Мои прошедшие студенческие: от первокурсника до преподавателя
Университетские годы – если не самые запоминающиеся, то точно одни из самых насыщенных. Существует мнение, что студенчество – лучшие годы жизни. Теперь и московская редакция The Вышки решила выяснить, какие яркие моменты студенческой поры больше всего запомнились преподавателям нашего университета.
Макаренко Виктор Петрович, старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ
В 1988 году закончил специалитет в Коломенском педагогическом институте по специальности «Английский и немецкий языки».
Об учебе
Могу сказать, что к экзаменам мы готовились очень много и тщательно. Профилирующим предметам уделялось особое внимание. И это была не просто подготовка к экзаменам, а каждодневная работа, когда на протяжении всего года ты, как пчела, работаешь в лаборатории, в библиотеке, пишешь, читаешь. Прежде всего, не хотелось лишаться стипендии. Хотя бывали и такие случаи. Если ты не сдал сессию, то ты год без стипендии. Это создавало дополнительные проблемы. Чтобы можно было позволить себе более или менее нормально жить, приходилось подрабатывать: разгружать вагоны, выполнять другую работу под срочный заказ. В такие времена очень уставали. Иногда засыпали прямо на занятиях.
Как-то услышал сквозь сон такой вопрос от преподавателя: «Victor, are you with us?» Сразу просыпаешься, и становится стыдно. Друзья хихикают над тобой. Но мы все успевали, хватало времени и повеселиться, и поучиться.
Смотрели, как распределяют свое время старшекурсники, и поступали «по образу и подобию». Как правило, с утра до вечера занимались, старались все сделать по-максимуму, а потом, естественно, развлекались: шли в кино, на дискотеку, устраивали веселый «междусобойчик». Но отношение к учебе, к профилирующим предметам, было крайне серьезным. Мы очень много думали о своей перспективе, и все мысли подчиняли ей. Хотя это было не в тягость, скорее как что-то воображаемое и очень заманчивое.
Среди моих преподавателей больше всего запомнилась Нина Александровна, преподавательница фонетики и практики речи. Мы все были от нее в восторге!. Она была добрая, открытая и строгая. Умела шутить и подкалывать нас, если мы ленились. За одну-единственную ошибку в произношении сразу ставила четверку (по 5-балльной шкале). Если допускаешь ошибку в интонации — тоже минус один балл. И это после бесконечных слушаний в лаборатории.
Слушаешь-повторяешь, слушаешь-повторяешь, и так часа три-четыре в наушниках. Когда под вечер выходишь из лаборатории, голова уже не соображает, и ты, как зомби, продолжаешь шептать то, что наговаривали носители языка. Это просто отпечатывалось в голове, но ошибки все равно делали.
На государственном экзамене по фонетике мне поставили «четверку» за одну интонационную ошибку. Зато потом, приехав в Лондон, одна из местных служащих сказала, что я мог бы преподавать в их школе фонетику. Надеюсь, это был комплимент.
О жизни в общежитии
В общежитии ребята были со всего Союза. Все со своими обычаями, традициями, знаниями кухни в том числе. Поэтому было и весело, и интересно. Жизнь полностью независима, если чего-то не хватало, подрабатывали. На стипендию можно было снимать комнату и покупать продукты. Иногда сходить в кафе, купить судака под майонезом и позволить себе алкогольный коктейль. Полки магазинов в то время особенным изобилием продуктов и товаров не отличались. В провинции тем более.
В основном была крупа: рис, гречка, еще любили готовить макароны по-флотски, т.е. макароны с тушенкой. Молочные продукты в магазинах были дозированы. Если успевали купить – хорошо. Если нет – ждали следующий день.
В общежитии готовили из картошки, которую собирали на поле в начале учебного года. За полтора месяца собирали урожай картофеля, свеклы, моркови. Работали как правило с 9 утра до 2-3 часов дня. Потом возвращались в лагерь и отдыхали. С нами жили и преподаватели. Устраивали всякие соревнования, конкурсы, песни под гитару и прочее. Все как в старом кино. Там же была столовая и ночлег. Все вполне цивилизованно, только без гаджетов. Телевизор был один человек на 200.
О традициях
Главной нашей традицией было катание в металлических тазах в начале каждого учебного года. Это те тазы, в которых раньше стирали белье или солили капусту. Общежития были коридорного типа, и комнаты шли в разные стороны. Такое большое пятиэтажное кирпичное общежитие, где на каждом этаже располагался свой факультет. Мы жили на втором. Пол в коридорах был кафельный, из стандартной маленькой плитки желто-красного цвета, кататься по которой было очень удобно.
Берешь таз, садишься и несешься в нем по коридору. Тебя с сильным грохотом тянут три человека, как тройка запряженных лошадей, и несёшься через весь коридор метров 50-70 точно. Конечно, попадало от коменданта, если тебя поймали. Но все делалось быстро и эффектно.
Весь факультет стоял вдоль стен и наблюдал это шоу, а потом также моментально все исчезали в комнатах. К тому моменту, когда комендант (пожилая женщина) поднимался на этаж, в коридоре уже никого не было. Оставшиеся делали вид, что ничего не произошло и вели себя как ни в чем не бывало. В комнатах в это время стоял тихий хохот.
Были и другие традиции. Мы отмечали всякие иностранные праздники, поскольку учились на «инъязе». На Рождество всегда готовили сами концертную программу в общежитии, там у нас был и Санта Клаус, и Снегурочка. Все это с хорошим вкусно приготовленным столом, песнями, анекдотами, шутками и дискотекой. Это было целое шоу, и не всегда безопасное.
О трендах в кино
Тогда Коломна была некой законодательницей в плане премьерных кинопоказов. Существовал такой порядок: прежде чем пускать фильмы в прокат в московских кинотеатрах, их все время испытывали на других площадках, и в частности, в Коломне. Проверяли, какая будет реакция населения. Если были аншлаги, фильмы показывали в Москве в центральных кинотеатрах: Россия, Октябрь, Художественный и Зарядье. Поэтому всегда, когда в Москве меня друзья звали в кино, получалось так, что все эти фильмы я уже видел. Мы смотрели самые разные картины, многие из которых сейчас уже считаются классикой.
Были очень хорошие премьеры японских, польских, китайских, итальянских фильмов, некоторые повторно ходил смотреть в Москве, настолько они были хороши. И сейчас с удовольствием их смотрю, если показывают по телевидению.
Обращение к нынешним студентам
Студент должен быть как губка, впитывать все знания которые предлагают. Студент — это тоже человек, который знает и испытывает и плохое, и хорошее — все, что предлагает жизнь. В конечном итоге все плохое отторгается, а хорошее остается и запоминается. Следует учиться на всех ошибках, которые ты совершаешь, наблюдать за ошибками других, чтобы понять, проанализировать и сделать правильный вывод. Важно учиться находить прелести даже в том, что на первый взгляд вам кажется неинтересным и лишним.
В жизни бывает так, что тебе достается именно то, к чему ты меньше всего тяготел или научился. А сейчас это должно стать твоим прямым средством заработка, потому что пока нет другой альтернативы. В этом случае приходится быстрым темпом восполнять пробел.
Не стоит также потакать только своим собственным желаниям и в учебе, и в жизни. Это, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Не стоит бояться спрашивать совета у тех педагогов, преподавателей, которые с вами работают. Многие их рекомендации стоят того, чтобы к ним прислушаться. Не бойтесь делиться своими знаниями со сверстниками, особенно если они вас об этом просят. Вы ничего не теряете. Главное, будьте открыты всему и учитесь заставлять себя делать то, чего делать чаще всего не очень-то хочется. Воспитывайте себя чаще через «не хочу». В хорошем смысле этого слова. Молодость – самое подходящее для этого время.
Прокофьев Вадим Николаевич, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
В 1999 году закончил специалитет факультета социологии, экономики и права в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Социология». В 2003 году стал кандидатом философских наук в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по специальности «Онтология и теория познания». В 2011 году закончил специалитет юридического факультета в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по специальности «Юриспруденция».
Об отличиях школьной жизни и университетской
Если в школе я всегда считался ребенком, хотя сам себя таковым и не считал, и относились ко мне сугубо с позиции «взрослый ребенок» (психологический термин), то в университете, уже начиная с первого курса, я был для всех уже полностью сформировавшейся личностью, что мне очень импонировало. Я чувствовал, что наконец-то попал в среду, где ко мне относятся с уважением и дают понять, что только от моих собственных усилий и усердия зависит успешный результат.
Об учебе
Так получилось, что у меня фактически три образования: социологическое, юридическое и философское. Наверное, самое серьезное и заметное для меня образование – это обучение на юридическом факультете МГУ, который я закончил с красным дипломом.
Я хорошо помню одну особенность, которая, как мне потом объяснили, свойственна всем начинающим юристам — это увлечение уголовным правом. Первую свою курсовую работу я написал на тему «Смертная казнь как превентивная мера совершения особо тяжких и тяжких преступлений». Поначалу студентам хочется писать о чем-то грандиозном. Со временем я понял, что для работы мне лучше подходит государственно-правовая специализация.
Запомнился мне преподаватель истории зарубежного права, профессор Пристанский, который, несмотря на свой почтенный возраст, владел всеми техническими девайсами, необходимыми для мониторинга студентов, пытавшихся тем или иным образом схитрить и списать на экзаменах. Помню, как кто-то пытался выслать товарищу СМСку следующего рода: «Света, срочно помоги с вопросом». Так он моментально это отследил и начал смотреть зачетки, чтобы вычислить эту Свету. А после этого уже начал глушить переписку. Вот такой был курьезный момент. Ну а так студент всегда остается студентом: помню, у нас был один на курсе, которому было около пятидесяти, и даже он, уже седой, тоже иногда грешил списываниями.
Об однокурсниках и мечтах
У меня сложились очень хорошие отношения с ребятами, поскольку все мы были ориентированы на приобретение конкретных прикладных знаний, при этом с каким-то опытом жизни. Все это нам позволило, с одной стороны, не мешать друг другу во время занятий, а с другой стороны, скооперироваться и установить как дружеские, так и партнерские отношения.
Так получилось, что юность наша пришлась как раз на начало девяностых, поэтому мы все хотели быть коммерсантами, или, как тогда их называли, кооператорами. Мечтали разбогатеть, хотели стать капитанами бизнеса, причем независимо от того, на кого кто учился. Такое время было.
О роли музыки
Скажу так, в юности, то есть в период моего первого образования, музыка занимала огромное место в нашей жизни. Мы условно делились на тех, кто отдавал предпочтение гитарной музыке, и на тех, кто любил так называемые рейвы с техно-танцевальной музыкой, которые тогда только появились. Я на тот момент был фанатом таких групп, как «Metallica» и «The Prodigy». Когда мы обучались на юриспруденции, музыка стала занимать меньшее место и перестала быть тем социокультурным фоном, каковым была раньше. Поэтому я, хоть и являюсь меломаном, уже почти не делился ни с кем своими предпочтениями, так как на эту тему речи почти не заходило.
Обращение к нынешним студентам
Во-первых, помните, что на первых курсах летом очень важно выделять хотя бы один месяц, полностью посвященный отдыху. Несмотря на нагрузку, студенчество – это единственная пора, когда человек может себе позволить такое хорошее безудержное веселье. В будущем с работой это будет гораздо сложнее, потому что даже в случае отпуска будет очень много дел и планов, и такого раздолья и вольности уже не будет.
Во-вторых, старайтесь проводить время более коммуникабельно, участвуйте в групповых проектах, ездите куда-то вместе, учите языки, особенно редкие, если есть возможность. То есть не теряйте время даром: летом один месяц отдыхайте, а другие одиннадцать — работайте. А главное дружите, потому как студенческие друзья – это те люди, на которых вы потом будете опираться всю оставшуюся жизнь.
Макаров Алексей Алексеевич, профессор, заведующий общеуниверситетской кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ
В 1980 году закончил специалитет механико-математического факультета в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по специальности «Математика». В 1988 году стал кандидатом физико-математических наук факультета в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по специальности «Теория вероятностей и математическая статистика».
О рациональности
Все годы своего обучения я действовал очень рационально. Когда я был школьником, мне надо было проходить пешком весь Университетский проспект, чтобы добраться от дома до Второй физико-математической школы, что занимало у меня ровно полчаса. Потом я вырос и понял, что этот путь нужно и можно сократить. Московский государственный университет находился как раз посередине между школой и моим домом. Так, поступив туда, я сократил свой путь ровно наполовину, потому что дорога от дома до университета занимала у меня 15 минут.
Об учебе
За годы учебы мне удалось получить две «тройки». Что удивительно, поставили их преподаватели с одной и той же фамилией, это брат и сестра Венцели. Но я не держу на них зла, потому что «тройку» по дифференциальным уравнениям я получил за то, что, отнимая от трех один, получил один. Начиная с середины третьего курса я учился только на отлично.
У нас на мехмате была одна любимая история. Приходит преподаватель на экзамен и говорит: “Кто согласен на «тройку», поднимите руку”. Радостные студенты быстро поднимают руки, он собирает зачетки, проставляет тройки и прощается с ними. Затем таким же образом прощается с теми, кто согласился на «четверку». Наконец, говорит оставшимся: “Ну что же, сдавайте зачетки, «пять» так «пять»”.
На четвертом курсе у нас был полугодовой курс «Этика и эстетика». По нему были только лекции, поэтому, когда пришло время экзамена, случилось следующее. Представьте себе: 450 студентов и один единственный лектор, которому нужно принимать экзамен. На вопрос о том, как же это делать, лектор предложил студентам выделить из своей среды одного человека, у которого он и примет экзамен. В зависимости от того, на что он сдаст, преподаватель и поставит всем оценки. И, о, ужас, выбор курса пал на меня. Но, так как я все-таки проявлял интерес к гуманитарным знаниям, дело кончилось благополучно, и всему курсу поставили «отлично».
На всю мою студенческую активность накладывал большой отпечаток спорт. Я пропускал много занятий во время учебы, потому что в то время уже был кандидатом в мастера спорта по бадминтону. Выступал и за команду МГУ, и в рамках спортивного общества «Буревестник» ездил на многие юниорские и взрослые соревнования. Отъезд на соревнования – минус неделя учебы.
О времяпровождении и спорте
Отношение с университетскими ребятами – одно из самых светлых воспоминаний о студенчестве. На младших курсах мы любили выбираться загород, в какие-то походы с ночевками. Я, одновременно с бадминтоном, профессионально увлекался горными лыжами (до сих пор увлекаюсь и занимаю призовые места на вышкинском первенстве по горным лыжам). У всех, кто любил горные лыжи, была традиция уезжать на Карпаты в зимние каникулы. Выезд туда был действительно массовым, так как нас было человек 250: студенты с разных факультетов, преподаватели и наши одноклассники, с которыми мы дружили.
Ездили мы в маленькую карпатскую деревушку Грабовец. Так как я хорошо катался на лыжах, я жил обычно в крестьянском доме вместе с профессорами и тренерами, и там мы вместе с ними пили не только чай (что еще делать в глухой деревушке в зимнее время?).
Характерным моментом для студенческой жизни того времени были летние спортивные лагеря. У Московского университета таких лагерей было два, и обычно наша бадминтонная команда выбиралась на летний сбор в лагерь в Пицунде, в Абхазии. В смену входило человек 500, что давало нам возможность пообщаться с большим количеством людей.
На летние спортивные сборы в этот лагерь выезжали спортсмены самых разных видов спорта, включая участников и победителей олимпийских игр. Помню один случай из такой поездки. Понятно, что после обеда студентам положен тихий час. Я и мои друзья проводили его так. В лагере все мы жили в деревянных домиках с большими открытыми верандами. В самом верху на горе стоял домик начальника лагеря. Вот, я и мои коллеги садились на веранде этого дома и играли в преферанс. Проигравший в эту игру должен был либо отжиматься, либо прыгать разножку, либо прокачать пресс за каждый проигранный вист. Помню, как будущий председатель профкома МГУ, мастер спорта по легкой атлетике показательно отжимался перед студентами за свой проигрыш. Как видите, спорт стирает все границы, так что случалось всякое.
Обращение к нынешним студентам
Прежде всего, общайтесь, общайтесь и между собой, и с ребятами других факультетов, потому что та среда, в которую вы попали, будет помогать вам в течение всей жизни. Общайтесь также и со своими преподавателями. В Вышке собран абсолютно уникальный коллектив. Это люди, которые реально влияют на судьбу страны, и их здесь очень много. Ну и помните, что чему-либо научиться можете только вы сами, а мы лишь пытаемся вам в этом помочь.
Проявляйте интерес, к тому, что вам нравится, читайте больше книг. Наука – это не только то, что говорит преподаватель в аудитории, она гораздо шире.
Наш учебный процесс устроен так, что на аудиторные занятия дается очень немного времени. Мы рассчитываем на то, что вы сами читаете, учите и проявляете интерес. Так вот, пользуйтесь этой возможностью, потому что все, что вы закладываете в себя сейчас, станет тем фундаментом, по которому вас будут ценить и оценивать. Стремитесь, боритесь, вкладывайтесь в учебу.