222_Montazhnaya_oblast_1[1]

Вуз платежом красен: почему цены в НИУ ВШЭ постоянно растут

Десять лет назад студентов в России было более 7 млн, сейчас — около 4 млн. Хотя количество студентов уменьшается, цены на высшее образование продолжают упорно расти. Мы поговорили с профессором Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ и председателем комиссии Ученого совета по новому приему и обучающимся Григорием Канторовичем, пресс-службой НИУ ВШЭ и студентами и выяснили, с чем связано увеличение стоимости высшего образования, почему Вышка лидирует по росту цен и как к этому относятся студенты.

Рост цен на образование: российский контекст

Понятие «платное образование» широко распространилось в 90-е годы, когда вузы получили право взимать плату за обучение студентов. В итоге количество платников начало стремительно расти, а «самые государственные» вузы превратились в «самые платные»: в кузнице госслужащих РАНХиГС и МГИМО доля платников около 60–70%. Хотя с нулевых количество студентов начало снижаться из-за демографической ямы, стоимость высшего образования не перестает расти: например, за 2019 год рост в среднем составил 15–19%.

Первое, с чем связано повышение цен на обучение в вузах, — это инфляция. Согласно данным Росстата, уровень инфляции за последние 5 лет составил 21,78% (при ежегодном росте на 2,52–5,38%). Стоимость обучения в вузах индексируется в соответствии с уровнем инфляции. То есть когда все дорожает, дорожает и высшее образование.

Также важен рост доходов среди тех, кто хочет получить высшее образование. В России экономическое неравенство очень велико. Согласно данным международной исследовательской группы World Inequality Lab, с 1991 по 2019 год 10% россиян с наибольшим заработком увеличили долю своих доходов с 24,6% до 46,1% национального дохода. При этом беднейшие 50% россиян делят между собой всего 17,7%.

Профессор Департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ и председатель комиссии Ученого совета по новому приему и обучающимся Григорий Канторович объясняет: «Спрос на образовательные услуги есть не у всех людей, ведь общество стратифицировано, и люди неравны по доходам. К сожалению, в России это неравенство очень велико — больше, чем нужно для нормальной страны. Но у той части, которая хочет дать детям образование и готова за это платить, доходы в последнее время росли быстрее, чем в среднем по стране».

Третья причина роста цен на высшее образование в России состоит в том, что Минобразования само стимулирует рост стоимости обучения. «Есть определенные рамки, которые устанавливаются государством: оно переводит на каждого бюджетного студента определенную сумму и устанавливает минимум, ниже которого не может быть цена платного места. Эта цена немного колеблется: например, для экономистов она выше, чем для инженеров», — объясняет профессор Канторович.

Постепенно государство повышает эти нормативы и сокращает количество бюджетных мест, поэтому стоимость платного образования тоже растет. Так, базовый норматив для московских вузов на подготовку экономистов в 2016/2017 учебном году составлял 185 тыс. руб. в год, а в 2017/2018 — 224 тыс. руб.

Рост цен на образование: Вышка

Стоимость обучения в НИУ ВШЭ растет особенно быстро. За 2018–2020 годы в московском бакалавриате она повысилась в среднем на 130 тыс. руб. Для сравнения: в МГУ за этот же период — примерно на 50 тыс. руб., в МГИМО — на 35 тыс. руб.

Еще в 2019 году на сайте НИУ ВШЭ была опубликована новость о том, что «повышение цены обучения обусловлено маркетинговой стратегией университета — ВШЭ, испытывая очень высокий спрос на свои образовательные программы, планирует остановить рост приема на платные места в 2020 году в Москве и Санкт-Петербурге». В 2020 году это сделать не получилось, но в 2021/2022 учебном году университет действительно снижает количество платных мест. Оно урезано почти на всех программах, причем в среднем на 20%. Цены все-таки поднялись, но не так заметно, как в прошлые годы.

Спрос на образовательные услуги Вышки также продолжает расти. В 2019 году в московский кампус подали документы 14 805 человек — это на 17,3% больше, чем в 2018 году, по сравнению с 2014 годом численность абитуриентов увеличилась в 1,7 раза. Канторович поясняет: «Если бы мы пытались поднять цены настолько, чтобы уравнять их со спросом, то мы могли бы задрать цены гораздо выше, но это было бы неправильно как коммерчески для Вышки, так и со стороны социальных соображений, которым Вышка не чужда как большой социальный организм».

Здоровый рынок пытается уравнять спрос и предложение — в данном случае стоимость образовательных услуг и спрос на них. «Спрос на платное вышкинское образование чрезмерно велик. Есть направления (например ФКМД, экономика), на которых очень много платников — настолько, что не понятно, как их учить: не хватает помещений, преподавателей. Но надо сохранять качество образования, несмотря на количество, поэтому Вышка сознательно поднимает плату. Ищется баланс между затратами, желаниями ограничить излишний спрос на наши услуги и общей ситуацией на рынке».

В этом году снова подняли плату — и больше именно на те направления, где мы хотим ограничить спрос.

Ответ на вопрос о том, зачем снижать спрос, дают законы рыночной экономики. Когда на рынке возникает неудовлетворенный спрос, то есть нарушается равновесие спроса и предложения, качество товаров и услуг может падать. И продавцам, и покупателям это невыгодно. Чтобы снизить спрос, продавцы иногда повышают цену. Они получают дополнительную прибыль, которую тратят не только на улучшение качества товаров или услуг, но и на расширение объемов предложения (на увеличение производства). В итоге предложения на рынке появляется больше и постепенно спрос уравнивается с ним. Это выгодно и продавцам, и покупателям.

Повышение цен на высшее образование в Вышке Канторович комментирует так: «Понятно, что это носит некую имущественную дискриминацию: у кого денег меньше, тем нечем платить. Пытаясь уравновесить это, мы применяем такие способы, как программа «Социальный лифт», скидки на обучение, реальная возможность перейти на бюджет в процессе обучения — это нелегко, но реально».

Еще две причины роста цен в Вышке

Первая косвенная причина заключается в том, что за кураторство и второй диплом на таких программах, как «Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета», «Прикладной анализ данных», «Экономика и политика Азии», Вышка платит Лондонскому университету и Университету Кенхи. Но эта цена выражена в валюте, а не в рублях, поэтому сейчас она растет.

«Но нельзя повысить цены, например, на МИЭФ, не повлияв на другие факультеты, ведь администрация старается соблюдать соотношение между разными образовательными программами и между программами магистратуры и бакалавриата», — рассказывает Канторович. В 2021/2022 учебном году цена образовательной программы «Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета» побила свой же рекорд внутри вуза — теперь 1 млн руб. за один учебный год.

Еще одна причина роста цен в 2020 году — это влияние пандемии коронавируса. Пресс-служба НИУ ВШЭ комментирует: «В целом университеты с переходом на дистанционные технологии обучения несут не меньшие, а большие издержки, нежели они бы работали по привычной схеме. Например, себестоимость реализации образовательных программ ВШЭ увеличилась почти на 20% за счет закупки лицензий и ПО, настройки всех ИТ-процессов, увеличения пропускной способности интернет-каналов в общежитиях и других расходов».

Печальный пример: «Для сессии и олимпиад закупили программу «Экзамус», чтобы наблюдать за тем, как человек ведет себя напротив экрана, за приличные деньги — и вот это оказалось неэффективно, но узнать об этом заранее было невозможно», — рассказывает Канторович. Но он подчеркивает, что не считает влияние пандемии главным мотивом поднятия цен на образование.

Примечание: По рекомендации Минобразования тем, кто в 2020 году заключил договор на полную стоимость обучения, осенью НИУ ВШЭ снизила фактический размер платы до стоимости обучения на той же программе в 2019 году. Это не распространяется на студентов, получающих скидку на оплату обучения.

Рост цен на ФКМД

Повышение цен на этом факультете — яркий пример попытки снизить спрос. На направлениях ФКМД («Дизайн», «Мода», «Современное искусство», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Медиакоммуникации») он повышается каждый год. За два года — с 2018 по 2020 год — количество абитуриентов на московском направлении «Дизайн» увеличилось в 2,3 раза, на направлении «Медиакоммуникации» — в 2 раза, на направлениях «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» — в 1,8 раза.

В интервью ТАСС ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил: «Трудно делать достоверные прогнозы, когда ситуация меняется каждые три-четыре года. Но вот прямо сейчас мы видим две сферы растущего спроса на специалистов, в которые люди поверили, — это ИТ-специалисты. Подчеркну: не программисты, так как это уже рутинная деятельность, а программные инженеры или аналитики бизнес-систем и так далее. Второе направление — это то, что можно назвать прикладным гуманитарным знанием: дизайн, коммуникации, медиа, то, что раньше бы назвали журналистикой, восточные языки, кстати, как ни странно».

Сфера маркетинга, рекламы и PR сейчас тоже популярна. По версии службы исследований компании HeadHunter она входит в 10 сфер с наиболее высоким спросом на специалистов.

Реакция студентов

Осенью 2020 года по рекомендации Минобразования НИУ ВШЭ разрешила первокурсникам-платникам, не имеющим других скидок на обучение, учиться по цене на той же программе 2019 года. Но при поступлении абитуриенты популярных направлений готовились платить новую, повышенную цену.

«Я начала волноваться, что мое обучение слишком дорогое и вообще лучше поступить на бюджет на другое направление. Мало того, что спорная профессия, так еще и дорогая, — рассказывает Маша, студентка 1-го курса направления «Мода», где в 2020 году стоимость поднялась на 200 тыс. руб. и стала 600 тыс. руб. — Была целая истерика, когда я выяснила, что и скидку не получила. Но мои родители давно откладывали на мое обучение — побурчали немного и все».

На направлении «Реклама и связи с общественностью» поступившим в 2020 году изначально надо было платить 650 тыс. руб. — на 100 тыс. руб. больше, чем год назад. Как и Маша, студентка РиСО Мила Евстратова сначала думала поступить в другое место: «Мы сначала рассматривали этот факультет в другом вузе, цена смущала, но у меня была мечта попасть в Вышку, наверное, года три, поэтому все-таки на ней остановились».

Некоторые абитуриенты не удивились повышению стоимости — на их направлениях это уже традиция. На и так самой дорогой «Программе двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета» цена в 2020 году выросла еще на 110 тыс. руб. — до 880 тыс. руб. Николай Феоктистов такой рост цен «принял как вполне логичное повышение — с учетом того, что программа наполовину британская, а курс [валюты] известно какой». Его однокурсник Руслан Мамедкеримов считает, что «это большая сумма, но образование, которое дают, равнозначно стоимости».

Традиционное повышение цен не обошло и программистов, хотя профессия у них специфическая. Михаил Лобанович, студент 1-го курса направления «Программная инженерия», где за год цена выросла на 110 тыс. руб., рассказывает: «Объем знаний за 4 года можно получить приблизительно такой же, самообучаясь и прибегая к помощи многочисленных курсов», но добавляет: «Как мне говорили знакомые, уже работающие в ИТ-сфере, благодаря диплому из хорошего универа, можно начать работать на более выгодных условиях в более крутой компании». При этом увеличению стоимости обучения он не удивился: «Учитывая повышение цены в 2019 году (а там, если не ошибаюсь, была приблизительно такая же сумма), в 2020 это было вполне ожидаемо».

Как видно, студенты настроены позитивно. «Цена высокая, но я думаю, что она оправдается», — считает Мила Евстратова с программы РиСО. 

Я взяла образовательный кредит, несмотря на то что мои родители вполне могли бы заплатить сумму. Я доверяю универу, хотя многие говорят, что это уже просто бренд. Ну и не зря же его ставят в мировых рейтингах на высокие места.


Текст: Ксения Бесчастнова
Иллюстрации: Екатерина Мартыш
Редактор: Елена Лемясова