«Берегитесь лжепророков»: чем опасны тоталитарные секты
По оценкам некоторых экспертов, в России действует от 300 до 500 деструктивных организаций, которые можно назвать сектами. Пребывание в них отрицательно сказывается на качестве жизни участников: люди поддаются контролю и внушению, совершают то, к чему их принуждают, перестают мыслить критически и жить осознанно. Мы поговорили с теми, кто имеет опыт пребывания в закрытых тоталитарных сообществах, и разобрались, что такое секта, почему в нее легко попасть, но сложно выйти, и возможно ли бороться с деятельностью деструктивных организаций.
Все имена были изменены по просьбе героев.
Секты: что это и почему мы знаем так мало
Алина переехала в Москву 7 лет назад, когда стала студенткой одного из столичных вузов. Учеба на лингвистическом факультете, интересные знакомства, подработка по выходным и новое любимое увлечение — курсы по йоге: так начался новый этап в жизни девушки. На йогу Алина ходила дважды в неделю, когда оставалось время после учебы и работы. Там она и познакомилась с девушкой Катей, с которой вскоре стала обсуждать не только йогу, но и любые темы, ведь, как рассказывает Алина: «Катя будто знала ответы на все вопросы».
Новая подруга была старше, хорошо разбиралась в духовных и телесных практиках и всегда говорила Алине, что она особенная. И хотя прошло уже много лет, йогой Алина больше не занимается и случайные знакомства никогда не заводит, она может с точностью описать, что рассказывала ей Катя. Кроме советов по работе с энергией и сознанием, подруга часто звала девушку на семинары по йоге. Под предлогом очередного семинара Катя привела Алину в «Золотой путь», более известный как Академия Бориса Золотова — один из первых отечественных психокультов.
По словам Алины, «самым важным, но трудным было понять, что ты попал именно в секту и что это плохо». В первые месяцы общения с новой подругой девушка даже не думала, что «беседы о высшем предназначении человека и духовности» ведутся для того, чтобы убедить ее в пользе деятельности «Золотого пути» и «заставить верить в то, что это хорошее место, а не какой-то культ».
Понять, что ты стал частью деструктивного сообщества, а не клуба по интересам или общественной организации духовной направленности, действительно непросто. Это связано, в первую очередь, с тем, что понятие «секта» по-прежнему не имеет единого и конкретного определения.
В современном научном сообществе сектой называют любое религиозное движение, которое отклонилось от основного в данном регионе верования и имеет собственную доктрину. К таким движениям можно отнести баптизм. Его последователи признают господство Иисуса Христа в своей жизни, читают проповеди, совершают коленопреклонения (стояние на коленях во время богослужения или молитвы — прим. The Vyshka) и строят свою жизнь в соответствии с Евангельскими заповедями. Сектой также можно считать организацию «Звенящие кедры России», идеи которой связаны с отчужденной жизнью и строительством жилья ближе «к земле и природе». Такие сообщества исследователи называют новыми религиозными движениями. Они носят нейтральный характер и не опасны для социума.
В то же время существуют тоталитарные объединения, наносящие вред как личности, так и обществу, и их тоже относят к сектам. Последователей называют адептами. Их личность подавляется, а сознание становится подконтрольным тем, кто руководит сообществом. По словам российского исследователя религий Александра Дворкина, «спорить с адептами таких культов — все равно что спорить со звукозаписывающим устройством, которое воспроизводит заданную программу и не может воспринимать никаких аргументов».
К тоталитарным сектам можно отнести псевдопсихологические тренинги и коммерческие культы. Психокульты, или псевдопсихологические тренинги, не имеют прямой связи с религией. Их деятельность основана на проведении различных консультаций, семинаров по теме личностного роста, защите от порчи и безденежья и так далее. Однако псевдонаучная деятельность, как правило, нужна для прикрытия реальных мотивов организаторов. К ним относятся выкачка людских ресурсов и контроль над психикой человека.
Последствия могут быть критическими. Так, до 2015 года в Уфе официально действовала тренинговая компания «Выбор». В программе — семинары по раскрытию индивидуальности, управлению временем, поиску «жизни без боли, в любви и гармонии». В реальности — истории о душевном насилии в ходе тренингов и самоубийстве.
«От спектра обещанного Кламбетом (Сергей Кламбет — тренер и учредитель “Выбора” — прим. The Vyshka) решения проблем упал бы в обморок любой уважающий себя психолог», — комментирует ситуацию активист и религиовед Вадим Розенфельд. По его словам, деятельность «Выбора» можно назвать мошенничеством, которое не только лишает человека денег, но и трансформирует его сознание. «Обучение личностному росту состоит из трех модулей. Их цена варьируется от 10 до 80 тысяч рублей, — рассказывает Розенфельд. — Коучи школы Кламбета используют методику “Лайфспринг”, которая запрещена в США и в странах Европы. Ее особенность в том, что за три стадии тренингов у человека полностью меняется личность, его мировоззрение и образ мыслей. Несколько лет назад жертвой “наркотика счастья” стал 31-летний Александр Дубинин. По словам родственников, в петлю его вогнала тренинговая компания “Выбор”. Такие же курсы посещала и студентка Алина Шамсутдинова».
Представители «Выбора» свою вину в гибели Дубинина и Шамсутдиновой отрицают: «в публикациях изобилует ничем необоснованная информация, которая бездумно копируется в СМИ, наполняя информационное пространство ложью».
Программа тренингов Сергея Кламбета состоит из трех курсов: «Базовая программа», «Трансформационная программа» и «Лидерская программа». По словам Розенфельда, цель базового курса — завлечь людей и «морально подготовить» к следующему этапу. Уже на второго этапе начинается работа с сознанием. «Обычный человек, не владеющий методиками защиты от психологического воздействия “ломается” за три дня», — рассказывает религиовед. Одна из причин — плотный график с занятиями с 10 утра и до ночи. Занятия проходят в плохо освещаемых помещениях, а упражнения построены так, чтобы человек испытывал сильные эмоциональные переживания.
Обещается повышение качества жизни, новый взгляд на жизнь, воспитание лидерских качеств и умения добиваться поставленных целей. Реальной же целью воздействия является стирание вашей яркой индивидуальности путем обязательного участия каждого в драматически нагнетаемом “массовом психозе”. Тренеру нужно показать участникам все их “несовершенства” и заставить думать, что только путем прохождения тренинга они смогут что-либо изменить в своей жизни к лучшему,
— объясняет Вадим Розенфельд.
Коммерческие культы по своей сути подобны психологическим культам: для них характерны вербовка и манипуляция над людьми. Действуют такие культы по принципу пирамиды: богатеет только верхушка. Остальным же обещают прибыль за распространение продукции. Участникам начинают навязывать идеологию и веру в то, что они избранные и что деятельность и продукция культа приносит пользу. Как итог — искренняя убежденность в действенности товара и в честности компании.
Другими словами, сектами можно считать как не опасные для человека и общества религиозные организации, так и сообщества, направленные на установление контроля над человеческим сознанием. И даже такое определение остается условным: в буквальном смысле «секта» переводится как учение, а учения могут носить различный и не обязательно религиозный характер.
Что скрывают в себе тоталитарные секты
Приехав на семинар «Золотого пути», Алина долго не могла понять, чем занимаются его организаторы. Слова об энергии, распознании типа личности и контакте с космическими существами казались бредом, который «нужно просто пропустить мимо ушей». Но пропустить не получилось: от простых разговоров адептам сказали приступить к практике. Девушке и другим участникам предложили «погрузиться в сознание», на фоне звучали странные «мелодии, как-то воздействовавшие на мозг» и показывались картинки. «Я тогда даже испугалась, потому что начала чувствовать какую-то привязанность к этому месту, словно мне нужно находиться только здесь и нигде больше. Будто я реально особенная, и во мне пробуждается вот это чувство духовного наслаждения. Как я поняла позже, это была некая форма транса», — вспоминает Алина.
Транс и любые другие способы контроля человеческого сознания — важная особенность тоталитарных сект. Адепты должны полностью принадлежать секте: как физически, так и психологически. Так деструктивные сообщества достигают своей цели — иметь власть над людьми.
Тоталитарные секты опасны не только для отдельной личности, но и для социума. Часто они направлены на разрушение социальных связей и выкачивание материальных средств. С этим столкнулась наша другая героиня Соня. Решив посетить художественный лагерь, она оказалась в деструктивном сообществе. Сначала происходящее казалось безобидным: разве могут уроки по живописи на природе представлять угрозу? Как оказалось, выездной лагерь не был предназначен для развития навыков рисования.
«Я далеко не сразу поняла, что это секта. Ты просто целый день рисуешь, общаешься. Вечером приезжают спикеры: был француз, который занимался виноделием, также какой-то известный гитарист». Но есть в программе и другой элемент — психологические тренинги. Именно на них глава сообщества, который, как оказалось, представляется не только художником, но и психологом, узнает, что и у кого болит. «Он специально находит тех, кому сложно, — рассказывает Соня. — Затем начинает узнавать о человеке больше, чтобы понять, чем манипулировать. Тебе начинает казаться, что никто не сможет понять кроме него».
Одними беседами вовлечение адептов в секту не заканчивается, ведь, кроме влияния, организатора волнуют деньги и связи. «Ему важна финансовая поддержка, и участники отдавали почти все заработанные деньги», — вспоминает Соня.
Адептам также приходится отказаться от общения с семьей. Так они полностью попадают под контроль главы сообщества. «Люди, которые долго с ним, вроде бы в расцвете сил, но они настолько потерянные, до них не достучаться. У некоторых из них настолько промыты мозги, что ты смотришь и понимаешь, что уже ничего не изменить».
Как попадают в секты
Стать частью секты может любой, и мнение о том, что такие организации находятся далеко от нас, ошибочно. По оценкам экспертов, в 2016 году количество последователей тоталитарных сект в России практически достигло отметки в 800 тысяч человек. И их деятельность продолжает развиваться.
Я всегда знала, что я не наивная и что у меня есть голова на плечах. Думала, что меня никогда не заманят в секту, ведь я многое знаю и не поддамся манипуляции. От этого мне и было очень плохо потом: от понимания, что я все-таки там оказалась, и оказаться может каждый,
— рассказывает Соня.
Попасть в секту можно по-разному. Многих людей в такие организации приводят их друзья и знакомые. В такой ситуации оказалась Алина, бывший адепт секты Бориса Золотова. В эту же ловушку попала наша другая героиня — Вика.
Вика оказалась в секте после знакомства с парнем, который был на 10 лет старше нее. Самой девушке было 16 лет. По словам героини, она была «очень маленькая и доверчивая», и поэтому легко поверила во все, что рассказывал ей новый знакомый. «Этот парень говорил, что у него есть какие-то знания и что он хочет ими поделиться», — вспоминает девушка. Новый друг привел Вику на курсы, где ее сначала «ничего не напрягало»: участники занимались йогой, читали мантры, осваивали техники дыхания.
Такие курсы проходят регулярно, и они напоминают уровни: сначала ты проходишь один, а закончив его, переходишь к следующему. Со временем девушка поняла, что находиться там ей не следует. «В тот период я стала спокойная, и все, что происходило на курсах, помогло мне пережить сложные моменты в жизни. Тем не менее, я стала подозревать, что что-то не так. У всего происходящего был странный подтекст: нас в этом мире ничего не держит, наши переживания ничего не стоят, но ты должен вставать, делать определенные действия, читать мантры — и тогда все будет хорошо». Позже стало ясно: Вика попала не на курсы по йоге и медитации, а в псевдоиндуистскую секту «Искусство жизни», в которой адепты подвергаются манипуляциям и начинают служить гуру, главе организации, поверив в эффективность его духовных и телесных практик.
Попасть в секту также можно после знакомства на улице. В такой ситуации оказался Влад. «Раньше я учился в Екатеринбурге. В один день, идя после экзамена, недалеко от университета я встретил двух женщин. Первая была не из России, сказала, что она из Южной Кореи, говорила она на английском. Женщина постарше была ее переводчицей. Они задавали мне вопросы: нравится ли жить в Екатеринбурге, куда можно сходить. Эти женщины выглядели как туристы, которые первый раз приехали и интересуются, как дела у местных жителей. Я с ними разговорился», — вспоминает Влад.
В ходе непродолжительной беседы оказалось, что девушка-кореянка приехала в составе студенческой организации КАРП. С ней приехали другие студенты, и с ними тоже можно познакомиться. Влад согласился: «Мне всегда было интересно пообщаться с иностранцами. И тут выдалась возможность поговорить с теми, кто по-русски не говорит, но культурой России интересуется». Студенческий клуб находился недалеко от УрФУ. Придя туда, Влад начал общаться с его участниками. Один из участников предложил ему заполнить «странную анкету». «Кроме обычных вопросов, там были и другие. Например, большая ли у меня семья. Я подумал, может, в Южной Корее принято об этом спрашивать», — рассказывает Влад.
Затем он познакомился с мужчиной, который «всячески пытался найти общий язык» с Владом, просил рассказать о себе, а затем резко перешел на философские темы. «Это было достаточно необычно и резко. По его мнению, есть люди, которые разделены между собой, между людьми много конфликтов, и нам нужно стремиться к объединению. Якобы что-то случилось и люди должны стремиться к исправлению. Я подумал, что это странно. Еще мне показалось странным, что там висел портрет какого-то корейца».
Как выяснилось, кореец с портрета более известен как Мун Сон Мен, организатор Церкви Объединения, или секты мунитов. Мун считает себя божьим посланником, который пришел в этот мир, чтобы объединить людей, так как Иисус с этой миссией не справился. На такое ответственное задание Муна, по его словам, благословили Будда и Мухаммед. Объединять людей глава Церкви старался разными способами. Одним из них стали массовые церемонии бракосочетания. В ходе одной из таких церемоний в 1997 году одновременно женились более 30 тысяч пар.
Что происходит с адептами
Потеря контроля над своими действиями и мыслями, отказ от родственников и друзей, потеря материальных средств и другие последствия, с которыми сталкиваются адепты деструктивных сект, ощущаются не сразу. Чтобы стать частью такой организации, как правило, нужно пройти через несколько этапов. Их количество зависит от целей сообщества.
Секта Бориса Золотова, адептом которой хотели сделать Алину, проводит лекции и семинары. Сначала они кажутся безобидными: участникам рассказывают о хорошей и плохой энергии, совершенствовании внутреннего мира и новых знаниях, которые освобождают человеческое сознание от рамок. Алину такие беседы не испугали, а только заинтересовали: «Когда мы приехали на этот семинар, и я послушала разговоры об энергии, то подумала, что это необычно и круто. Все тут такие просвещенные, а значит, и я смогу побольше узнать про духовность. Даже записывала отдельные фразы в блокнот, который взяла с собой».
Если люди не уходят после первых лекций, то, по логике организаторов, это значит, что им можно рассказать больше об идеях секты, и есть вероятность, что они в них поверят. Так и происходит вербовка. На лекциях организаторы стали условно обозначать цель: «общими усилиями создать вокруг себя правильную энергию и стать сверхлюдьми». Это звучит куда страннее, чем слова о самосовершенствовании. В идеях «Золотого пути» Алина усомнилась на второй день, когда зашла речь о «возможном контакте с духами». «Тогда я и поняла, что нужно бежать и что, видимо, это нехорошее место». Но так подумал не каждый: поверив в слова организаторов и попав в состояние транса под влиянием «странной музыки и картинок», участники оказались в ловушке и стали подконтрольны секте. В этом и состоит цель таких семинаров. Ранее «Золотой путь» характеризовался более странными вещами: под влиянием самого Золотова люди наряжались в животных или вступали в сексуальные связи, чтобы «лучше почувствовать свою энергию и энергию других людей».
Более травмирующий опыт получила Соня, которая оказалась в псевдо художественном лагере. «Ты приходишь — и тебе обещают помочь раскрыть свой внутренний потенциал, стать лучшей версией себя. И он (руководитель лагеря — прим. The Vyshka) становится чуть ли не богом, который говорит тебе, что делать», — рассказывает Соня. Психологическая тактика такова: глава отбирает тех, кому плохо, обещает помочь, а в подходящий, по его мнению, момент переходит от мягкой помощи к унижению и подчинению себе человека. «Он владеет какими-то психологическими приемами, и люди начинают ему верить. Только потом этот человек начинает тебя оскорблять, отстранять от людей, убеждать, что ты никому не нужен», — вспоминает Соня. На этом этапе люди теряют контроль над своим сознанием и действиями:
У них мертвые глаза. Например, мужчина, в расцвете сил, ему 30 лет, но он настолько потерян, что не понимает, где и для чего находится. Ты на него смотришь — и будто он не перед тобой. Он оторван от мира, как и другие. Эти люди так долго не были в нормальном обществе, они дикие, у них никого нет.
Для того, чтобы подчинить себе психику человека, не всегда нужно проводить с ним беседы. Когда Вика пришла в «Искусство жизни», то, кроме занятия йогой и чтения мантр, последователей организации учили особым техникам дыхания. Девушке это казалось полезным: «Может быть, это было самовнушение, но это реально работало». Практика дыхания, о которой рассказала Вика, называется сударшан-крия. Это ритмичный тип дыхания, который должен снимать стресс и наполнять положительной энергией. Однако по своей сути сударшан-крия является холотропным дыханием, при котором наблюдается торможение коры головного мозга и сознание несколько меняется. Результат — эйфория и своего рода наркотический эффект. В ходе таких практик могут появляться галлюцинации, которые объясняются «Искусством жизни» как эффективность практик и переход к «высшему сознанию».
В некоторых случаях опыт нахождения в секте бывшие последователи считают положительным. Все сводится к типологии: не каждая организация оказывает разрушительное влияние. Об одном из таких сообществ рассказал Кирилл:
«Организация, в которой я оказался, отвечала всем моим требованиям: людей не принуждали делать то, что они не хотели». По словам Кирилла, в сообществе состояли люди, которые делали акцент на традиционализм и единение с природой. Именно поэтому проводились соответствующие активности: «Несколько раз мы собирались в лесу и устраивали там квесты, когда 80 человек просто бегали по лесу ночью». Кроме таких занятий, проводились более формальные собрания. «Отказ от собрания не поощрялся. Я не слышал, чтобы кого-то исключали за это, но это было нежелательно. Участники боялись быть исключенными: ты, не понимая почему, становился ближе к организации и к людям в ней и не хотел покидать сообщество», — рассказывает Кирилл.
В основе организации лежали идеи о поддержке и взаимопомощи, и по мере возможности все люди должны были помогать друг другу: «Это подразумевалось как должное: не оставить в беде и всегда помочь. Человек из абсолютно любой сферы мог оказать тебе помощь. Пишет кто-то в чат, кому нужна помощь в 4 утра, не объясняя, какая именно, один из участников берет такси и едет в это место». Кирилл вышел из секты из-за отсутствия времени посещать собрания и считает, что деструктивного влияния в рамках сообщества не было: «Там не было элемента принуждения, хотя участников настоятельно просили присутствовать на собраниях. Не знаю, почему было настолько важно присутствовать. Тем не менее, думаю, я нисколько не изменился: с какими взглядами пришел, с такими и ушел».
Есть ли выход
Выйти из тоталитарной секты зачастую сложнее, чем находиться в ней: организаторы не желают терять адептов и власть над ними, а сами адепты теряют способность совершать осознанные действия.
Соня уверена: от нее не отстанут.
Меня спасет, если он поймет, что я ему никак не нужна. И мне хочется уехать, чтобы быть как можно дальше. Для меня Россия теперь ассоциируется с сектой.
Алину, попавшую под влияние «золотовцев», тоже не хотели отпускать: в течение нескольких месяцев девушке постоянно звонили и писали. Такой опыт оказался травмирующим для психики, и Алине пришлось прорабатывать его с психологом. Однако, по словам девушки, она «легко отделалась»: «Мне, можно сказать, повезло, я себя в этом не потеряла. А многие уже давно. И это не исправить. Люди живут этим, отдают себя всецело каким-то людям, возомнившим себя сверхлюдьми, чуть ли не богами. Это противно и пугающе».
Руководители многих деструктивных сект стремятся к тому, чтобы их адепты прекратили общение с друзьями и родственниками: тогда ими легче манипулировать и легче привязать к себе. У таких адептов не остается никого и ничего кроме секты. В случае, если человек еще не глубоко погружен в деятельность такого сообщества и сохранил социальные связи, он может выйти благодаря близким людям. «Мой друг сыграл большую роль в том, что я решила уйти. Это уже тогда был звоночек для меня. Я со стороны посмотрела на это все и мне стало не по себе, я поняла, что что-то не так. Потом мы пообщались с моей мамой, и она сказала, что у меня была какая-то пустота в глазах. Когда нужно переживать, а я не переживала. И сейчас я думаю, что это нездоровая штука. Человек должен переживать, у него есть чувства. Мне пришлось это проработать с психологом», — вспоминает Вика.
Девушка осознала, что пребывание в «Искусстве жизни» имело негативные последствия. «Там была дружелюбная атмосфера, и мне казалось, что я находила ответы на вопросы, которые у меня были. Позже я поняла, что не все те идеи, которые мне пытались заложить в голову, были моими. Я действовала не потому, что я так считаю, а потому, что мне так говорили, за меня решали. Наверное, это самый главный урок: не нужно следовать тому, что тебе не близко, даже если это звучит красиво и возвышенно».
Как не стать жертвой тоталитарной секты
На данный момент в России действует более 300 деструктивных сект. При этом в российском законодательстве не существует понятий «секта» и «тоталитарная секта». И даже если бы эти термины были закреплены юридически, то доказать противоправность деятельности таких сообществ затруднительно: у секты, как правило, есть устав, свод правил, по которому она действует. Фактическая же деятельность очень часто отличается от устава: организаторы оказывают давление на людей, принуждают их к тем или иным действиям.
Кроме того, в России действует закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он позволяет гражданам распространять любые религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно поэтому обвинить деятелей сект в противозаконности и противоправности их действий еще сложнее.
Определенные успехи в борьбе с сектами демонстрирует Франция. В 1995 году французский парламент сформировал комиссию по расследованию деятельности сект и организации борьбы с ними, а несколько позже депутаты Национальной ассамблеи приняли законопроект, согласно которому манипуляция сознанием может считаться уголовным преступлением.
До тех пор, пока правовая база для тоталитарных сект в РФ отсутствует, лучшим способом обезопасить себя, по мнению наших героев, является накопление знаний по этой теме и их распространение. «Единственный путь — объяснять и рассказывать, — считает Соня. — Если такая информация будет скрываться, то люди даже не будут понимать, что такое существует. Каждый думает, что он не настолько глупый, чтобы оказаться в секте, но попасть туда может любой, и от этого больнее всего. Нужно быть осторожнее с людьми и ко всему относиться с умом».
Такого же мнения придерживается Кирилл: «Когда ты начинаешь с кем-то общаться, нужно понимать, что это, зачем это нужно и нужно ли вообще. Для меня был с детства глубокий страх попасть в секту. Элемент внушения достаточно сильный, а меня, наверное, было бы легко завербовать. Был страх с детства, а в сознательном возрасте появился уже и опыт. Нужно быть аккуратнее там, где это переходит рамки обычного общения. Такие организации буквально на каждом шагу, их можно встретить каждый день, даже не догадываясь об этом».
«Конечно, я бы хотела, чтобы такого опыта ни у кого не было, чтобы таких людей и организаций не существовало. Но это невозможно. Однако, если люди будут больше знать об этом, понимать, как устроены такие манипуляции, то они смогут не попасть в ловушку и не стать жертвой манипуляторов, не стать пищей для психопатов, строящих из себя великих людей», — убеждена Алина.
По мнению Вики, находясь в контакте с людьми, которые пытаются привить свои идеи и убеждения, нужно критически осмыслять то, что говорят. Ведь «если какие-то мысли появляются не потому, что ты логически до них дошел, а потому что тебе так сказали, то что-то явно не так».
«Ты туда приходишь, тебе рассказывают много умных вещей, это звучит интересно. Ты попадаешься на эту картинку идеальной жизни, которую они обещают. Но это иллюзия, и она поддерживается до тех пор, пока ты находишься в этой организации, пока ты делаешь то, что тебе говорят, и веришь в это. Если останешься там, то больше не будешь полноценным человеком со своими ценностями и навыками. Поэтому самый главный совет — не поддаваться иллюзиям, не верить сомнительным словам и не придерживаться того, что тебе навязывают».
Текст: Елена Лемясова
Редакторка: Анастасия Елфимова
Иллюстрации: Алика Миндарова