Они успели придумать TimePad
Нам удалось пообщаться с выпускницей факультета Бизнес-информатики ВШЭ, одним из основателей проекта TimePad – Дарьей Устюжаниной. Что это за зверь – проект в сфере IT? О том, как построить свой бизнес в стенах университета и где найти силы и средства для поддержания проекта на плаву
Начало пути
У компании трое основателей: Я, Люда и Артем. Мы сами заканчивали Вышку, а работать начинали в Бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ. Тогда он только появился и создавал среду, поддерживающую предпринимателей: в инкубаторе проводились мастер-классы и лекции с успешными предпринимателями, которые могли поделиться своим опытом. Со временем мы заразились этой темой и стали разделять принципы и идеалы, о которых рассказывали каждому новому человеку, приходящему в Бизнес-инкубатор.
Со временем мероприятий становилось все больше и больше, чуть ли не каждый день. Тут мы стали вешаться от того, как много людей надо было регистрировать. Все сыпалось на почту: заявки, которые нужно было собирать, переносить в Excel, подтверждать участие, напоминать о событии и вовремя относить на подпись в университетские инстанции, чтобы людей пропустили в здание. Бывало, кто-то забывал зарегистрироваться — и тут каждый раз начинались сложности. Приходилось бежать, договариваться с начальником здания, заново подписывать списки.
Была проблема – нашли решение
Проект появился благодаря желанию решить свою проблему: нам надоело тратить так много времени на монотонные операции — хотелось больше времени уделять подбору тем, спикеров и организационной деятельности, которой никто другой так же успешно не смог бы заниматься. Так появился первый вариант TimePad, он позволял регистрировать людей и собирать списки участников, отправлял письма-подтверждения и напоминания о событии. Этот инструмент стал нам экономить очень много времени. Люди из студенческой среды Вышки очень активны и тесно связаны между собой: многие друг друга знают, а потому, когда все услышали, что мы регистрируем участников через этот инструмент, нас стали обсуждать и о нас стали говорить. В стенах университета TimePad распространился очень быстро.
Сто первых клиентов мы привели сами за руку: они давали нам обратную связь, которая позволяла улучшать площадку.
И в какой-то момент мы поняли, что создали не просто инструмент для нас и друзей, а некий продукт, который пора выводить на рынок. Оказалось, что TimePad похож на проект из разряда тех, что делают люди, приходящие в инкубатор.
Бизнес-инкубатор и полезные связи
Являясь ядром инкубатора, ты сам себе оказываешь помощь: можешь прийти на те же мастер-классы и лекции и с кем-нибудь посоветоваться лично. Мы уже были в предпринимательской тусовке и достаточно быстро получали обратную связь.
Вообще, Вышка — это большая семья. Когда пересекаешься с человеком из университета по рабочим вопросам, то удается говорить на одном языке, плюс появляется дополнительная связь в виде воспоминаний и сети знакомых. Разные неформальные вещи тоже людей связывают: «А вот ты тоже ездил в Поречье…”. Про Поречье я шучу, но в Вышке многие что-то делают помимо учебы.
Полезен ли университет?
Не под запись, да? *смех*
Конечно, полезен. Я считаю, кто что хочет найти, тот это и найдет. По крайней мере, в мои годы на бизнес-информатике было два типа людей. Первый — люди, которые всегда сами программировали, увлекались этим и приходили на факультет уже с нужными знаниями. Они продолжали интересоваться околоразработческими темами, узнавая что-то связанное с ведением проектов и сбором требований. И второй тип — люди, которые вообще не умели программировать и даже не начинали этим интересоваться. Например, Артем у нас тоже с бизнес-информатики. Он технический директор и, естественно, умеет программировать, сейчас успешно руководит нашей командой разработчиков. Я же всегда смеюсь и говорю, что, конечно, могу написать код, если очень надо, но программирую как обезьяна.
И вот люди второго типа уходили в разработку информационных систем с точки зрения общения с заказчиками как менеджеры, которые понимают то, что говорят разработчики, и могут перевести это с русского на русский. И я скорее из этой линии, а Артем из другой — разработческой.
Что сейчас творится на факультете, я не до конца знаю. С момента появления факультета программной инженерии людей, которые умеют и хотят развиваться в разработке, должно было стать больше. А вообще, самое полезное, что точно остается после обучения в Вышке, – это образ мышления, способность справляться со сложными и порой непонятными сначала задачами. Ну, и контакты.
Стартовый капитал
Был достаточно долгий период, когда мы занимались TimePad в параллели с другими работами. Проект мы делали своими силами: первые прототипы Артем набрасывал, и потому деньги не сразу понадобились. Хватало наших рук, мозгов и времени. Необходимость в финансах мы ощутили, когда решили взять первого наемного сотрудника. Мы-то ничего не зарабатывали с проекта, только вкладывали.
Сначала хватало денег, которые мы собирали с других работ. Потом появился грант фонда Бортника — все эти деньги шли на зарплату нашему первому наемному сотруднику. Для меня это была баснословная сумма, потому что этот человек получал в 4 раза больше, чем я на другой работе. Он занимался back-end разработкой — закладывал с Артемом архитектуру системы.
Гранты. Как получить и чего опасаться
К получению гранта мы, конечно, готовились. Это оказалось не очень трудно, как вспоминается сейчас. Фонд Бортника дает гранты на научные разработки — было не очень просто вернуться в академическую среду и начать думать о TimePad как о научно-исследовательской деятельности. Насколько я помню, для фонда Бортника TimePad был чем-то вроде инновационной модели взаимодействия между участниками и организаторами мероприятий, в каком-то смысле так оно и было. Мы первыми выходили на рынок организации мероприятий с таким продуктом в России и сейчас являемся лидерами среди сервисов для организации событий.
Основные сложности для нас были связаны с определенным объемом бюрократической работы, которая всегда тесно связана с получением грантов. Спустя несколько месяцев мы уже научились быстро писать отчеты, а поначалу это занимало действительно много времени.
В целом, опыт позитивный, и, мне кажется, фонд Бортника делает большое дело для начинающих команд, давая финансирование на первые этапы разработки продукта. Я благодарна этому опыту.
Первые доходы
Проект как задумка появился в мае 2008 года. Наверное, год прошел с момента, как появились доходы. Первой бизнес-моделью был SAAS (Software as a service) — сервис по подписке. Это было модно на тот момент — все делали саасы, а аббревиатура SAAS звучала на каждой конференции. Мы предоставляли по подписке различные пакеты возможностей (функций).
Сейчас смеемся, что на этой модели заработали на чебуреки. В месяц получали около 50 тысяч, нереальные копейки.
После этого появилась модель, связанная с продажей билетов, вот она выстрелила гораздо лучше, и сейчас от SAAS у нас остались только какие-то пережитки. Мы с них особо деньги не получаем, но они позволяют подключить дополнительные функции за отдельную плату.
О работе с «Рамблер-Афиша» и подводных камнях
Была интересная история, когда у «Рамблер-Афиши» только начинал развиваться сервис «Рамблер.касса», через который сейчас можно приобрести билеты во многие кинотеатры. Компания тогда решила с нами пообщаться, потому что мы на тот момент уже четыре года были на рынке мероприятий и понимали, что происходит в сфере продажи билетов. Впоследствии разговор вышел на стратегическое партнерство: «Рамблер.касса» была направлена на работу с развлекательным сегментом и крупными организаторами, а мы умели хорошо обслуживать большое количество мелких и средних, так называемый “длинный хвост», событий. На данный момент нами пользуются 60 000 организаторов событий по всей России, и через нас каждый месяц распространяется около 300 000 билетов.
Но потом что-то пошло не так: у них сменилось полностью все руководство. А когда это происходит, меняются и приоритеты. Мы быстро смогли понять, что времена изменились, и прежнее стратегическое сотрудничество обеим компаниям неинтересно. Нам удалось выкупить свою долю у Рамблера, и, я думаю, это расставание было для нас очень правильным. Говорят, что инвестиции — это как женитьба. Когда остаешься с нелюбимой женой, она может побить тебя сковородкой. Благо мы успели разойтись мирно и вовремя, чтобы развиваться по отдельности.
Кризис мы переживем
Многие спрашивают о том, как мы справляемся. Честно говоря, я боюсь накаркать, но мы растем, и растем хорошими темпами. Кризис ударил по рекламному бизнесу: бюджеты стали меньше, люди начали осторожнее вкладывать деньги в продвижение. Эта часть нашего бизнеса просела, но продажи билетов чувствуют себя хорошо. Во время кризиса люди делают больше мероприятий — это позволяет привлекать дополнительные деньги в бизнесы.
Одна голова хорошо, а три лучше
У компании были разные периоды. Было время, когда все хорошо, а было, когда думали: “Господи, мы сейчас сдохнем!”.
Один момент связан с периодом, когда мы были абсолютно уверены, что нам нужны инвестиции, иначе проект скоро погибнет. За пару месяцев мы обошли весь (на тот момент относительно небольшой) рынок фондов и бизнес-ангелов, но ни с кем не договорились по разным причинам.
Пошел третий месяц, ничего не поменялось – мы думали, что находимся на грани гибели. А потом вдруг поняли, что времени прошло уже очень много, а проект все еще не загнулся и на что-то мы все еще живем.
Вот тут мы как заново посмотрели на ситуацию и осознали, что инвестиции нам вообще не нужны. И именно на следующий день предложения от инвесторов посыпались одно за другим.
Почему я вспомнила об этом? Потому что трое основателей могут оказать поддержку друг другу в трудные времена. И если даже двое повесили головы, один обязательно продолжал верить и говорил: “Светлое будущее там, пойдем!”. Естественно, не всегда легко договариваться, но нам уже семь с половиной лет, и мы справляемся.
О Дне Вышки и способностях студентов
День Вышки в Парке Горького — знаковое мероприятие для TimePad. Нигде больше мы пока что не сталкивались с тем, как 5000 билетов уходят за 5 минут. Первый год нашего сотрудничества с организаторами праздника показал нам, что студенты умеют подделывать билеты и делают это лучше, чем профессионалы на мероприятиях про сетевую безопасность. TimePad умеет с этим справляться: мы всегда знаем, какой конкретно билет был выдан на конкретное событие, поэтому мы выражали безумную гордость за тех, кто смог хитро подделать наши билеты, но, к сожалению, отправляли их домой.
Второй год показал нам, что студенты умеют заходить на сайт чаще, чем 100 раз в секунду — именно столько запросов поступало в нашу форму регистрации в течение всех 5 минут. Должна сказать, что хоть сайт действительно упал, он сделал это уже после того, как закончились места.
Фактически, волну регистраций мы выдержали, но уже не смогли рассказать остальным, что места действительно закончились.
В прошлом году нас также сильно удивили студенты, которые пытались перелезть через забор, хотя вся территория охранялась, они просто сразу прыгали в руки полиции или предлагали взятки в 5000 рублей для того, чтобы попасть на бесплатный концерт. Мы развиваем систему и совершенствуем процессы и уверены, что будем готовы ко Дню Вышки 2016. Интересно, чем студенты смогут удивить нас в этот раз?
Про команду и сотрудничество
Так получилось, что у нас переработало достаточно много народу из Вышки. Особенно на старте. Мы и сейчас ищем талантливых и хороших людей. Даже если у нас нет свободных вакансий, можно к нам постучаться и сказать: «Смотрите, я вам нужен, потому что я умею это и это. Встретьтесь со мной, посмотрите меня».
Чаще всего мы соглашаемся, потому что расширяемся, и необходимо искать кандидатов на будущее. Все вакансии отражены в нашем блоге. В данный момент мы ищем великолепных коммуникаторов, которые смогут рассказывать о TimePad организаторам событий и привлекать их к работе с нами.
Пишите нам на [email protected] — будем общаться!
Текст: Константин Валякин
Фото: Марьяна Балезина