с учебными материалами, где публикуется домашнее задание. Время под карантином, конечно, зачтут за стажировку, ведь дистанционное обучение всё равно остается обучением. Экзамены тоже будем сдавать, но пока неизвестно, удаленно или нет.

Я просыпаюсь довольно рано, так как я стараюсь охватить пары и итальянские, и русские. Главный плюс дистанционного обучения  это то, что параллельно с обучением можно делать какие-то домашние дела. Фактически целый день я слушаю лекции, совмещая их с приготовлением еды, занятиями по дому и написанием курсовой. И, конечно, смотрю иногда телевизор: итальянские новости, фильмы и мультики.

Возвращение домой зависело от страны, которая посылала студентов. Нам пришло официальное письмо от Erasmus. В нём говорилось, что программа может быть прекращена для тех, кто хочет уехать домой. Я так понимаю, что многие испанские студенты воспользовались этой возможностью.

У меня была возможность вернуться домой. Я думала долго над этим, но решила остаться в Италии по нескольким причинам. Во-первых, в России всё только начинается, набирает обороты, а в Италии уже ждут пика, после которого, скорее всего, начнется улучшение ситуации. Во-вторых, тогда еще предполагали, что вирус исчезнет вместе с жарой. Но сейчас уже непонятно, потому что все новые и новые данные поступают. Ну и в-третьих, пока наш университет работал в штатном режиме, я думала, что здесь, в Неаполе, я могу посещать и лекции итальянские, и лекции домашние. Если же я вернусь домой, то я и стажировку не закончу, и каждый день буду ездить в общественном транспорте из Подмосковья. Неизвестно, где я была бы в большей безопасности: проезжая на транспорте до университета или оставаясь в комнате и никуда особо не выходя. А так как Италия была моей давней мечтой, то даже на карантине здесь хорошо.

Приблизительных дат окончания карантина сейчас нет. Сначала был прогноз на конец марта, сейчас его продлили до 15 апреля. Я понимаю, что пока ситуация не нормализуется, ждать окончания карантина не следует, а когда это случится, сейчас понять сложно. Несмотря на это, я уже думаю о том, что сделаю первым делом после него. Я хочу посетить много парков и музеев, например, сходить в музей Каподимонте. Он самый известный в Неаполе, там выставляются картины художников эпохи Возрождения: Рафаэля и Тициана.

Таня Чибисова

Студентка МИЭМ НИУ ВШЭ, сейчас учится в СеулТехе по программе мобильности

Я прилетела в Южную Корею 26 февраля. Недели за три до моего отлета в Сеул мне пришло письмо от корейского университета с предупреждением о ситуации с коронавирусом. Тогда в Китае все только начиналось, и нам написали, что мы можем отказаться от стажировки при желании. На тот момент многие уже передумали ехать.

Когда мы прилетели, в Корее уже был установлен карантин. Он есть и сейчас, но не в таком строгом понимании, как везде: мы не должны сидеть взаперти и можем свободно выходить на улицу, но должны носить маски и использовать антисептик. Антисептики есть во всех общественных местах. Касательно масок в Корее есть классное правило, что они выдаются бесплатно в определенные дни. Например, я родилась в 1998 году, и все люди моего года рождения могут получать маски по средам. Нельзя контактировать с пожилыми и неизвестными людьми на улице, трогать животных. Закрыты сейчас караоке, парки, аттракционы, но магазины и торговые центры работают.

На прошлой неделе к нам в кампус прибыла девочка, которая, как оказалось, летела в самолете с зараженным. Нам сказали, что студентам нельзя вместе обедать, ужинать, что запрещено приближаться менее чем на метр друг к другу, что мы должны находиться в своих комнатах и не имеем право покидать территорию кампуса. Но это продлилось всего неделю. Сейчас мы можем гулять только по Сеулу: нельзя покидать его пределы, иначе нас исключат из программы мобильности.

В Корее нет никакого шока из-за коронавируса. Люди здесь приспособлены к подобным ситуациям

Нас очень удивило, что в Корее в телефоне автоматически устанавливается оповещение о чрезвычайной ситуации. Это своего рода SMS, только они появляются поверх всех окон на твоем мобильном устройстве. У тебя в семь утра может заорать телефон, что, например, сейчас повышенное загрязнение воздуха. И такое уведомление может приходить раза четыре за день. Теперь приходят оповещения о коронавирусе и о том, в каких районах какое количество зараженных. Например, на днях в сообщении говорилось, что какого-то человека увезли в больницу с подозрением на вирус и будут его обследовать. К тому же в Южной Корее ежегодно в марте-апреле обостряется ситуация с гриппом, поэтому здесь в это время и так всегда носят маски.

По прибытии в Корею учебу сразу же отложили на две недели, и началась она уже в дистанционном режиме. Изначально планировалось, что уже к середине марта мы вернемся к очным лекциям, однако позже сроки передвинули. Только что мы узнали, что учеба будет дистанционной до конца семестра. Исключение составят только лабораторные работы и подобные занятия, которые невозможно провести онлайн.

Так как у нас нет расписания, я просыпаюсь обычно в двенадцать или час, договариваюсь, с кем и куда я сегодня пойду обедать. Мы ходим компаниями по пять человек максимум. После этого мы собираемся либо в кафе, либо в специальных зданиях для обучения, и там смотрим лекции, учимся. У нас есть специальный сервис от СеулТеха, куда преподаватели загружают лекции. Там же прикрепляются все материалы и лекции в PDF. Домашнее задание мы тоже на эту платформу загружаем. Вечером едем куда-нибудь в центр и немного гуляем там.

У дистанционного обучения немало недостатков. Например, если ты что-то не понимаешь в материале, то сложно спросить о нужной информации у преподавателей: вопрос задается в «отложенном» режиме. Выходит так, что не получится узнать ответ сразу, и ты рискуешь не разобраться в теме. К тому же я не чувствую местную культуру и жизнь, потому что мы не можем общаться ни с кем из корейцев и никого из них не знаем. Хотелось бы посещать офлайн-классы, потому что только на них можно понять, как проходит обучение в Южной Корее, как преподают материал, как относятся к ученикам. Минусом является и то, что у многих не совпадает материал, данный на лекции, с домашней работой. У кого-то должны быть генерация проекта и обсуждение идей, а им дают какое-нибудь исследование архитектуры.

Но преимущества у заочных занятий тоже есть. Главный плюс  это то, что мы можем смотреть лекции в любое время, в любом месте и в любом порядке: они загружаются на платформу в онлайн-формате. Благодаря этому у нас больше свободного времени. Преподаватели очень хорошо к нам относятся, интересуются, как мы себя чувствуем, хотят увидеть нас на настоящих лекциях.

Я уже прибыла в Корею, когда мне стали приходить письма от Вышки с предложением вернуться в Россию. Мне говорили, что если я приму решение возвращаться на родину, то университет поможет все организовать. Было также описано, что делать, и если вернешься в Россию, и если останешься в Южной Корее. Я не стала возвращаться, потому что изначально поступала в Вышку с мечтой поехать по программе мобильности именно в Корею. Поэтому, когда мне одобрили поездку, я решила, что отправлюсь сюда в любом случае. Здесь не было паники из-за вируса, и я не видела причин отказываться от стажировки. Вирус в любом случае распространялся бы по миру, и в России я бы все равно с ним столкнулась. Тем более, здесь принимают действенные меры для борьбы с вирусом и есть ощущение безопасности.

Станислав Черепанов

Выпускник МФТИ, сейчас учится в University of Texas at Dallas

В январе еще не было большой паники из-за коронавируса: казалось, что Китай  это далеко, а эпидемия не будет опасна. Однако в марте начались большие перемены. Стало расти количество заболевших, и по стране был введен режим самоизоляции, его здесь называют «shelter at home». Стали закрываться все магазины, кроме продуктовых. Карантин в США не очень строгий: нет запретов на выход из дома или ограничений вроде нахождения в ста метрах от дома. В Нью-Йорке, Вашингтоне и Калифорнии карантины строже, но там все равно разрешено гулять. Несмотря на это, на улицах пусто: в Америке большинство людей сознательные и никуда не ходят. Появились также мобильные центры тестирования на коронавирус. Больницы ввели онлайн-систему помощи больным: со своим врачом можно общаться только через интернет.

В начале марта нам объявили, что начавшиеся уже в университете каникулы будут продлены на неделю, а уже во второй половине месяца нас перевели на дистанционное обучение. На тот момент в Калифорнии заболело около пятидесяти человек. Сейчас на дистанционное обучение перевели все университеты по стране. Учеба у нас проходит через специальные платформы. Мы ими пользовались и раньше: через них выкладывались домашние задания. Теперь же и лекции переводят в интернет. Некоторые университеты это делают с помощью Zoom, некоторые  с помощью Bepex.

Конечно, я много чего сейчас делаю. Я читаю книги, занимаюсь ходьбой: у нас есть большое открытое пространство в субурбии, и людей на улицах вообще нет. Я иногда выхожу на улицу, но при этом не контактирую с людьми. К тому же я живу в отдельном доме, у меня всего один сосед, поэтому я все равно остаюсь социально изолированным. Еще на этих выходных я смотрел спектакль Большого театра и пару концертов Московской Филармонии. Я был в Большом театре один раз, когда жил в России, и с тех пор его не посещал, а сейчас хотя бы имею возможность увидеть его. Ну и, конечно же, пользуюсь Нетфликсом, Амазоном и другими развлекательными сервисами.

У учебы на карантине есть некоторые преимущества. Обычно у нас есть приемные часы, где у профессора можно спросить что-то по курсу, а сейчас это стало доступно в виде «комнаты» в видеомессенджере. Я думаю, что для многих ребят стало проще «дойти» до места встречи и спросить что-то: раньше им могло быть неловко и стыдно при личном общении.

В целом плюсы не такие существенные, потому что, организовать себя очень сложно. Например, видеозапись курса или того же балета можно поставить на паузу, поэтому сложно так сконцентрироваться, как если бы я был в аудитории или в театре 

Про даты окончания карантина рассуждать сложно. В вузах сразу сказали, что студенты расходятся до конца мая, на весь семестр, и что все экзамены будут онлайн. С моей точки зрения, на карантине лучше в США, чем в России. В США тестируют больше людей, поэтому и выявлено больше случаев болезни. Сейчас с точки зрения эпидемиологической ситуации страшно находиться в Нью-Йорке, но, мне кажется, что так же нехорошо сейчас в Москве. Кто знает, что будет, когда в России будут перегружены больницы. Тем более, мне кажется, что медработников в России обеспечивают материалами меньше, чем в Штатах. Я считаю, что здесь спокойнее.

Мне кажется, что в Техасе вирус легко свести на нет, так как тут очень развита медицина. У нас, например, есть целых 6 мобильных центров тестирования в радиусе 30 километров, в больницах выдают бесплатные маски и перчатки, и заболевших при этом очень мало в сравнении с другими регионами. В других же штатах, например, в Нью-Йорке, даже карантин до мая не поможет. Самому бы мне хотелось, чтобы все закончилось к маю, потому что у меня должна быть стажировка в России. Я в России, кажется, три года не был.

Алиса Артемьева

Студентка НИУ ВШЭ, учится по программе обмена в Автономном Университете Мадрида

В Испании в начале марта все было очень спокойно. Мы поехали с друзьями на море в Аликанте (юго-восток Испании  прим. ред.) буквально за несколько дней до объявления карантина, когда в Мадриде уже было около 2000 случаев заражения. Мне кажется, что даже тогда здесь не было такой тревоги, как на тот момент в России от 300 случаев. В Мадриде на тот момент уже была критическая ситуация по меркам Москвы, но, кажется, никто не думал о том, что может начаться карантин. Мы спокойно перемещались по стране, никаких мер не проводилось. Девятого марта, вечером после возвращения с моря, я узнала, что все университеты в Мадриде закрыли. Уже на следующий день полки в супермаркетах были пустые. К концу недели мы узнали, что закрывают все заведения и будет объявлен полный карантин, то есть без возможности выхода из дома.

Все меры были приняты очень быстро, в течение всего трех дней. При этом правила постоянно ужесточались. Дело в том, что испанцы поначалу плохо соблюдали карантин, потому что в этой стране особенная культура, люди очень тактильные: они целуются в щечки при встрече, танцуют бачату  им необходим осязательный контакт. Такие традиции играют против нынешней ситуации. Первое время люди все равно ходили и в бары, и в парки, никому не хотелось верить в происходящее. Уже после правительство стало внедрять более строгие меры. Например, во дворах многих домов есть большие внутренние дворы с бассейнами, но через два дня после введения жестких мер туда тоже запретили выходить. Пугают в основном штрафами, они сейчас составляют больше 600 евро.

За соблюдением карантина строго следят даже соседи: если ты выходишь на улицу без особой причины, то люди, заметившие тебя с балкона или из окна, могут вызвать полицию

В испанском университете преподавателям потребовалось время, чтобы адаптироваться и выстроить систему дистанционного обучения, в то время как в Вышке, например, все решили очень быстро, и семинары в онлайне начались уже на следующий день. Экзамены, которые должны были быть больше недели назад в Испании, перенесли на неопределенный срок. Учебный год здесь должен был закончиться в конце мая, и я собиралась после этого попутешествовать, но теперь неизвестно, когда и как это произойдет. Для многих это большая проблема, так как ограничен срок аренды квартиры, есть проблемы с визой.

Сейчас мы занимаемся в основном в Microsoft Teams. С утра у меня пары онлайн, затем я сдаю тесты, пишу эссе, делаю задания от преподавателей. Потом смотрю фильмы, сериалы, занимаюсь йогой с соседями. Я слабо ощущаю, как проходят дни, потому что заперта в пространстве комнаты и с трудом отслеживаю, как быстро проходит время. Сложно себя организовать в таком графике.

Я до сих пор очень расстраиваюсь из-за карантина, ведь учеба по обмену  это про личный контакт, знакомства, практику языка. А когда ты сидишь дома и просто сдаешь тесты и слушаешь учителей по видеосвязи, то смысл теряется. У меня вся жизнь в Испании была спланирована. Я была сфокусирована на том, что здесь я могу получить то, чего я не получу в России, но сейчас я чувствую, что я оказалась отрезана от своей цели.

С другой стороны, на дистанционном обучении больше свободного времени. Я стала чаще общаться с родственниками и друзьями из Москвы, поскольку все волнуются. Учиться тоже начала интенсивнее, потому что нагрузка от преподавателей в Испании стала даже сильнее, чем была. У меня еще есть курсы в Вышке, которые я должна была сдавать дистанционно, но теперь я буду наравне со всеми в онлайне. Также начала готовить дома и очень в этом прокачалась. Мы с соседями раньше редко виделись, а во время карантина подружились.

В 20:00 все выходят на балконы и хлопают врачам. Это не только жест благодарности, но и хороший способ отвлечься от ситуации и выплеснуть энергию, это действительно помогает

У меня была возможность вернуться домой, но я решила остаться в Испании. Я понимала, что в Москве все только начиналось, и эпидемии в городе еще предстояло достичь масштабов Мадрида. Более того, когда испанские вузы закрыли, не хватало информации от домашнего университета: нам просто прислали письмо, что нужно мыть руки. Уже потом с нами связались, и позиция Вышки заключалась в том, что мы сами могли выбрать, остаться здесь или вернуться в Россию. Но по времени это был уже конец третьего модуля, и я не знала, что делать с предметами, которые в этом модуле заканчивались.

Когда закончится карантин, неизвестно. По выходе из самоизоляции очень хочется посетить те места, которые я не успела увидеть в Мадриде. В другую страну навряд ли получится съездить, хотя я это планировала. Раньше я понимала, чем заняться и куда сходить, теперь же планы сложно строить.

Текст: Мария Бузырева
Фото: личные архивы героев
Редактор: Анастасия Елфимова