2DizBfTvquM

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен: Часть 1. Особенности программ обмена ВШЭ

Корреспондент The Вышки Соня Дмитриева на собственном опыте разобралась, каково это - учиться по обмену

Существуют  дедлайнф подачи документов на программы обмена. 18 сентября и 16 октября – дедлайны подачи документов на программы обмена, начинающиеся зимой, а также до 8 февраля 17:00 и 4 марта 17:00 на программы начинающиеся осенью следующего учебного года (Подробную информацию по срокам можно найти тут). Если вы очень поторопитесь, то успеете подать заявку.

Поскольку процесс этот довольно занудный и утомительный, приятно подумать, что подготовка к программе обмена – это что-то вроде заданий Форт Боярда или Последнего героя. Пройдя через все круги ада испытания, вы получите приз, достойный усилий. Итак, начнем:

SFKDLFGJ

В первую очередь нужно понять, существует ли нужная вам программа, для этого необходимо перейти на сайт ВШЭ.

skkffgl

Если вы нашли интересный вам университет, то стоит приступить к сбору документов. Отдел международной академической мобильности создал собственный список.

Однако чаще всего университеты требуют дополнительные документы (их перечень можно найти, кликнув на ссылку выбранного университета, например. Среди этих документов может оказаться немаловажная заявка на предоставление общежития.

В условиях того, что после начала учебы у вас останется всего три дня на работу с учебной частью, нужно грамотно организовать тайм-менеджмент. Рассмотрим список документов, запрашиваемых Вышкой:

  • анкета участника программы (ссылка на сайте)
  • личное заявление (ссылка на сайте)
  • проект ИУПа (согласованный и подписанный в учебной части)
  • мотивационное письмо (на английском языке)
  • резюме (на английском языке)
  • ведомость с оценками
  • международный сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком
  • рекомендательные письма (на английском языке)

Как мне кажется, разумно было бы заполнить и собрать в последние дни каникул:

  • анкету участника программы
  • личное заявление
  • мотивационное письмо(на английском языке)
  • резюме (на английском языке)
  • международный сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком (в прошлом году достаточно было предоставить справку с кафедры о знании языка, поэтому я бы посоветовала бы созвониться с отделом академической мобильности и уточнить, обязателен ли сертификат)

А также списаться с преподавателями по поводу рекомендательных писем.

И, что очень важно, составить приблизительный проект ИУПа (об этом в пункте 4).

После каникул вы стремительно направляетесь в учебную часть с тем, чтобы:

  • согласовать и подписать проект ИУПа
  • запросить ведомость с оценками

Затем со всем этим замечательным набором нужно отправиться по адресу Мясницкая, 40  и отдать все собранное за последние дни.

kldld

Первая немаловажная вещь, которую нужно понять,– это то, что составлением ИУПа занимаетесь вы, а не учебная часть. Вторая – что это самое энерго/эмоционально- затратное занятие, с которым вам придется столкнуться в связи с программой обмена. Что же означает словосочетание «проект индивидуального учебного плана»? Эти загадочные слова определят академическую составляющую вашего полугодия за границей, но (!) не нужно относиться к этому слишком серьезно (не случайно это проект ИУПа, а не ИУП), так как поправки можно будет вносить до января/сентября, согласовывая их с обоими университетами. Какие подвиги нужно совершить и что учитывать, чтобы составить ИУП?

1)   Найти раздел с курсами принимающего университета (естественно, курсы будут только на этот год, так что все может кардинально измениться, но, как уже было замечено, это не смертельно). Кстати, казалось бы, найти курсы на сайте проще простого, но на самом-то деле это занятие может занять больше часа, так что не откладывайте все на последний момент... Хотя он, в принципе, уже наступил.

2)   Курсы университета обычно делятся по двум важным признакам. Во-первых, есть специальные курсы для студентов по обмену, к ним стоит присмотреться, так как они могут быть полезны как источник общей информации о стране или городе. Во-вторых, курсы делятся на те, которые читаются на английском языке и те, которые читаются на языке страны, в которую вы направляетесь.

СОВЕТ: на вашем месте я бы выбрала второй вариант и в течение оставшегося до сентября времени интенсивно или нет подтянула бы язык до уровня А1-А2-В1, и тогда учеба на этом языке станет отличной практикой.

ВАЖНО: существование курсов исключительно для студентов по обмену ни в коем случае не означает, что вы можете брать только эти курсы. Выбирать нужно, в первую очередь из общего перечня всех факультетов (пример).

3)   Теперь вам нужно открыть ваш базовый учебный план следующего или текущего курса, в зависимости от сроков программы (пример: http://www.hse.ru/ba/cultural/rups/), и выписать из него все предметы, которые будут читаться в том семестре, в котором вы собираетесь поехать.

4)   А теперь самое интересное. Начинается увлекательная игра, подобная настольной игре в «парочки»: нужно найти соответствия наибольшему количеству курсов из составленного вами списка в перечне курсов принимающего университета.

5)   Если вдруг курс называется «Социология культуры», а искомый вами курс – «Социология», ничего страшного. На самом деле принятие подобных несоответствий целиком и полностью зависит от вашей учебной части. Если вы думаете, что вам все ваши соответствия не нравятся, а вы бы скорее предпочли заниматься биоинженерией – почему бы и нет? Вы всегда можете посещать курсы вольнослушателем! Если вдруг вы не нашли соответствия всем курсам – не переживайте! Вы можете договориться с учебной частью о дистанционном изучении нескольких курсов или о переносе их сдачи на другой модуль.

ВАЖНО: обращать особое внимание нужно на четыре вещи – 1) язык курса; 2) семестр/модуль, в котором он читается; 3) количество кредитов (да, тех самых сказочных из курса БЖД); 4) академический уровень программы, на которой читается курс - бакалаврская/магистерская и т.д. (firstcycledegree– бакалавр, secondcycledegree– магистр и т.д.)

6)   Отдельно о кредитах: вам их кровь из носа нужно набрать 30 в первом полугодии и 60 в году (либо исключительно за счет курсов в принимающем ВУЗе, либо за счет них и за счет сдачи вышкнских курсов и их дистанционного прохождения).

7)   Итак, вы преодолели самое большое испытание, и осталось лишь согласовать ИУП или внести в него поправки в учебной части.

SONY DSC

Это самый загадочный пункт. Как всех отбирают? – абсолютно непонятно. В прошлом году не нужно было сдавать даже резюме и рекомендательные письма, так что конкурс основывался на месте в рейтинге, которое указывается в анкете, и справке/сертификате о знании языка. В общем, это в большей степени русская рулетка, чем показатель чего-либо.

Советую расслабиться и ждать результатов конкурса. Если вдруг не получилось, «не паникуйте», у вас уже будет собранный комплект документов на будущую подачу заявлений.

Проверяйте почту. Туда придет не только подтверждение от Вышки, но и официальное приглашение от университета, которое вам впоследствии понадобиться для визы.

KDLFL

Это то, что не сделала я, так как сдавала ЕГЭ и была немножко не в себе. Нужно обязательно подать заявку на финансирование ВШЭ. Не получилось и у моей знакомой, которой долго не отвечал отдел мобильности и не давал информации о дедлайне, поэтому обязательно узнайте о сроках подачи заявлений, когда будете сдавать все документы в отдел. Деньги выигрывают немногие, но вдруг повезет.

оддд

 

Задумайтесь о проживании заранее. Я делала все в последний месяц по определенным обстоятельствам, и зря.

ЛАЙФХАК: нужно разузнать у местных или у побывавших на местном сайте аренды жилья (вот там, в отличие от Airbnb, например, будут выгодные предложения) + у каждого университета есть свои студенческие или даже отдельные жилищно-студенческие группы на фейсбуке, где все активно ищут соседа/ку в двушку + у каждого университета есть так называемый housingoffice, который после получения эмейла от вас найдет вам доступные варианты проживания.

СОВЕТ: мне повезло, я попала в общежитие, в котором жило 250 человек, и должна сказать, что впечатления от общения с этими людьми составили 50 (если не больше) процентов впечатлений от поездки, поэтому, на мой взгляд, самый пагубный вариант – жить в квартире c русскими друзьями (никакой практики языка и никакого интернационального общения).

дддЖелательно заранее (например, в июле) собрать и подать документы на академическую визу (их много, но «не паникуйте!», вы со всем справитесь). Они варьируются в зависимости от ВУЗа, но среди важного там точно будут приглашение от университета, справка о финансировании (очень важный момент) и подтверждение проживания (вот почему нужно подумать о проживании заранее).

kl

Не забывайте родину, многие курсы у вас будут продолжаться во втором полугодии, так что переговорите/спишитесь с преподавателями и попросите у них список литературы и дополнительные домашние задания. Не бойтесь писать эмейлы ВСЕМ (преподавателям Вышки, принимающего университета, владельцам квартир, отделу академической мобильности и т.д.).

олдд

Не паникуйте. У вас, правда, все получится. У меня получилось даже без этой инструкции. Честно скажу, что отдел международной академической мобильности (по крайней мере, в прошлом году) не мог ответить на многие вопросы, поэтому придется искать ответы самому (на сайте университета, посольства, списываясь с отделом академической мобильности принимающего университета).

Очень надеюсь, что эта инструкция поможет вам быстро все оформить и сдать. В случае, если она действительно оказала вам помощь или у вас остались вопросы, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях к сообществу The Вышки в VK. Удачи!

 Соня Дмитриева